Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

Парламентский дневник в газете "Правда". 21-24 марта 2025 года

19 марта в приоритете законотворческой работы Госдумы находилась военная тематика. Были приняты несколько законов, касающихся защиты прав военнослужащих и сохранения исторической памяти. Фракция КПРФ единогласно поддержала их.

Газета "Правда". Татьяна Офицерова.
2025-03-21 11:05

  В первую очередь был рассмотрен инициированный президентом законопроект об установлении нового дня воинской славы. Им станет 9 августа. В этот день была завершена Ленинградская битва — самое длительное сражение Великой Отечественной войны, продолжавшееся более трёх лет. По сути, оно состояло из множества оборонительных и наступательных операций советских войск, проведённых в период с 10 июля 1941 года по 9 августа 1944 года. 26 января 1945 года Ленинград был награждён орденом Ленина, а 8 мая 1965 года — медалью «Золотая Звезда» с присвоением ему звания «Город-герой».

В нынешний год 80-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне, который также объявлен Годом защитника Отечества, установление 9 августа Днём воинской славы России подчёркивает военно-стратегическое значение Ленинградской битвы, которая является важнейшим историческим событием в жизни нашей страны, и увековечивает подвиг защитников Ленинграда.

По предложениям фракции КПРФ, полномочного представителя президента и комитета Госдумы по обороне законопроект был рассмотрен и принят в первом чтении и в целом.

Два других законопроекта, внесённых в Госдуму правительством, касались социальной защиты военнослужащих.

Одним из законопроектов было предложено наделить статусом ветеранов и инвалидов боевых действий военнослужащих, в том числе уволенных в запас (отставку), органов внутренних дел, войск Национальной гвардии, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения РФ, прокуроров, сотрудников Следственного комитета РФ, выполнявших задачи по отражению вооружённого вторжения на территорию России, а также в ходе вооружённой провокации на государственной границе нашей страны и территориях субъектов Федерации, прилегающих к районам проведения специальной военной операции. Перечень таких территорий определит правительство.

Ко второму чтению планируется внести поправку, включив в законопроект добровольцев. Почему-то в ходе подготовки документа эта категория воинов из поля зрения правительства выпала.

Член фракции КПРФ Анжелика Глазкова обратила внимание заместителя министра обороны Виктора Горемыкина, представлявшего законопроект от имени правительства, и на тех граждан, кто выполнял свой воинский долг в Никарагуа, на Кубе, в Чехословакии. Они по действующему закону не признаны участниками боевых действий, что, по мнению депутата, несправедливо. Анжелика Глазкова сообщила, что ею внесён в Госдуму законопроект, устраняющий этот правовой пробел. Замминистра обороны отнёсся к такому предложению сдержанно, заметив, что министерство готово над этим поработать, но надо отдельно изучать каждый конкретный случай, были ли там боевые столкновения. К слову, на то, чтобы присвоить статус ветерана боевых действий российским военным, служившим в 1990-е годы на территории Таджикистана, наделив их соответствующими льготами, ушло пять лет. Хорошо, что сейчас закон принимается по горячим следам.

Ренат Сулейманов, выразив поддержку законодательной инициативе правительства, отметил необходимость унификации льгот ветеранов боевых действий — сейчас они разнятся — и ускорения рассмотрения дел комиссией минобороны по присвоению этого статуса.

Минэкономразвития подготовило проект закона о применении процедуры внесудебного банкротства для участников специальной военной операции по их заявлению. Такой механизм был создан пять лет назад в помощь тем, кто оказался в трудной жизненной ситуации и не может расплатиться с накопившимися долгами. Сегодня процедурой внесудебного банкротства могут воспользоваться граждане, если подтверждено, что у них нет имущества, за счёт которого может быть погашен долг, а также пенсионеры и семьи с детьми, с которых взыскиваются долги больше года, и все граждане, которые не могут расплатиться с долгами более семи лет. С 2020 года было запущено порядка 95 тысяч процедур внесудебного банкротства, списано долгов на 28 миллиардов рублей.

Согласно принятому в первом чтении законопроекту, участники СВО смогут списать задолженность до 1 миллиона рублей, если исполнительный документ выдан не позднее, чем за год до обращения в МФЦ, и отсутствует имущество, на которое законодательно разрешено обращать взыскание. Для оформления внесудебного банкротства потребуются справки, подтверждающие участие в СВО и наличие исполнительного документа.

