Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

Н.М. Харитонов: «Социально-экономическое развитие арктической зоны Российской Федерации: цели, задачи и механизмы достижения»

В столице Ямало-Ненецкого автономного округа городе Салехарде завершил свою работу организованный КПРФ Арктический форум. На форуме с докладом выступил председатель комитета Госдумы по развитию Дальнего Востока и Арктики Николай Харитонов.

Н.М. Харитонов, депутат Госдумы.
2025-03-17 14:04
Харитонов Николай Михайлович
Член Президиума ЦК КПРФ
Харитонов
Николай
Михайлович
Член Президиума ЦК КПРФ
Персональная страница

Уважаемые товарищи!

В следующие десятилетия Россия будет прирастать Арктикой, поэтому в своих программных документах КПРФ настойчиво и последовательно призывает уделить самое серьезное внимание развитию северных территорий.

В их числе программа по итогам Международного Орловского экономического форума, предвыборная программа на выборах в Государственную Думу VIII созыва «Десять шагов к власти народа», программа из 20 неотложных мер для преображения России и программа, с которой КПРФ выдвинула своего кандидата на выборы Президента Российской Федерации в 2024 году. Партия последовательно этот наказ реализует и в своей работе в Государственной Думе, в региональных и местных парламентах, во встречах с избирателями. И только сейчас в условиях санкций и вынужденного перехода экономической активности с запада на восток для всех становится очевидным, что именно это направление – севера, Арктика и Дальний Восток, для российской экономики является решающим.

Дорогие товарищи! Безусловно, нельзя говорить, что ничего не делается для развития Арктики и Северов в целом.

Находясь во главе профильного комитета Государственной Думы по поручению партии на протяжении третьего созыва, могу со всей ответственностью заявить о нашей причастности к тем объективным результатам, которых удалось достичь. Всю информацию о работе комитета мы каждый раз направляем в региональные партийные организации для работы с населением.

Приведу лишь некоторые цифры и факты.

Специально для развития Арктической зоны принято 14 федеральных законов, а если брать с Дальним Востоком то 84 закона. Безусловно, дополнительный эффект накладывают также и другие изменения в отраслевом законодательстве, которые принимаются в интересах всей страны.

Уже сегодня в Арктике реализуются инвестиционные проекты общим объёмом 35 триллионов рублей, вклад в российский экспорт достигает до 20%.

С государственной поддержкой в Арктике реализуется 1 тысяча проектов. Это позволило уже фактически вложить в Арктику 810 млрд рублей частных инвестиций, ввести в эксплуатацию 287 предприятий, создать 18 тыс. рабочих мест.

В целях ускорения развития Арктической зоны принята Стратегия развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года. Реализуя стратегию, открыты три арктических ТОР. Отдельным федеральным законом создана самая большая особая экономическая зона.

Утвержден План развития Севморпути до 2035 года. Он предусматривает почти 150 мероприятий с общим объемом капитальных вложений более 1,8 трлн. рублей. Создан и работает единственный в мире атомный уникальный флот - наследие советского периода, первого атомного ледокола «Ленин».

В ноябре прошлого года мне довелось посетить торжественное мероприятие по спуску на воду четвертого серийного универсального атомного ледокола проекта 22220 «Чукотка», яркое подтверждение достижений России в области технологической независимости. До этого, я также участвовал в торжественной церемонии спуска ледокола, названного в честь еще одного замечательного региона – ледокола «Якутия». В 2028 году планируется ввести в эксплуатацию атомный ледокол «Ленинград», а в 2030- атомный ледокол «Сталинград».

В условиях сурового климата, высокой стоимости жизни и ограниченной инфраструктуры важно не только создавать рабочие места, но и давать людям уверенность в завтрашнем дне.

Поэтому для повышения качества жизни людей и стимулирования жилищного строительства в регионах Крайнего Севера мы создали программу льготной ипотеки под 2%. На Арктику распространена программа «Гектар», по которой люди смогли бесплатно получить уже более 9 тысяч земельных участков. Заработал механизм единой субсидии, благодаря которому уже построено или отремонтировано более 60 социальных объектов.

Только на днях по нашей инициативе был решен вопрос с завышенными энерготарифами для жителей домов с электрическим отоплением

Вы знаете с 1 января этого года была введена дифференциация тарифов на электроэнергию для населения в зависимости от объемов потребления.

