«Первым делом - кадры». Подведены итоги образовательного проекта депутата Госдумы Сергея Гаврилова
В Воронеже в филиале ПАО «Ил» – ВАСО подвели итоги проекта депутата Госдумы Сергея Гаврилова «Первым делом самолеты».
Сергей
Анатольевич
Благодаря этому образовательному проекту депутата Сергея Гаврилова, Воронежского и Белгородского обкомов КПРФ ВАСО посетили более 1200 учащихся техникумов, школ Белгородской и Воронежской областей.
Для многих поездка на флагманское промышленное предприятие Воронежа стала определяющей в выборе профессии.
Обсудить ход реализации проекта и возможности его развития на Круглом столе «Готовим кадры для авиационной промышленности» собрались руководители ВАСО, депутаты, представители правительства Воронежской области, учебных учреждений, общественных организаций Черноземья.
Траектория стабильного развития
О текущих и перспективных задачах филиала ПАО «Ил» – ВАСО рассказал директор филиала Станислав Гретченко, отметивший, что сегодня завод находится на траектории развития в соответствии с самолетными программами ПАО «ОАК» Госкорпорации Ростех.
Ключевой продукт ВАСО – по-прежнему дальнемагистральный широкофюзеляжный самолет Ил-96. Также на заводе выполняются большие объемы работ по техобслуживанию самолетов, выпущенных ранее. ВАСО в рамках кооперации участвует во всех ключевых проектах гражданской и транспортной авиации: МС-21, Суперджет-100, Ил-114, производстве мотогондол для новых российских двигателей ПД-14 и ПД-8.
По информации руководителя ВАСО, рост объемов производства идет, в том числе, благодаря инвестиционным программам технического перевооружения. В прошлом году воронежские самолетостроители увеличили производственные мощности на 29% по сравнению с 2022 г. В этом году прирост составит еще 30%. Устойчивый рост обеспечивается за счет увеличения станочного парка, роста производительности труда, оптимизации внутризаводских процессов, совершенствования производственной системы, инструментов бережливого производства.
«Но главное для нас – это люди, наш коллектив, – подчеркнул Станислав Гретченко. – Мы серьезно занимаемся привлечением новых сотрудников, главным образом, производственных рабочих. С начала года общий прирост у нас составил около 1,5 тысяч человек. Это один из лучших показателей в контуре ОАК и в Воронежской области. Мы ценим каждого из приходящих к нам сотрудников, проводим большую работу по их адаптации, обучению. Большое внимание уделяем работе с техникумами, вузами. И очень хорошим подспорьем для формирования нашего кадрового резерва стал проект «Первым делом самолеты», который мы будем активно поддерживать».
Депутат Госдумы Сергей Гаврилов (фракция КПРФ) поблагодарил всех собравшихся:
«Именно вы обеспечили реализацию нашей уникальной программы, – сказал депутат. – Речь не только об образовательном аспекте, но и стратегическом характере проекта. В ситуации, которую переживает наша страна, в напряженности, которая будет усиливаться в военной сфере, мы обязаны обеспечить привлечение высокопрофессиональных кадров на производство.
Ничуть не умаляя роли других отраслей, скажу, что такие предприятия как ВАСО играют ключевую роль с точки зрения стратегической безопасности нашего государства. Именно с этой позиции мы отрабатываем задачу привлечения кадров, которые обеспечат экономическую безопасность страны в ближайшие десятилетия».
Дефицит специалистов - 400000 человек
Коммунисты давно и настойчиво добиваются решения проблемы дефицита специалистов в промышленности. «К 2009 году число техникумов и ПТУ сократилось на 80%, система подготовки рабочих кадров фактически уничтожена. Что делать? Возвращать советскую систему профтехобразования, а также престиж инженерных и технических специальностей», - говорит лидер КПРФ Геннадий Зюганов.
Профессионалы в области техники, промышленности - дефицитный ресурс. И дефицит этот приближается к 400 тысячам человек, из которых большинство – 37% в машиностроении.
