Коммунистическая Партия

Российской Федерации

КПРФ

Официальный интернет-сайт

«Работающий человек не должен быть нищим». Депутат от КПРФ Георгий Камнев представил в Госдуме проект нового Трудового кодекса

По поручению Председателя ЦК КПРФ Г. А. Зюганова депутатами фракции был разработан Кодекс, максимально защищающий права и интересы трудящихся.

По материалам группы КПРФ ВКонтакте

3 Декабря 2025, 21:55 (обновление: 04/12/2025, 17:36)

В нём предлагается ввести 6-часовой рабочий день, рабочую неделю до 30 часов, вернуть пенсионный возраст 60/55 лет, поднять МРОТ до 40 тысяч рублей, а для матерей многодетных семей — заключить трудовой договор с государством. Кроме того, КПРФ настаивает на ежегодном повышении зарплат не менее чем на уровень инфляции плюс 1 %.

Главная цель— положить конец «штрафодобывающей экономике» и создать условия для роста рождаемости, а не для вымирания.

Однако законопроект КПРФ был отклонён. Большинство фракций даже не сочли нужным серьёзно его обсуждать, проигнорировав голосование.

***

Тезисы выступления Г.П. Камнева

Цель законопроекта – таким образом урегулировать трудовые правоотношения, чтобы это способствовало социально – экономическому развитию страны, чтобы создавались условия для достойной жизни каждого работающего человека. Чтобы в прошлое ушли такие позорные явления как работающие нищие, оплата труда ниже реального прожиточного минимума, дискриминация, борьба с профсоюзами со стороны работодателя и т.п. Вопросы демографии, улучшения условий труда, регулирование новых видов занятости – в центре внимания разработчиков ТК.

Что касается борьбы с нищетой. Правительство утверждает, что по итогам 2025 года нищих в стране около 11 млн. человек. Нищий, это человек, имеющий доходы менее прожиточного минимума, который установлен в размере 17,7 тыс. рублей. Формально те, кто получает выше этой суммы нищими не являются, хотя фактически это так. При установлении прожиточного минимума на уровне 40 тысяч рублей количество нищих возрастет до 35% от общего числа жителей страны. МРОТ в 2025 – 22,4 т.р, (-13%=менее 20) в 2026 – 27 (реально 23,5)

Некоторые говорят, что нужно больше работать. В 2023 году был зафиксирован рекорд по продолжительности рабочего дня. 70% россиян работают по выходным и во время отпуска, 97% регулярно задерживаются на работе, 31% имеют подработку, помимо основной работы. Дефицит кадров стал одним сдерживающих факторов развития экономики. Нам нужно подумать, где найти резервы для решения этой проблемы.

Еще одна проблема сегодня это дефицит рабочих рук. Вообще существует два основных способа решения вопроса с дефицитом рабочих рук – либо интенсификация труда, т.е. усиление эксплуатации трудящихся; либо повышение производительности труда, путем внедрения современных технологий. Необходима реальная программа Правительства по повышению производительности труда. Сегодня такая программа существует, но она неэффективна. Предприятия, участвующие в ней показывают в среднем рост 8%, что соответствует уровню инфляции.

При этом Правительство планирует узаконить увеличение времени переработки в 2 раза - до 240 часов в год.

Главная цель любой власти – это народосбережение. В России в 2025 году коэффициент рождаемости 1,376 ребенка на 1 женщину. Примерно такая картина все годы постсоветской России. Для сохранения численности населения коэффициент должен быть равен 2,1. Даже в планах Правительства стоит показатель 1,8 (т.е. правительство планирует дальнейшее сокращение населения). Согласно социологических опросов, одна из главных причин такой ситуации – очень высокий уровень женской занятости из-за невозможности обеспечить семью из доходов одного супруга. 2/3 семей воспитывают одного ребенка, 1/3 двух, и только 6% трех и более. 85 % многодетных семей имеют доходы ниже прожиточного минимума, т.е. многодетная семья обречена на бедность. Как мы с вами видим, основные причины плачевной ситуации с демографией лежат, в том числе, и в сфере трудовых правоотношений.

