Г.П. Камнев: "Наш проект Избирательного Кодекса устранит неопределенность и позволит сделать избирательный процесс прозрачным и легитимным"
На состоявшемся 19 марта круглом столе фракции КПРФ на тему «Актуальные проблемы судопроизводства в Российской Федерации и неопределенность судебной практики по политическим и избирательным делам» состоялось выступление члена Президиума и секретаря ЦК КПРФ, руководителя юридической службы ЦК КПРФ, заместителя председателя комитета Государственной Думы по контролю Георгия Камнева.

Георгий
Петрович
Г.П. Камнев:
– Добрый день! Считаю, что на круглом столе затронута очень важная проблема. И я хотел бы выступление посвятить анализу прошедшей в сентябре избирательной кампании. Мы внимательно проанализировали правовые проблемы, с которыми столкнулась партия – самое главное в судопроизводстве в сфере избирательного права сегодня можно определить одним словом «неопределенность». Сегодня законом о политических партиях избирательным комиссиям дано право вмешиваться в работу политической партии. Избркомы могут запрашивать у партии неограниченное число документов. Я напомню: таким образом избирательные комиссии вмешались в деятельность партии в Санкт–Петербург, Республике Башкиртостан, Ленинградской, Иркутской, Псковской и Брянской областях. В соответствии со статьей 8 ФЗ «О политических партиях» партии самостоятельно определяют формы и методы работы. Однако, органы власти в лице избирательных комиссий грубо нарушают эту норму. Как вы помните, в 2022 году в ФЗ «О политических партиях» была внесена норма, согласно которой избирательные комиссии наделили правом запрашивать любые документы, связанные с проведением собраний в форме региональных конференций или местных пленумов по выдвижению кандидатов.
В этом году абсолютное большинство наших кандидатов не были допущены на выборы или их регистрация была отменена на основании «недостатков» в документах, переданных избирательным объединением в избирательные комиссии. Таким образом на выборах в органы местного самоуправления было снято на основании формальных поводов более 400 наших кандидатов.
Например, суды по–разному оценивают норму Устава о согласовании бюро регионального комитета кандидатов, выдвигаемых местным отделением. Уставом не определено, когда именно должно быть принято решение о согласовании: до или после пленума местного отделения. По общему правилу, если это не определено ни законом, ни Уставом, то не имеет значение, когда это произошло. В 21 регионе проходили всенародные выборы глав субъектов. В 5 регионах наши кандидаты не смогли обойти муниципальный фильтр (Республика Алтай, Забайкальский край, Оренбургская, Липецкая области и Санкт–Петербург). Это происходит из–за того, что действующие главы регионов собирали столько подписей муниципальных депутатов и глав муниципалитетов, что другим кандидатам уже ничего не остаётся. Это называется злоупотребление правом. Объективно им не нужно столько подписей, но благодаря такому методу они ставят другим кандидатам непреодолимые преграды. Решить эту проблему можно, приняв наш избирательный кодекс. Хочу отметить, что в этом году будет принят новый закон «О МСУ» и будет запущена муниципальная реформа.
Ряд наших кандидатов (Республика Бурятия, город Гусь–Хрустальный Владимирской области, город Реутов Московской области), были сняты за нарушение авторских прав. Сейчас эта мера применяется все чаще и все изощреннее. Совершенно не ясна правовая природа наказания в виде поражения пассивного избирательного права. Очевидно, что автор, чьи права нарушены, желает их восстановления. Законодатель решил, что если снять кандидата с выборов, то права автора будут восстановлены? Так ли видит автор восстановление своих прав? Без всяких сомнений автор желает оплаты своего труда и публичного упоминания его как автора. Именно так ГК РФ видит решение подобных ситуаций.
Если раньше мы сталкивались, в основном, с претензиями к аудиовизуальным объектам – картинкам, видео, использование песен. Пример – город Реутов, где сняли двух наших кандидатов. Сейчас можно выбыть из предвыборной гонки даже за использование шрифтов – так было с нашим кандидатом Леонтием Красовским из Улан-Удэ. Приходится слышать, что можно использовать бесплатные шрифты. Это не совсем так: необходимо очень внимательно читать лицензию на использование конкретного шрифта. Выходом из ситуации может быть приобретение лицензии на использование шрифта, стоит такая лицензия недорого, обычно несколько тысяч рублей. Есть предложение централизованно купить лицензию на несколько шрифтов и передать в регионы для использования в агитационных материалах.
Хочу также напомнить, что теперь агитация в сети Интернет приравнена к печатной агитации. Это значит, что образцы таких материалов нужно изготавливать и оплачивать в организации, подавшей соответствующую заявку, образцы также обязательно регистрировать в избирательной комиссии. Иначе можно получить штраф. Пример – Александр Волобуев из Барнаула. Такие материалы должны быть изготовлены с соблюдением авторских прав. Но основная проблема в другом: любой материал, размещённый в сети Интернет (включая любые соцсети и мессенджеры, например группа в WhatsApp), может быть признан агитационным, а тот, кто его разместил, будет наказан за незаконное размещение агитационных материалов. Но гораздо опаснее, если такой материал разместит доверенное лицо или сам кандидат: если оно нарушает авторские права. В этом случае после признания такого материала агитационным последует снятие кандидата с выборов. Так Ивана Быстрицкого из Томской области, который агитировал в своём ТГ–канале, пытались снять с выборов через ИК, но пропустили сроки.