Госдума уже приняла решение о списании для участников СВО задолженности по кредитам перед банками до 10 миллионов рублей. По инициативе депутатов был также принят законопроект, который запретил обращать взыскание по исполнительному производству на боевые выплаты для участников СВО. Нынешний законопроект правительства стал логичным продолжением принятых ранее решений. Член фракции КПРФ, председатель комитета Госдумы по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям Сергей Гаврилов считает, что ко второму чтению необходимо распространить действие предложенных норм на военнослужащих, уволенных в запас или в отставку, в том числе по медицинским показаниям.

Нина Останина задала представителю правительства вопрос, как повлияет вступление закона в силу на возможность тех, кто вернулся со спецоперации, трудоустроиться или начать своё собственное дело? Ведь признание банкротом накладывает определённые ограничения: человек не может занимать должности в органах управления юридического лица, кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, управляющих компаний, инвестиционных и паевых фондов. Как защитить участников СВО, которые, как не раз говорил президент, должны стать новой элитой, возглавить госкомпании, бизнес-компании, общественные организации, участвовать в политической жизни? Этот вопрос очень волновал депутата. К сожалению, чёткого и ясного ответа на него не прозвучало.

  Выступление заместителя председателя комитета Госдумы по региональной политике и местному самоуправлению Михаила МАТВЕЕВА на пленарном заседании палаты 19 марта

  Два дня назад фракция КПРФ провела большой «круглый стол», который назывался «Стратегия развития местного самоуправления в системе организации публичной власти в России. Исторические традиции и современные реалии».

Мы настаиваем на том, что нужна именно стратегия развития местного самоуправления, а не отдельные законы, которые выхватывают какие-то моменты, зачастую связанные с интересами достаточно узких групп.

«Круглый стол» вызвал огромный интерес, приехали главы поселений, муниципальные депутаты из Якутии, Сибири, Поволжья, Архангельской области. Выступило более десяти крупнейших экспертов в сфере местного самоуправления, учёных. Сейчас закон принят. Конечно, мы не могли не обойти возможности комментировать его, но прежде всего мы настаиваем на том, что необходима стратегия развития местного самоуправления.

Президент говорит: местное самоуправление должно быть властью, до которой каждый гражданин должен дотянуться рукой. А на практике, если речь пойдёт о ликвидации поселковых органов власти, даже в малых городах, то очевидно, что дистанция между людьми и властью, и не в переносном смысле слова, а в километрах, существенно увеличится.

Президент говорит о необходимости укрепления местного самоуправления кадрами, инициативными людьми, готовыми профессионально работать ради своей малой родины, запускается программа «Время героев» для участников СВО. На практике, если перейдут на одноуровневую модель, будет ликвидировано около 150 муниципальных мандатов, инициативные люди, те, на ком держится, собственно, власть в сёлах, в малых городах, и около 30 тысяч муниципальных служащих будут отстранены от управления.

Удар по местному самоуправлению, который наносится сейчас, сравним только с 1993 годом, когда тысячи инициативных людей, которые работали ради страны в Советах, были распущены и начала строиться новая модель.

Вот почему мы настаиваем на том, что нужна стратегия развития местного самоуправления. Мы благодарны руководству Думы, которое услышало озабоченность регионов. Ярче всего свою позицию выразил Татарстан, добившийся предоставления ему возможности сохранения двухуровневой модели местного самоуправления.

Кстати, я хочу напомнить, что 131-й закон, который проработал 20 лет, вносил президент. Нынешний закон, который его отменяет, внесли два депутата — сенатор Клишас и наш коллега Крашенинников.

Одноуровневой модели посвящён весь нынешний закон, а после того как было принято политическое решение о сохранении второго уровня местного самоуправления, то в него была внесена 89-я статья. Только одна статья регулирует поселковый уровень местного самоуправления, а весь закон посвящён одноуровневой!

Поэтому, когда мы говорим о том, что эти две модели должны быть равноправными, чтобы у регионов была возможность сравнивать, чтобы можно было, поработав в одной модели и признав её неэффективной, вернуться в другую, для этого нам необходимо весь закон, по сути дела, переписывать, внося в каждую статью необходимые изменения для того, чтобы создать полноценное правовое поле, потому что с 2027 года 131-й закон перестанет работать в полном объёме. И мы рассчитываем на то, что руководство Думы и мы все сейчас, засучив рукава, возьмёмся за то, чтобы сделать полноценную систему местного самоуправления, а не просто один закон, который заточен на один уровень.