В результате жители частных домов негазифицированных поселков получили счета, в несколько раз превышающие суммы за декабрь прошлого года. И как показал анализ, с такой проблемой столкнулись во многом регионы Арктики, Северов и Дальнего Востока. Именно на них приходится основная доля электроотопления в общем объеме потребления электроэнергии. И, конечно же, несправедливо выставлять им такие счета в отсутствии альтернативных источников. Кстати, особенно это коснулось жителей Ямало-Ненецкого автономного округа.

 Я поднял этот вопрос на пленарном заседании перед руководством Государственной Думы.

Была организована серия совещаний с участием депутатов Государственной Думы, руководства Минэнерго России и ФАС России, по результатам которых разработано и в короткие сроки принято Постановление Правительства Российской Федерации.

Это яркий пример партийного реагирования на проблемы простых людей.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В АРКТИКЕ

Уважаемые товарищи! В своих программных документах КПРФ призывает восстановить государственное планирование в качестве неотложной  меры для преображения России. И определенные принципы и механизмы такого планирования именно в северных территориях  нам удалось применить.

Например, закон о северном завозе.

  1. Это плановые поставки продуктов жизнеобеспечения (топливо, продукты питания, лекарства и т.д.).
  2. Это, по сути, государственное регулирование цен.
  3. Это стратегический запас грузов жизнеобеспечения. На мой взгляд, это вопрос не только продовольственной, но и национальной безопасности.

Актуальность урегулирования северного завоза обострилась в 90-е годы, сразу после того, как он перестал осуществляться централизованно. Нагрузка, легла на региональный и местный уровень. Регионы и население ждали этого закона более 20 лет. С инициативой его подготовки в декабре 2021 года на заседании Президиума Совета законодателей Российской Федерации выступил наш Комитет, потом было прямое поручение Президента и был утвержден план законопроектной работы.

Стоит отдельно отметить активное и содержательное участие Председателя ЦК КПРФ, руководителя фракции КПРФ в Государственной Думе Г.А.Зюганова в разработке концептуальных подходов и в обсуждении законопроекта «О северном завозе» на проводимых комитетом мероприятиях. В результате новая модель управления северным завозом исходит из лучших традиций.

Еще один плановый документ. Это 16 опорных арктических городов – агломераций, имеющих стратегическое значение для обеспечения безопасности, экономического развития Арктики и логистики Северного морского пути. В них проживают 1,6 млн. наших граждан.

Сейчас идет реализация мастер-планов, которые  разрабатывались с учетом мнения жителей о приоритетах развития. Мастер-планы предусматривают обновление жилищного фонда, строительство социальных объектов, благоустройство территорий, модернизацию инфраструктуры и т.д. Это предмет нашей особой заботы.

Но, вместе с тем, наряду с этими успехами я должен особо подчеркнуть. Мы не можем быть удовлетворены в полной мере существующим положением дел.

Несмотря на все принимаемые меры, население в Арктическую зону пока не прибывает. А это значит что поставленные цели, задачи и механизмы по социально-экономическому развитию региона не до конца эффективны. Их нужно развивать, а где-то даже пересматривать.

Так, например, я уже говорил о государственном планировании.  Стратегия развития Арктической зоны. 32% её задач не обеспечены полностью инструментами реализации. А если обратиться к финансовым инструментам, то менее 40% мер и мероприятий стратегических документов обеспечены финансированием. Государственная программа по развитию Арктики покрывает менее 5% задач Основ государственной политики в Арктике.

В результате по половине целевых показателей Стратегии развития Арктической зоны существуют риски недостижения плановых показателей, а по отдельным показателям, с учетом динамики, можно уже сегодня говорить о их недостижении.

По тому же самому северному завозу. Мы сейчас настаиваем на предоставлении предусмотренных законом бюджетных кредитов. Специфика осуществления северного завоза, особенности навигации, а также высокие ставки коммерческих заимствований обусловливают необходимость выделения бюджетных кредитов на срок не менее 2 лет. Потребность регионов, по разным оценкам, составляет порядка 30-40 миллиардов рублей.