Основные новеллы нашего проекта ТК:

1. Урегулирование новых форм трудовых отношений, которые позволяют сделать рынок труда более гибким. Например, платформенная занятость привлекла порядка 7 млн. человек. И количество платформенно занятых растет огромными темпами. Эта сфера требует своего регулирования. Три участника: работодатель, работник и платформа. Платформа сегодня доминирует в этих отношениях.

Платформенная занятость позволяет привлечь к полноценной работе инвалидов с проблемами опорно-двигательного аппарата (их сегодня около 500 тыс. человек), которым трудно добираться каждый день до работы, но которым удобно работать у себя дома.

2. В целях обеспечения социальной поддержки женщин, воспитывающих детей до 3-х лет без официального трудоустройства, предлагается установить выплаты не менее минимального размера оплаты труда (МРОТ). Данная мера позволит обеспечить материальную стабильность семей, где женщины занимаются уходом за младшими детьми и не могут работать на постоянной основе.

3. Кроме того, предлагается оформление матерей в многодетных семьях по трудовому договору с Социальным фондом России до достижения младшим ребёнком 18-летнего возраста. Такое трудовое соглашение должно включать в себя как обязанности по уходу за ребенком, так и права на социальные гарантии, включая пенсионное обеспечение.

Важно отметить, что такие правоотношения должны учитываться при расчете трудового стажа и назначении пенсии матерям, занимающимся воспитанием детей до 18 лет.

Предложенные изменения направлены на улучшение условий жизни многодетных семей и поддержку женщин, занимающихся воспитанием детей. Их внедрение способствует созданию благоприятной среды для развития детей и поддержанию семейных ценностей в обществе.

4. В ТК введено понятие МРОТ (сегодня это регулируется другим ФЗ и логично что эта норма будет регулироваться ТК) – в размере прожиточного минимума, но не менее 40 тыс. руб. МРОТ – это минимальный размер вознаграждения, который работодатель обязан заплатить работнику за выполненную работу в течение указанного периода времени и который не может быть сокращен по коллективному или индивидуальному трудовому договору.

5. Устанавливается обязательное регулирование минимального процента индексации заработной платы, который должен составлять не менее уровня инфляции.

Дополнительно к минимальному проценту индексации заработная плата каждого работника должна повышаться на не менее чем на 1% в год. Этот повышенный уровень индексации обеспечит рост реальной заработной платы работников и компенсацию инфляционных потерь.

Дополнительно к минимальному проценту индексации, минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, должен составлять 4% тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.

6. Гарантированное первое рабочее место.

Исходя из того, что по статистике, наиболее высокий уровень безработицы - среди молодёжи до 25 лет (более 25% от числа всех безработных), вводится обязательная норма для работодателя, а именно:

Работодателям, у которых численность работников превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу граждан, получивших средне-специальное или высшее образование и которые трудоустраиваются впервые, в размере от двух до четырех процентов от среднесписочной численности работников. Работодателям, у которых численность работников составляет от 35 до 100 человек включительно, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу граждан, получивших средне-специальное или высшее образование и которые трудоустраиваются впервые, в размере не более трех процентов от среднесписочной численности работников.

7. В действующем ТК нет упоминания о пенсионном возрасте, а советском КЗОТе такое упоминание было. И это логично: трудовое законодательство должно регулировать возраст начала трудовой деятельности и возраст её завершения. В соответствии с нашим законопроектом право на пенсию по старости имеют рабочие и служащие: мужчины - по достижении 60 лет и при стаже работы не менее 25 лет, женщины - по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 20 лет.

Имеются и льготные категории работников, имеющие право на пенсию по старости: рабочие и служащие на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, на других работах с тяжелыми условиями труда, работницы предприятий текстильной промышленности по спискам производств и профессий; женщины, родившие пять или более детей и воспитавшие их до восьмилетнего возраста; рабочие и служащие - инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы; некоторые другие категории рабочих и служащих.