У меня нет пока информации о том, подписал ли президент этот закон. Но лидер нашей партии, фракции Геннадий Андреевич Зюганов обратился к президенту с призывом не подписывать этот закон, отложить его и срочно принять руководителей фракций для дополнительных консультаций.

Конечно, время сейчас не самое подходящее, для того чтобы отвлекать президента от важнейших внешнеполитических вопросов, но мы должны понимать, что местное самоуправление — это не просто слово, а это основа всей российской, русской государственности, от Рюрика и до наших дней.

Посмотрите: и сельская община, и посадское самоуправление, и казачий круг, и Советы, в которых Ленин гениально разглядел основу государственности, — все эти формы самоорганизации местной власти присущи нашему народу на протяжении тысячелетий.

Вот здесь говорили, когда мы принимали закон: «Ну слушайте, что вы там несёте, 160 лет непрерывному местному самоуправлению? Ну большевики же разогнали земство, а потом в 1993 году разогнали Советы».

Но не с нуля же всё это начиналось. Что такое земство? Что такое местное самоуправление? Это, прежде всего, организация власти на местах и хозяйственные функции. Если мы посмотрим на названия тех же самых отделов: санитарный, народного образования, здравоохранения, статистический, дорожный, транспортный и так далее, — все эти функции, которые были в земствах, были взяты местными Советами.

Советская власть не только не уменьшила объёмы самоуправления на местах, она довела это до логичной системы, когда практически в каждом поселении, особенно в сельской местности, это важно, в малых городах, была своя ответственная власть. А местное самоуправление — это, прежде всего, контроль и ответственность на местах, низовой контроль, который сейчас ни в коей мере нельзя разрушить.

Я вам процитирую Судебник Ивана Грозного 1550 года. Грозный царь, очень жёсткий, который боролся за централизацию страны. При этом он опирался на местное самоуправление, на земство, не разгонял его. Судебник принят Земским собором 1550 года во времена Ивана Грозного.

«Велели мы во всех городах и станах, и волостях учинить старост, излюбленных между крестьян, которые будут управу чинить и доходы собирать и к нам на срок привозить, которых себе крестьяне меж себя излюбят и выберут всей землёю, от которых убытков и обиды бы им не было, и рассудили бы их, умели в правду беспосульно и безволокитно».

То есть, несмотря на все этапы централизации, а наше государство — это всё-таки государство с сильной централизацией власти, без которой мы не можем работать на таком огромном пространстве, местное самоуправление крайне важно, оно является опорой власти во все времена, и оно решает огромное количество задач, которые стоят перед государством.

Мы считаем, что в этих условиях Государственная дума должна озаботиться разработкой полномасштабной стратегии развития местного самоуправления, которая бы учитывала все эти аспекты.

Самое главное — это не допустить форсированного перехода на одноуровневую систему там, где сейчас работают два уровня, а это большая часть страны, потому что легко разрушить то, что хорошо работает более ста лет, но очень трудно возвращаться обратно. А закон в том виде, в котором он был принят, в принципе, не позволяет, перейдя на одноуровневую модель, потом через какое-то время, если она будет признана неэффективной, вернуться обратно. Да, там есть некоторые механизмы, но их недостаточно. Именно для этого должна быть полномасштабная переработка.

На «круглом столе», который провела фракция КПРФ, звучало очень много высказываний людей с мест, озабоченных тем, что местное самоуправление может быть разрушено.

Мы считаем, что местное самоуправление должно остаться опорой власти, тем местом, где инициативные люди будут служить своей малой родине. И поэтому мы призываем всех коллег-депутатов, руководство Думы сконцентрироваться на полномасштабной доработке существующего закона, если он будет подписан президентом, для того чтобы учесть интересы каждого сообщества. Смотрите, на Северном Кавказе в одном селе одна национальность, в другом — другая. Как можно их лишать собственной поселковой власти? Это очень важно, потому что это не только отражает интересы нашей огромной страны, но и служит её процветанию и развитию.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.