Лишение права быть наблюдателем в связи с тем, что гражданин не проживает на территории избирательного округа. В соответствии со статьей 30 ФЗ «Об основных гарантиях…» «При проведении выборов в федеральные органы государственной власти наблюдателем может быть гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом на указанных выборах». Например, в Ростовской области проходили дополнительные выборы депутата Государственной Думы и избирательные комиссии отказались регистрировать некоторых наблюдателей, поскольку они проживали не на территории избирательного округа и формально не обладали активным избирательным правом, и не могли голосовать на этих выборах.
Также ДЭГ перешёл в качественно иную форму: если раньше он был «поддерживающей» или «корректирующей» формой голосования, то в Москве был протестирован вариант, когда ДЭГ стал основной формой. Официально на выборах в Московскую городскую Думу, прошедших в сентябре 2024 года, 95,5% принявших участие в голосовании сделали это с помощью ДЭГ. Это было достигнуто за счёт того, что для голосования бумажным бюллетенем нужно было за 2 недели до выборов писать соответствующее заявление в ИК. Если такого заявления не было, то предлагалось проголосовать с помощью планшета, а голоса учитывались в системе ДЭГ. Видимо, такая практика теперь будет распространятся и в регионы. Кроме того, признают кандидата иноагентом незадолго до выдвижения, когда уже не остаётся времени на обжалование такого решения Минюста. Такая ситуация сложилась на выборах в Москве, когда кандидат в члены ЦК, глава Протестного отдела Московского горкома Павел Иванов был признан лицом, находящимся под иностранным влиянием. Поэтому он не был зарегистрирован в качестве кандидата в МГД.
Мы видим, что продолжает усиливаться тенденция последних лет, когда акценты в избирательной кампании смещаются с агитационного периода, когда кандидаты и избиратели должны обсуждать предвыборные программы, на период выдвижения и регистрации кандидатов. Именно на этом этапе мы теряем 95% от числа всех недопущенных или снятых кандидатов. Поэтому необходимо обеспечить юридическое сопровождение каждой избирательной кампании в регионе. Также стоит отметить меняющуюся роль всей системы избирательных комиссий: раньше они были инструментом для достижения электорального результата и его легитимизации. Теперь избирательные комиссии – это инструмент подавления политической активности оппозиции, они занимают активную наступательную позицию.
Они не просто занимаются «отписками» от наших претензий и жалоб, не просто отбиваются от нас в судах, они сами жалуются на наших активистов. Самый яркий пример – ситуация, сложившаяся на выборах в Брянской области. В дни голосования решением руководства партии туда были направлены для поддержки регионального комитета депутаты Госдумы Мария Дробот и Алексей Куринный. Они активно посещали избирательные комиссии и нередко указывали им на имеющиеся недостатки, подавали соответствующие жалобы, в том числе и в ЦИК. В ответ на это избирательная комиссия Брянской области написла жалобу в ЦИК – в своей жалобе избирательная кампания Брянской области указывает на то, что «указанные лица» приходили в избирательные комиссии без приглашения, угрожали связями в ЦИК, угрожали ЦК и всё это приводит к дезорганизации работы ИК. Также от ЦИК неоднократно приходили письма угрожающего характера о недопустимости использования нашими наблюдателями памяток, поскольку они способствуют «совершению неправомерных действий», «созданию конфликтных ситуаций на избирательных участках», а также «ставят под угрозу порядок в помещении для голосования и безопасность избирателей».
Наши товарищи из Забайкалья и Оренбургской области получили административные взыскания за призыв не голосовать за действующих губернаторов. Напомню, в этих регионах наших кандидатов не зарегистрировали и партия не являлась избирательным объединением. Если вы не закрываете конференцию и предполагаете проведение следующего этапа для выдвижение кандидатов, то вам необходимо обязательно сохранить все документы, касающиеся проведения конференции. Будьте готовы к тому, что их запросит ИК. Также хотел напомнить, что активному привлечению избирателей будет способствовать работа Правовых центров региональных комитетов.
Мы сталкивалис с тем, что человек, признанный иностранным агентом был поражен в избирательных правах. При этом мы не можем добиться от министерства основания: в связи с чем его признали иноагентом? Нужны четкие процедуры признания иноагентом: это должно проходить в виде судебной процедуры, когда стороны предъявляют свои доказательства. Заканчивая свое выступление, хочу сказать: как вы видите, сегодня неопределенность в вопросах, связанных с избирательным правом очень велика. Но наш проект избирательного кодекса, внесенный в Государственную Думу, убирает эту неопределенность и позволит сделать избирательный процесс прозрачным и легитимным.