«В Государственной Думе мы приняли решение о всесторонней поддержке наставничества, возрождая, по сути, советские традиции. Благодаря тому, что на ВАСО несколько лет назад эти программы успешно возродили, во многом обеспечивается ежегодный прирост производства в 30%. Это темпы, сопоставимые со временами индустриализации в СССР! - напомнил депутат Гаврилов.- В техникумы и на производство идут ребята из недостаточно обеспеченных семей. А выпускники учебных учреждений Белгородчины вообще сегодня имеют ограниченные возможности для полноценной учебы! Нужно, чтобы к этому с пониманием относились при их приеме на работу и поступлении в учебные заведения».
Сергей Гаврилов рассказал об итогах правительственного часа в Госдуме с участием вице-премьера Дмитрия Чернышенко, министра труда и соцзащиты Антона Котякова, министра просвещения Сергея Кравцова:
«Мы пришли к общему решению: усилить акценты на программах профессионалитета, поддержки учебных центров, подготовки рабочих и необходимости долгосрочного прогноза потребностей в них. Кроме того, сформировано поручение о бюджетной поддержке техобеспечения профессиональных образовательных организаций, пересмотре условий оплаты труда педагогов, мастеров производственного обучения и наставников».
В условиях почти полного отсутствия системы профориентации мы реализовали проект «Первым делом самолеты», – сказал Сергей Гаврилов. – На днях мы рассказали о его первых итогах на встрече с главой Минпромторга Антоном Алихановым. Нами отработаны механизмы привлечения молодых ребят из райцентров на авиапроизводство».
На ПАО «Ил» – ВАСО одна из лучших профсоюзных организаций, обширная программа поддержки в соответствии с колдоговором: возможности для дополнительного образования, карьерного роста, большое число культурных, спортивных, молодежных мероприятий. Для участников проекта это возможность прикоснуться к мечте, к самолетам и понять: есть реальная возможность осуществить эту мечту здесь, на заводе. И это работает!
Вакансий в 5 раз больше безработных!
Замминистра труда и занятости населения Воронежской области Николай Шилов рассказал о непростой ситуации на рынке труда региона. На 20 тысяч предлагаемых вакансий в области на сегодня приходится 4000 безработных. «Мы полностью меняем подходы, делая службу занятости клиентоориентированной. Предлагаем и тестирование, и обучение по более чем ста специальностям, можем предложить дополнительное образование и переобучение. Нормой стала адресная работа с предприятиями, в том числе с управлением по работе с персоналом ВАСО.
Что очень важно, ВАСО сохранил базу по обучению. Это огромный плюс, как и взаимодействие с профильными вузами, в которых студенты теперь получают и инженерную, и рабочую специальность.
Первый секретарь Воронежского обкома КПРФ, руководитель фракции КПРФ в Воронежской областной Думе Андрей Рогатнев отметил, что ВАСО, на котором в свое время 52 года отработал его отец, – крупнейшее предприятие региона в Воронеже и важнейший налогоплательщик.
«После долгого непонимания значения нашего промышленного флагмана мы видим его подъем, – сказал лидер воронежских коммунистов. – И интерес к кадрам понятен, и внимание всех уровней власти. Но необходимы именно квалифицированные кадры, которые надо воспитывать, развивая начальное производственное обучение со школы.
Возрождение советской системы никакое не ноу-хау, а отработанный механизм, позволявший направлять на предприятия квалифицированные кадры. Такой масштабный проект как «Первым делом самолеты» в содружестве с ВАСО – только начальный этап профориентации молодежи, которая, наконец, отходит от сознания, что нет лучше профессий чем бухгалтер или юрист.
Есть! Есть интересная работа, которой можно отдать себя без остатка. И здесь ВАСО выигрывает тем, что сохранено и развивается производство. Здесь есть мощная социально-культурная база и замечательный коллектив.
За 3 года средняя зарплата на ВАСО выросла на 54000 руб.
