Коммунистическая Партия
Российской Федерации
КПРФ
Официальный интернет-сайт
7 октября 2025 года состоялось заседание фракции КПРФ с участием министра промышленности и торговли Российской Федерации Антона Андреевича Алиханова. Глава министерства ответил на вопросы депутатов-коммунистов, затронувшие широкий круг проблем в сфере промышленной политики и технологического развития страны.
В ходе заседания состоялся диалог между депутатом Государственной Думы Артёмом Вячеславовичем Прокофьевым и министром промышленности и торговли Антоном Андреевичем Алихановым. А.В. Прокофьев поднял ряд актуальных вопросов, в том числе:
- необходимость обновления перечня оборудования и технологий, подпадающих под меры государственной поддержки в рамках национального проекта технологического лидерства;
- проблему предприятий, находящихся в собственности представителей недружественных стран и рискующих остановить производство из-за отсутствия инвестиций;
- совершенствование работы комиссии по контролю за иностранными инвестициями.
Депутат отметил, что действующий перечень оборудования и технологий в рамках федерального проекта «Новое оборудование и технологии в электроэнергетике», на которые распространяются меры государственной поддержки, нуждается в уточнении и расширении, чтобы соответствовать потребностям российской промышленности.
«Действующий список из 36 видов оборудования и технологий не отражает реальных потребностей экономики Российской Федерации. Мы, совместно с депутатами, Министерством промышленности Татарстана и предприятиями отрасли, подготовили предложения и направили их в министерство. Просим внимательно рассмотреть этот материал», — подчеркнул Артём Вячеславович.
Кроме того, он поднял вопрос о предприятиях с иностранным капиталом, владельцы которых представляют недружественные страны. По словам депутата, отсутствие инвестиций со стороны таких собственников ведёт к банкротству производств, утрате технологий, экспертизы в этой сфере и квалифицированных кадров.
«Если на такие предприятия находится российский покупатель, то сделка зачастую зависает на правительственной комиссии по контролю за иностранными инвестициями. Комиссия собирается редко, рассматривает в основном крупные проекты, а потому небольшие, но уникальные для страны производства оказываются без внимания. В результате мы рискуем потерять людей, технологии, а предприятия превращаются просто в имущественные комплексы», — отметил Артём Прокофьев.
Депутат предложил установить предельные сроки рассмотрения подобных сделок — один месяц на рассмотрение и один месяц на устранение замечаний, если они выявлены. Также он предложил, чтобы сделки менее полумиллиарда рублей рассматривались на уровне руководителей профильных департаментов, а не только заместителей министров.
Кроме того, Артём Прокофьев подчеркнул необходимость введения дополнительных KPI, отражающих не только объём привлечённых средств, но и сохранение уникальных для России производств.
В ответ А.А. Алиханов поблагодарил депутата за предложения и подтвердил готовность министерства рассмотреть представленные материалы.
«Я попрошу у вас конкретные предложения по первому вопросу, мы их обязательно отработаем. Что касается предприятий с иностранными акционерами, также прошу передать предложения, чтобы мы могли детально разобраться», — заявил министр.
Корреспондент сайта КПРФ.ру встретился с депутатом Артёмом Прокофьевым и попросил прокомментировать состоявшийся с министром диалог и подробнее рассказать о выдвинутых предложениях:
— Артём Вячеславович, какие темы вы считаете ключевыми в сегодняшнем обсуждении?
— Мы затронули две ключевые составляющие. Первая — это реализация национальных проектов технологического лидерства. Это новые национальные проекты, которые стартуют с 2025 года и нацелены на обеспечение технологического развития нашей страны, включая импортозамещение.
Но сегодня текущие перечни по ряду направлений различаются, не являются релевантными и требуют доработки. Мы подготовились к обсуждению этой темы весьма предметно, в том числе направили письменные предложения, поэтому надеемся, что наша позиция будет учтена.
Вторая составляющая — крайне важная и, я бы сказал, даже срочная, поскольку ситуация в этой сфере складывается критическая. Дело в том, что в стране до сих пор остаётся большое количество предприятий, находящихся в собственности представителей недружественных государств. Эти собственники сегодня не вкладывают ресурсы в развитие предприятий, и отсутствие инвестиций приводит к тому, что многие из них попадают под банкротство.
— Но если не решать вопрос передачи права собственности российским владельцам, предприятия могут просто погибнуть?
— Мы рискуем потерять персонал, экспертизу в соответствующих видах производства, технологии. При этом многие из этих производств являются уникальными для страны — на сегодняшний день им нет других аналогов. В этом контексте ситуация выглядит странной: с одной стороны, мы говорим об импортозамещении, и в то же время мы можем потерять именно те предприятия, которые де-факто сегодня в большей степени обеспечивают это импортозамещение.
— Как вы оцениваете работу комиссий, регулирующих сделки по иностранным инвестициям?
— К сожалению, ситуация складывается так, что механизм, который был создан для передачи этих предприятий российским собственникам, не работает достаточно оперативно и эффективно. Соответственно комиссия, контролирующая сделки по зарубежным инвестициям, собирается редко и рассматривает только крупные предприятия, ориентируясь на размер взноса в рамках сделки. В результате маленькие, но уникальные и стратегически важные для страны производства остаются без внимания, разрушаются и впоследствии реализуются просто как имущественный комплекс. Но когда нет персонала и действующих технологий восстановить их зачастую уже невозможно. Таким образом, страна теряет важные элементы своей промышленности.
— Какие решения вы предлагаете для исправления ситуации?
— Мы предложили скорректировать работу комиссии, регулирующей зарубежные инвестиции. Прежде всего, необходимо установить чёткие сроки рассмотрения заявок на передачу предприятий российским собственникам. Во-вторых, необходимо ввести систему оценки, учитывающую не только финансовый взнос в бюджет, но и уникальность производства — этот фактор должен влиять на приоритетность рассмотрения сделок. Кроме того, стоит пересмотреть сам порядок работы комиссии. Сегодня она состоит в основном из высокопоставленных должностных лиц (на уровне замминистров и выше), поэтому целесообразно рассмотреть возможность создания параллельных комиссий более низкого уровня для оперативного рассмотрения заявок по небольшим, но важным для страны предприятиям.
***
Артём Прокофьев особо подчеркнул, что вопросы технологического лидерства и сохранения национальных производств — это системная задача, требующая внимания на государственном уровне.