8. Вместо ликвидированных в 2011 году единых тарифных сеток (ЕТС) вводится Единая система оплаты труда, которая включает:

●         оклады, устанавливаемые в соответствии с квалификацией и сложностью выполняемой работы;

●         надбавки, предоставляемые на основе профессиональных навыков, образования и стажа работника;

●         выплаты стимулирующего характера, направленные на поощрение выдающихся результатов и достижений в работе;

●         выплаты компенсационного характера, предоставляемые в случае выполнения работ, связанных с повышенными рисками и неблагоприятными условиями труда.

Тарифная ставка (оклад) первого разряда должна быть не ниже величины МРОТ.

Профсоюзные организации, совместно с работодателем, разрабатывают  единую систему оплаты труда, положения которой должны быть закреплены в трудовом договоре, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

9. В целях обеспечения социальной справедливости и поддержания высокого уровня жизни работников, а также с учетом инфляционных процессов устанавливается, что базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы не могут составлять менее 80 процентов заработной платы (оплаты труда) работников. Такая мера защитит тех работников в отношении которых установлены низкие оклады и основную часть заработка составляют премии, которые выплачиваются по усмотрению руководителя.

10. Важнейшим фактором, учтенным в законопроекте, является необходимость четкого обозначения принципа толкования всех неразрешимых противоречий, неясностей нормативных правовых актов о труде, локальных нормативных актов, договорных и индивидуальных актов в пользу работника.

11. Для эффективного разрешения трудовых споров и соблюдения принципов социального партнерства в трудовых отношениях законопроектом предусматривается создание специализированных трудовых судов.

Специализированный трудовой суд состоит из следующих членов:

- профессиональный судья, ответственный за независимое и беспристрастное разрешение трудовых споров;

- два заседателя, один из которых представляет интересы объединений работодателей, а другой - интересы объединений работников.

Специализированные трудовые суды рассматривают трудовые споры между работниками и работодателями, а принимаемые ими решения обязательны для исполнения сторонами и могут быть обжалованы в установленном законом порядке.

12. В целях реализации государственной политики в сфере охраны труда, обеспечения безопасных условий труда и государственных гарантий гражданам на реализацию их права в системе социального, медицинского и пенсионного страхования, организации учета сведений о несчастных случаях на производстве, на территории РФ создается Единая государственная информационная система учета несчастных случаев на производстве (далее – Система учета).

В Системе учета содержится документированная информация, направляемая в соответствии с порядком регистрации и учета несчастных случаев на производстве в электронном виде работодателями, председателями комиссий по расследованию несчастных случаев на производстве (в предусмотренных ТК РФ государственными инспекторами труда, самостоятельно проводившими расследование несчастного случая на производстве), через территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и (надзору) в сфере труда и занятости.

13. В соответствии с царским указом 1897 года устанавливалась продолжительность рабочего дня - 11,5 часов для мужчин и 10 часов для женщин и детей при 6-дневной рабочей неделе. Советская власть установила нормальную продолжительность рабочего дня – не более 8 часов в день и не более 40 часов в неделю. Предлагается установить нормальную продолжительность рабочего дня не более 6 часов и не более 30 часов в неделю.

При этом необходимо более активно внедрять современные высокоэффективные технологии, субсидируемые государством.

Для одиноких родителей устанавливается право на сокращенное рабочее время (на один час), необходимое для осуществления обязанностей по заботе и воспитанию детей до четырнадцати лет.

Беременным женщинам предоставляется право на беспрепятственное посещение медицинских учреждений для прохождения регулярных медицинских осмотров и консультаций.

Установлена норма для женщин, работающих в сельской местности, повышающая на 30 процентов оплату труда женщин на работах, где по условиям труда рабочий день разделен на части (с перерывом более 2-х часов).

14. Устанавливается новый нерабочий праздничный день 7 ноября - День Великой Октябрьской социалистической революции.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.