С одной стороны, ледокольный флот – наследие советского периода есть. А с другой, есть вопросы по доступности ледокольного сопровождения судов, в том числе с грузами северного завоза. Выросла и в целом стоимость фрахта для товаров северного завоза.

А как мы тогда выполним ключевое обещание перед гражданами  по снижению цен на товары «северного завоза»?

Не случайно вопрос правового и организационного развития Северного морского пути мы обсуждали Комитетом буквально 3 дня назад в Архангельске. Посетили стратегические предприятия, отраслевые образовательные учреждения и конечно же встретились с руководством региона.

И в целом надо сказать, арктическая повестка сейчас в зоне особого внимания комитета.

Помимо проведенного мероприятия в Архангельске, мы примем участие в Международном арктическом форуме в Мурманске 26-27 марта. Наш комитет готовит туда делегацию Государственной Думы. Вы понимаете международная обстановка, мировая политическая конъюнктура несколько повлияла на график проведения этого форума. Раньше он проводился раз в 2 года с участием президента страны. Но сейчас мы вновь в полной мере готовы и должны взять инициативу по арктическому вопросу в свои руки.

Следующее, арктическая повестка будет обсуждаться в самом широком формате в Государственной Думе в рамках «правительственного часа» 21 мая – в День полярника. Причем он будет проводиться в новом формате, когда в обсуждении принимает участие не только профильный Министр (в нашем случае Министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики А.О.Чекунков), но  и курирующий направление вице-премьер Ю.П.Трутнев, а также представители смежных отраслевых Министерств – Минэкономразвития, Минстрой России и т.д.

И, наконец, в июне, делегация нашего комитета отправится в город Норильск. Там мы проведем выездной «круглый стол» по опорным населенным пунктам в Арктике. Вопрос стратегический и по сути ключевой для обустройства этой обширной территории.

Во всех своих поездках мы стараемся максимально задействовать партийный актив.

Товарищи, это планы работы комитета только в весеннюю сессию и только по арктической повестке. Безусловно мы не оставим без внимания и другие вопросы, которые находятся в зоне ответственности нашего комитета.

МЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ

Социальная политика в Арктике – это, по сути, ключевое направление. Несмотря на все принимаемые меры, остаются темы, которые больше всего волнуют жителей арктических регионов. Среди них, высокая стоимость жизни, тарифов ЖКХ, продуктов, транспортная доступность, доступность и качество медицины. Отставание в качестве социальной сферы, износ инфраструктуры Арктической зоны накапливались десятилетиями.

Это напрямую влияет на сокращение численности трудоспособного населения в арктических регионах России с возрастающим дефицитом квалифицированных кадров.

Принципиальный вопрос, о котором партия всегда говорит, пенсионная реформа в арктических и дальневосточных регионах  актуальна, пожалуй, как нигде.

Острейший социальный вопрос – это жилищные субсидии для северян. Не будет никакой мотивации приезжать работать, если не будет гарантия компенсации работы в экстремальных климатических условиях. Это то обязательство, которое возложено на государство Федеральным законом. Более 5 лет из года в год Госдума рекомендует  Правительству подготовить решения по жилищным субсидиям для выезжающих северян. Я этот вопрос поднимал и перед профильным министром и перед Председателем Правительства.

Но за прошедший период ежегодный объем субсидий только сократился. На очереди более 130 тысяч семей. При этом уровне финансирования потребуется более 100 лет.

Мы в комитете посчитали. Так вот за последние 5 лет количество фактически выдаваемых жилищных сертификатов сократилось практически в 3 раза. И это при том, что объем финансирования в последние 4 года не менялся.

Я убеждён. Без решающего государственного участия, федерального финансирования эту, а также аналогичную проблему детей-сирот, инвалидов, военнослужащих не решить.

Один из самых серьезных вызовов для Арктики и, пожалуй, всей России, это изношенность инфраструктуры.

Так, производственные мощности, созданные в основном ещё в советское время, уже сильно изношены

Сейчас например, нам необходимо принять все меры по строительству судов для нужд северного завоза. Если исходить из принятых плановых документов, в целом нам нужно строить 18-19 преимущественно крупнотоннажных судов в год. Потребность в судах речного флота – и вовсе 1000. А на некоторых верфях мы до сих пор используем немецкие станки и оборудование 1932 года.