Системная кадровая работа последних лет стала несомненным преимуществом авиазавода. Директор по персоналу филиала ПАО «Ил» – ВАСО Анатолий Талдыкин отметил: в публикуемых вакансиях потенциальный самолетостроитель видит только стартовые зарплаты, по существу, ученические. Но с 2021 года средняя зарплата на ВАСО выросла более чем на 54 тысячи рублей, в том числе, за прошлый год – на 25 тысяч! Ныне она составляет почти 96 тысяч, и, в основном, этот рост обеспечивается за счет производственного персонала.
«На 2025 год мы планируем преодолеть своего рода психологический барьер, когда средняя зарплата превысит 100 тысяч рублей, – говорит Анатолий Талдыкин. – Мы продолжаем совершенствовать работу по подбору и адаптации персонала, индивидуально работаем с новыми сотрудниками, повышаем роль корпоративной культуры на предприятии. Основной путь для нас в сегодняшней ситуации – подготовка кадров своими силами. С начала года у нас 648 учеников получили профессии и разряды.
И особое внимание, конечно, продолжим уделять нашему музею, который играет особую роль во многих проектах. Огромная благодарность за это директору музея Светлане Гавриловой. Представьте, за год 197 экскурсий, общее число посетивших музей – порядка 4800 человек!».
Труд Светланы Гавриловой и ее коллег в ходе Круглого стола был отмечен личными благодарностями депутата Госдумы Сергея Гаврилова.
Директор Воронежского авиационного техникума Александр Норман поделился с коллегами опытом сотрудничества с ВАСО. Один из показательных результатов: если в 2022 году был недобор студентов, то сейчас конкурс более двух человек на место. В 2023 году техникум при поддержке завода победил в федеральном проекте «Профессионалитет» и выиграл грант на создание образовательно-производственного кластера для отрасли машиностроения Воронежа.
Сегодня этот кластер объединяет 6 предприятий и 4 образовательных учреждения. В следующем году планируется создание своего учебно-производственного комплекса.
Выбор студента: курьер или фрезеровщик?
Юлия Воропаева, заведующая учебной и производственной практикой Семилукского политехнического колледжа, заметила, что его выпускники работают на авиазаводе, но их не так много. Ребятам, особенно выходцам из сельских не очень обеспеченных семей не помешали бы хорошие стипендии. Сегодня при стипендии в 600 рублей очевиден выбор студента между подработкой курьером с хорошим заработком и неоплачиваемой практикой даже на замечательном предприятии. Целевое обучение в нынешнем виде тоже не во всем помогает.
Заместитель директора Белгородского строительного колледжа Александр Бондарь обратил внимание, что дефицит кадров присущ и педагогической сфере.
«Знания, практический опыт нужны, но мы не можем конкурировать с тем же наставником на производстве. Переманить квалифицированного рабочего на педагогическое поприще невозможно, – констатировал Александр Бондарь. – Важна также долгосрочная мотивация молодого человека, формирование четкого представления о его перспективах.
Нередко первокурсники вообще не имеют представления, чему учатся. Поэтому уже со школьной скамьи, а лучше с детского сада нужно давать детям такую возможность, чтобы их выбор будущей профессии был осознанным.
Первый секретарь Волоконовского местного отделения КПРФ Татьяна Муштатова неоднократно сопровождала приезжавшие на ВАСО группы ребят из техникумов и школ.
«Очень сложно нашим белгородским ребятам сейчас, – говорит она. – Это большое дело для них – побывать на таком предприятии как ВАСО. У ребят появляется желание связать свою жизнь с авиацией. Но им надо помочь! А мы видим, что в наших техникумах, колледжах учебники устаревшие, слабое техническое оснащение…
И при всем том желающих побывать на ВАСО все больше. Хочу поблагодарить Сергея Анатольевича за этот замечательный проект, который дал возможность ребятам из глубинки посмотреть, как развивается промышленность, и понять, что у них есть шанс, приложив свои силы, знания, работать здесь».
В заключение работы Круглого стола Сергей Гаврилов поблагодарил всех за очень полезный разговор, попросив собрать все предложения в общем протоколе. Чтобы предложить руководству регионов, Ростеха и ОАК дополнительные меры обеспечения кадрами ВАСО, в том числе, благодаря расширению проекта «Первым делом самолеты».