В России избирательная система фактически искалечена безумными нововведениями последних лет. Внедрение трехдневного и дистанционного голосования, а также иных механизмов создали идеальные условия для фальсификации волеизъявления граждан. Созданы и продолжают создаваться новые многоступенчатые административные барьеры, которые препятствуют выдвижению кандидатов и ведут к выборам на безальтернативной основе. Крайне затруднен общественный контроль, процедура выборов стала абсолютно непрозрачной.
В 2023 г. фракция КПРФ в Государственной Думе РФ разработала и внесла на рассмотрение Избирательный кодекс, основная цель которого – демократизация российского избирательного законодательства. Предлагаемый Кодекс вносит значимые ограничения инструментов манипуляции и деформации со стороны партии власти в сложившейся избирательной системе. Проект содержит ряд принципиальных положений.
- Выборы проводятся в один день. Многодневное голосование не допускается. Трехдневное голосование снижает уровень контроля общества за процедурой выборов, нарушается принцип непрерывности голосования, увеличиваются риски злоупотреблений, особенно в ночное время, когда наблюдатели отсутствуют.
- Единый день голосования переносится на третье воскресенье марта. Проведение выборов в сентябре нецелесообразно. В этот период многие граждане находятся в отпусках и на дачах.
- Отказ от дистанционного электронного голосования (ДЭГ). Такая система позволяет манипулировать информационными данными, поскольку «ключи» от результатов ДЭГ находятся в руках чиновников из партии власти. По сути, участникам избирательного процесса остается уповать на кристальную честность указанных лиц. Кроме того, ДЭГ не застрахована от кибератак и иностранного вмешательства.
- Упразднение «пенькового голосования». Не допускается голосование в необычных местах, когда избирателям предлагается поставить подпись «где угодно»: от багажника автомобиля до «пенька возле колодца».
- Отмена т.н. «муниципальных фильтров» на выборах глав регионов. В настоящее время для участия в выборах главы региона каждый кандидат должен собрать подписи от 5 до 10% муниципальных депутатов. Данная норма позволяет действующим главам «отфильтровать» всех конкурентов. Кандидат с соответствующим «административным ресурсом» оказывает давление на муниципальных депутатов, собирает необходимое число подписей за себя и «угодных» кандидатов, чтобы не допустить до участия в выборах «неудобных» конкурентов. Муниципальный фильтр позволяет действующим руководителям регионов подбирать послушных соперников и фактически управлять выборным процессом.
- Предлагается новый принцип формирования избирательных комиссий: один представитель от одной парламентской партии. Оставшиеся вакантные места распределяются путем жеребьевки между представителями непарламентских политических партий и общественных организаций. Председатель, заместитель председателя и секретарь избирательной комиссии любого уровня должны представлять различные политические партии. Данные нормы исключают возможность, когда более половины состава избирательной комиссии формируется из представителей партии власти под видом лиц, якобы «избранных по месту жительства, работы, службы, учёбы».
- Обязательное применение на выборах любого уровня средств видеонаблюдения и трансляции изображения в помещениях для голосования. Кроме того, разрешается ведение фото- и видеосъемки лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов. Практика показала, что ведение видео- и фотосъемки затрудняет любые фальсификации.
- Разрешается заключение предвыборных коалиций между избирательными объединениями. Данная норма создает условия для расширения представительства политических партий, учета самого широкого спектра мнений и взглядов, а также позволит политическим партиям преодолевать разногласия между собой и мотивирует их к поиску компромиссов.
Таким образом, КПРФ выступает за создание условий для честных и прозрачных выборов во все органы власти. Проект Избирательного кодекса возвращает избирателям, кандидатам, наблюдателям, партиям все права, которые у них были до безумных правок последних лет. Однако в Госдуме партия власти заблокировала движение законодательной инициативы.
Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.