Коммунистическая Партия
Российской Федерации
КПРФ
Официальный интернет-сайт
Полный вариант выступления от фракции КПРФ депутата Госдумы Сергея Обухова по отчету Уполномоченного по правам человека.
Уважаемые коллеги!
Нам представлен масштабный доклад, который фактически завершает две пятилетки Татьяны Николаевны Москальковой на посту Уполномоченного.
В докладе продемонстрирована трансформация института из классического правозащитного органа в многофункциональную систему обратной связи российской политической системы, адаптированную к вызовам времени (СВО, санкции, цифровизация).
Да, институт Уполномоченного создавался парламентом в том числе ради прагматичной, на тот момент, цели – соответствия стандартам Совета Европы и вступления в эту международную организацию.
Сегодня, когда спустя 28 лет, когда Совет Европы нам уже не указ, мы как парламент имеем «боевого помощника», который решает проблемы обратной связи власти и общества, в том числе благодаря дополнительным полномочиям по взаимодействию с судебной системой, которых нет у депутатов.
Год назад, когда мы анализировали предыдущий доклад, от имени фракции КПРФ делался тревожный вывод по поводу сверхвысоких отчетных показателей количества обращений граждан и в Думу, и к Уполномоченному. Сегодня, по итогам 2025 года, эти показатели еще выше. Причем по теме СВО — 72,6 тыс., здесь рост еще более значительный.
Мы вместе с Уполномоченным ответили на это внедрением очередной государственной информационной системы. Но цифровизация не отменит бездушие регионального чиновничьего аппарата, которое все наши депутатские меры не в состоянии укротить.
Так что мой прошлогодний вывод остается в силе: если сотни тысяч человек не смогли найти «правды» на местах, это значит, что «армия чиновников» (которых в два раза больше, чем в СССР) не смогла или не захотела помочь людям. Это очередное свидетельство их неэффективности. А депутаты и Уполномоченные по правам человека — лишь громоотвод в этой неэффективной системе.
Год назад с этой трибуны фракция КПРФ поддержала инициативу Уполномоченного о законодательном сокращении сроков рассмотрения обращений участников СВО и их родственников до предельного срока в 10 календарных суток. К сожалению, на днях Комитет по развитию гражданского общества заблокировал голосами «Единой России» и «Новых людей» предложение сократить срок хотя бы до двух недель. КПРФ и «Справедливая Россия» на деле продвигали инициативу Уполномоченного. Но... И здесь слабым утешением являются региональные инициативы: в Московской, Ростовской областях, Хабаровском крае установлены сокращенные сроки — 15 дней, а в Нижегородской области — 20 дней.
Голосование депутатов «ЕР» и «Новых людей» против сокращения чиновничьих сроков рассмотрения обращений участников СВО – это реальный маркер того, что значат слова о поддержке участников СВО, а что — реальные дела.
Кстати, КПРФ в понедельник отправляет в зону СВО свой уже 150-й конвой. Подчеркиваю: 150-й. И конвои мы отправляем не с 2022 года как все остальные, а с 2014 года.
При отчете в 2024 году фракция КПРФ критиковала аппарат Уполномоченного за то, что недостаточно используется право подавать иски в защиту неопределенного круга лиц (особенно в интересах жертв мошенников и банков).
Да, критика КПРФ подействовала. Активность Уполномоченного в этом направлении выросла. В 2025 году подано 14 административных исков. Правда, мы настаивали на исках против банков и коллекторов, а в Докладе-2025 акцент сделан на исках к госорганам (МВД, ФССП, администрации) и защите от кибермошенничества через законодательные меры. Но сам факт активизации аппарата Уполномоченного в этом направлении заслуживает похвалы.
Уже в четвертый раз с этой высокой трибуны депутаты фракции КПРФ поднимают один и тот же вопрос: коллеги, давайте дадим больше полномочий Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации в судебной сфере. Развернутую программу на слушаниях в Госдуме представила и сама Уполномоченный.
Я думаю, все согласятся со мной, что за эти годы Татьяна Николаевна, вне всякого сомнения, стала безусловным моральным камертоном нашей правовой системы, на который равняются и с которого берут пример. Но у Уполномоченного все еще связаны руки.
Вот недавний пример: многодетные матери и матери участников СВО — депутат Алтайского краевого Заксобрания от КПРФ Людмила Викторовна Клюшникова и ее помощник Светлана Викторовна Кербер — привлечены к уголовной ответственности, были арестованы и являются обвиняемыми по «хозяйственному» делу, которое находится в производстве второго отдела по расследованию особо важных дел СУ СК РФ по Алтайскому краю.
