Что вам точно не расскажет Мэр Москвы С.Собянин о новом бюджете города
На очередном заседании Московской городской Думы Мэр Москвы Сергей Собянин выступит с традиционным отчетом о проделанной работе и городском бюджете на 2017 год и плановый период 2018-2019 годы.
Андрей
Евгеньевич
Эксперты КПРФ провели детальный анализ документа. «Если
отбросить лозунги о «социальном бюджете» и выдуманном дефиците, а просто соотнести
показатели, то возникает много вопросов о возможности выполнить городом
обязательства в заявленном объеме. Бюджет Москвы полон системных просчетов.
Есть вещи, которые открыто обсуждать не принято, но реальная картина расходов
значительно отличается от той, которую нам рисуют чиновники», - сказал
руководитель фракции КПРФ в МГД Андрей Клычков.
Андрей Клычков предлагает москвичам обратить внимание
на следующие особенности нового бюджета, о которых городские чиновники обычно
не говорят:
Во-первых, важно понять, что «социальность» бюджета -
это миф. Самым дорогим для города остается развитие транспортной
инфраструктуры. По объему финансирования программа «Развитие транспортной
системы» опережает все остальные целевые программы. Доля расходов на
транспортную инфраструктуру в адресной инвестиционной программе также более
65%.
В то время как «социальные» расходы на
здравоохранение, образование и ЖКХ последовательно урезаются. В плановом
периоде они составят: в части жилищно-коммунального хозяйства – 302,4 млрд.
рублей в 2017 году, 250,1 млрд. рублей в 2018 году и 246,2 млрд. рублей в 2019
году; по образованию – 283,3 , 276,1 и 276 млрд. рублей, по здравоохранению – 190,5
, 184,6 и 170,8 млрд. рублей соответственно.
Во-вторых, дефицит московского бюджета носит
«бумажный» характер. Его сформировали, чтобы прикрыть непопулярные политические
решения о сокращении важных для города статей расходов. Фактически на 1
сентября 2016 года по данным Минфина России размер государственного долга
Москвы составляет 107,8 млрд. рублей. Плановый дефицит бюджета 2016 года
составляет 170,1 млрд. рублей, а на 2017 год проект бюджета предусматривает
дефицит в размере 217,9 млрд. рублей. Однако в прогнозе
социально-экономического развития Москвы указано: долговая нагрузка на бюджет в
течение ближайших трех лет будет сведена к историческому минимуму. В частности,
в 2017 году планируется погашение бюджетного кредита. Это возможно только в
случае запланированного неисполнения бюджета. С 2010 года уровень исполнения
расходной части бюджета Москвы составляет от 88 до 90 процентов. До прихода Мэра
Собянина этот показатель был значительно выше - от 93 до 95 процентов. Систематическое
невыполнение расходной части бюджета оборачивается профицитом, как это
произошло, в частности, в 2015 году, когда отклонение балансирующего показателя
от утвержденного законом ориентира составило почти 300 млрд. рублей. Это при
том, что немало статей бюджета недофинансируется.
В-третьих, Москва только отчасти флагман стабильности
и благополучия. По многим показателям столица отстает от других российских
регионов, в том числе из-за неэффективности экономических мер Правительства
Москвы. В частности, уровень промышленного производства в Москве в 2015 году
снизился на 5,1%, что значительно выше среднероссийского показателя (3,4%). Сальдированная
прибыль компаний за январь-июль 2016 снизилась на 4,6% к аналогичному периоду
прошлого года при росте на 4,7% в среднем по стране. Строительство жилых домов
за январь-август 2016 года в Москве снизилось на 31,2%, что более, чем в 5 раз
превысило средние темпы падения ввода жилплощади по России (5,8%).
В-четвертых, в Москве люди беднеют быстрее, чем в
целом по стране. Это связано не только с общей экономической ситуацией, но и с
конкретными действиями городских властей. Падение реальных доходов населения в
Москве (7,2% за январь-июль 2016 года) значительно превысило среднероссийский
уровень (5,1%). Оборот розничной торговли в Москве упал на 14% в минувшем году
против 10% в среднем по стране, и еще на 12% за январь-август текущего года
(при снижении на 5,7% по стране), что стало результатом целенаправленной
политики по вытеснению малого бизнеса из указанного сегмента рынка с его
замещением крупными торговыми сетями, которые получают возможность
устанавливать монопольно высокий уровень наценки. Подтверждением этому факту
являются официальные данные Росстата: рост цен в Москве составил 14,2% против
12,9% по России в 2015 году, и 4,8% против 3,9% за январь-август 2016 года.
В-пятых, бюджет Москвы - это не просто цифры.
Выполнение бюджета города касается каждого жителя Москвы. Так, решение о
сокращении количества медицинских работников и учреждений негативно отразилось
на качестве здравоохранения. Невозможно увольнять врачей без последствий для
населения. За 2015 год смертность в Москве выросла на 3,9%, с 117,391 до
121,954 тыс. человек. Причем в среднем по стране за этот период смертность
сократилась на 0,1%. В 2016 году
смертность по стране сократилась более чем на 3,2%, тогда как в Москве всего на
0,3%. Вслед за расходами на здравоохранение запланировано сокращение ряда
статей программы «Развитие коммунально-инженерной инфраструктуры и
энергосбережение». Учитывая высокий износ инфраструктуры жизнедеятельности
города, свертывание финансирования работ по ее обновлению недопустимо и может
привести к трагическим последствиям.
В-шестых, бюджет Москвы перестает соответствовать
реальным проблемам и задачам. Многие статьи расходов наращиваются по инерции,
без учета социально-экономических проблем. В 2017 году планируется направить
свыше 11 млрд. рублей на развитие праздничной иллюминации и освещения. Эта
сумма указана в госпрограмме «Развитие коммунально-инженерной инфраструктуры и
энергосбережение». По ряду критически важных для развития и безопасности города
позиций ассигнования снижаются, а праздничный календарь формируется как в
тучные годы конца нулевых.
Как поясняет руководитель фракции КПРФ в МГД Андрей
Клычков, с учетом проведенного анализа городских экономических показателей, депутаты
планируют признать работу Правительства Москвы в отчетный период
неудовлетворительной, а законопроект о бюджете в представленном виде депутаты
КПРФ не поддержат.
«КПРФ требует не игнорировать хроническое недофинансирование важнейших направлений бюджета города, ведущее к существенному снижению уровня жизни и инвестиционной привлекательности Москвы. Также мы предложим поправки в законопроект, направленные на корректировку расходов в пользу городской социальной сферы», - сказал А.Клычков.