То же самое касается инфраструктуры аэропортов, посадочных площадок и самолетов для межрегиональных и внутрирегиональных перелетов. Вопрос на чем летать стоит уже сейчас. Не только для граждан, но и для санитарной авиации. Миллиарды рублей вложены, а самолет «Байкал» пока так и не запущен.

Аэродромная сеть большая еще с советских времен. Но авиаинфраструктура сильно изношена и сегодня не готова к росту нагрузки. Например, из 165 аэропортов и посадочных площадок Якутии лишь 9 имеют искусственное покрытие взлетно-посадочной полосы.

Все необходимые мероприятия по обеспечению самолетами и восстановлению транспортной инфраструктуры должны быть незамедлительно обеспечены.

Государственные гарантии и компенсации для северян Преступный закон «о монетизации льгот» фактически разрушил сложившуюся систему. Отменены гарантии предоставления жилья трудящимся,  районный коэффициент и процентная надбавка на стипендию учащимся и на выплаты семьям, имеющим детей, проезд к месту лечения в другие регионы России и обратно и т.д. Оставшиеся гарантии и компенсации для работников внебюджетной сферы переложены на плечи работодателей. Это привело к удорожанию производства товаров, выполнения работ и оказания услуг на данных территориях. Со всеми надбавками и коэффициентами средняя заработная плата бюджетников-северян сегодня ниже уровня соответствующих зарплат Центральной России.

Необходимо вернуть отмененные «монетизацией льгот» государственные гарантии и компенсации для северян.

Неоднократно мы поднимали вопрос о северных надбавках с первого дня работы в полном объеме вне зависимости от стажа трудовой деятельности. На эту тему даже есть поручения Президента.

11 декабря прошлого года под нашим давлением принято постановление, которое, по мнению Минтруда России, решает эти задачи, Но у нас особое мнение по принятому постановлению. Я его поднимал, в том числе и на Совете Государственной Думы и на недавно состоявшемся заседании Комиссии Госсовета. 

Президент страны указал конкретные категории граждан, которые должны получить льготу с первого дня работы. Это молодежь, работники федеральных, научных и общеобразовательных организаций. Но принятая редакция уже не гарантирует их права, не упоминает, а лишь загоняет всё в пределы существующего фонда оплаты труда.

Произошла по сути подмена понятий.

Мы также неоднократно обращали внимание Правительства на то, что отсутствуют критерии отнесения территорий к Арктической зоне Российской Федерации. При этом органы государственной власти ряда субъектов Российской Федерации регулярно просят расширить Арктическую зону. А это же льготы для людей, возможность воспользоваться такими уникальными программами как арктическая ипотека,  «Гектар в Арктике» и многими другими.

Дефицит квалифицированных кадров – это общероссийская проблема. Но для Арктики – она носит принципиальный характер. Совсем недавно, в ноябре в Государственной Думе мы провели парламентские слушания на эту тему.

Пришли к каким выводам.

Во-первых, необходимо повысить финансовую привлекательность труда, которая в настоящее время во многом является определяющим фактором для молодых специалистов при выборе ими места своей будущей работы и проживания.

Во вторых, вопросы закрепления кадров во многом связаны с набором социальных мер. Применяемые меры на Дальнем Востоке и Арктике подлежат дальнейшему развитию.

 И наконец, нужны новые социальные инициативы, которые смогли бы переломить негативную тенденцию. 

Мы сейчас работаем по новым предложениям.

Это и доступное арендное жилье в Арктике.

Считаем целесообразным запустить на территории Арктической зоны программу «Арктический квартал», которая за относительно небольшой промежуток времени уже зарекомендовала себя на Дальнем Востоке. Это комплексная застройка территории по самым современным стандартам с применением мер государственной поддержки.

Работаем над обеспечением законодательной возможности переселения граждан, проживающих в пустующем или малозаселенном муниципальном жилом фонде Арктической зоны, в более комфортные жилищные условия.

Уважаемые товарищи! Сейчас, как никогда, мы обязаны приложить все усилия, чтобы реализовать поставленные задачи. Эту позицию нужно доносить и на всех трибунах парламентской вертикали,  и в работе с населением. Уверен в этом направлении партия КПРФ готова предпринять всё необходимое для успешного развития Арктики, Дальнего Востока и Северов в целом!

Спасибо за внимание!

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.