Фракция КПРФ в Государственной Думе убеждена, что данное дело носит абсолютно политический характер. Почему? За «хозяйственную» работу и организацию труда всех помощников официально — со стороны Законодательного Собрания Алтайского края – отвечает куратор из «Единой России», который, процитирую из соответствующего распоряжения, координирует деятельность «…аппарата Алтайского краевого Законодательного Собрания и помощников депутатов…».
Но он не был привлечен к уголовной ответственности, а многодетные матери – арестованы, и их дети оказались без присмотра.
По поручению Председателя нашей партии Геннадия Андреевича Зюганова, защитник Кербер, адвокат г. Москвы Кирилл Сердюков, на личном приеме рассказал Уполномоченному о многих, скажем так, «странностях» этого дела.
Если бы у Татьяны Николаевны были соответствующие процессуальные полномочия, она могла бы опротестовать многие действия обвинения. И ее протест был бы обязан рассмотреть суд. А так, единственное, что смог Уполномоченный – и огромное спасибо ей и за это – направить все материалы о вопиющих нарушениях прокурору Алтайского края.
Мы добиваемся того, чтобы Уполномоченный по правам человека в РФ был наделен официально — через УПК, ГПК и АПК РФ — правом императивно опротестовывать непосредственно в суд действия, нарушающие права и охраняемые законом интересы граждан при рассмотрении дел.
Предвижу отговорки о вмешательстве в правосудие. О чем Вы?! Это хоть какая-то альтернатива тому маховику обвинительного уклона, который сложился в нашей правоприменительной практике. Такого мизерного количества оправдательных приговоров, как сейчас, судебная система России не знала ни при империи, ни во времена СССР, ни в пресловутые «лихие девяностые». Счет, как видится, идет на тысячные доли процента.
Интересно, правда, кого у нас при этом оправдывают?
В публичном пространстве широкий резонанс вызвала тема оправдательного приговора по уголовному делу о нападении мигрантов на граждан в Самарской области, в том числе на депутата Государственной Думы РФ Михаила Матвеева. Среди бела дня, цинично, общеопасным способом, в группе лиц. С одной стороны пострадашие граждане и депутат Матвеев с проломленной головой, а с другой оправданные нападавшие. Не осудили, наверное, потому, что депутат Матвеев представляет оппозицию — КПРФ?
Следственными органами в ходе предварительного следствия действия нападавших были квалифицированы как покушение на убийство. После оправдательного приговора глава ведомства А.И. Бастрыкин поручил подготовить обращение в дисциплинарную коллегию ВС РФ о привлечении к ответственности судьи.
И еще, на что хотелось обратить внимание. Второй год подряд мы акцентируем необходимость активизации работы по линии Комиссии по правам человека СНГ.
Это региональный правозащитный орган, начавший свою деятельность в 2023 году, спустя тридцать лет после принятия Устава СНГ. Появление Комиссии стало попыткой восполнить пробел в институциональной архитектуре СНГ.
Надо учитывать потребность российских граждан в эффективной защите их прав после выхода страны из юрисдикции недружественных стран. Именно Комиссия по правам человека СНГ могла бы стать основной платформой для правозащитного диалога, убрав провоцирующий фактор в виде юрисдикции Комитетов ООН с засильем англосаксов в их составе. Потенциально новый орган наднациональной юстиции стран СНГ способен стать связующим звеном между национальными правозащитными системами.
Однако это возможно лишь при условии, что Комиссия разработает эффективные механизмы мониторинга, что предполагает организационно-техническую доработку структуры и, самое главное, принятие правил процедуры.
В прошлом году мы общались с руководством Аппарата Уполномоченного по этому поводу. Ответов даже в докладе нет. Уполномоченный оценивает работу Комиссии СНГ исключительно позитивно. В Докладе не упоминается возможность изменения регламента по жалобам, на котором настаивает фракция КПРФ. Напротив, подчеркивается успех «страновых визитов» и мониторингов. Комиссия позиционируется как успешная альтернативная площадка, несмотря на критику депутатов о ее функциональных ограничениях.
У нас есть эксперты, у нас есть понимание, как это должно работать. Нам нужна Ваша политическая воля, уважаемая Татьяна Николаевна!
Конечно, за 7 минут не проанализируешь 600 страниц доклада. В целом, фракция КПРФ в Государственной Думе поддерживает доклад Уполномоченного по правам человека Татьяны Николаевны Москальковой и будет за него голосовать.
Спасибо за внимание.