Депутаты КПРФ на правительственном часе в Госдуме обсудили проблемы жилищно-коммунального хозяйства
23 октября в Госдуме проводился правительственный час на тему: «О состоянии коммунальной инфраструктуры и повышении качества оказываемых жилищно-коммунальных услуг». Депутаты КПРФ задали вопросы и выступили на этом мероприятии.
Файзуллин И. Э., Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации:
- Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! В первую очередь хочу сказать слова благодарности Государственной Думе за вот эту совместную работу. За последний период мы и в рамках работы комиссии, которую уже Олег Викторович озвучил, и в рамках подготовки к "правительственному часу" обсудили все стороны и направления работы в жилищно-коммунальном хозяйстве.
Жилищно-коммунальное хозяйство - это не просто отрасль экономики, а фундаментальная часть нашей повседневной жизни. Актуальность вопросов в этой сфере подтверждается и результатами запущенного вами, Вячеслав Викторович, опроса граждан. Мы внимательно в соцсетях отслеживали все эти вопросы, и в рамках подготовки и встреч с фракциями мы обсуждали эти вопросы.
Коллеги, в отрасли работает 2 миллиона 256 тысяч человек, и где-то общий объём составляет 3 триллиона в валовом продукте.
Совместной работой нам удалось принять ряд значимых мер, направленных на повышение качества услуг и решение системных задач. Сегодня основная часть полномочий в ЖКХ сосредоточена в регионах, но мы
видим, что много вопросов, по которым требуется поддержка на федеральном уровне.
Первый блок вопросов - это управление жилищным фондом. Здесь граждане ставят вопросы ненадлежащего исполнения обязательств управляющими компаниями, непрозрачности их работы, низкого качества выполняемых работ, подделки документов собраний собственников и сложной процедуры смены управляющей компании.
С сентября этого года недобросовестные учредители не смогут создавать новые управляющие компании, и это мы отработали совместно с депутатами. Законопроект, который обяжет все управляющие организации отчитываться перед жильцами о проделанной работе.
Также подготовили поправки к законопроекту, которые предусматривают введение требований к персоналу, материально-техническому обеспечению управляющих организаций.
Для прозрачности проведения общих собраний собственников будет представлена возможность голосовать в ГИС ЖКХ с подтверждением личности на портале госуслуг. Просим поддержать эти предложения.
Кроме того, планируется ввести дифференцированные стандарты управления домами.
Перечни работ, услуг будут определяться в зависимости от их типа и уровня обслуживания.
Надеемся, что эта инициатива будет поддержана депутатами Государственной Думы.
Важным вопросом остается безопасность эксплуатации газового оборудования.
Спасибо, Вячеслав Викторович, за поддержку, и мы совместно в этом году отработали с экспертами, с депутатами, доработали методику по расчету размера оплаты за эту работу, и с исключением злоупотреблений со стоимостью.
С регионами будем анализировать применение этой методики новой, и с ФАС прорабатывается вопрос госрегулирования этих работ.
Следующий вопрос - блок капитального ремонта.
Сегодня актуальными задачами являются обеспечение сбалансированности программ капремонта, качество работ, грамотное планирование, целевое использование средств, а также решение вопроса износа лифтового оборудования.
Благодаря поддержке Госдумы, был принят закон по техническому обследованию, который позволяет проводить ремонт именно в тех домах,
которые необходимы именно в первую очередь, и дает возможность скорректировать программу долгосрочную, превратив, значит, первоочередные объекты для решения вопроса срочных задач.
Решения по капремонту на объектах культурного наследия тоже оптимизировали, и здесь оптимизирована и продолжительность, и стоимость работ на таких домах.
Спасибо за поддержку.
С 1 сентября у нас вступил в закон, который предусматривает проведение стройконтроля при капремонте в многоквартирных домах, фонд которого формируется на спецсчетах. Это позволит не допустить нецелевое расходование средств и обеспечить их прозрачность.
В целом считаем важным установить приоритет проведения работ, влияющих на безопасность и сроки эксплуатации, и сроки эксплуатации многоквартирных домов.
Соответствующая инициатива отрабатывается в правительстве.
Нужно, чтобы люди видели и ощущали эффект от капитального ремонта.
Сегодня средний износ по стране составляет, средний взнос по стране составляет 12,6 рублей за метр квадратный. При этом в ряде регионов взносы составляют полтора рубля, в ряде других до 26 рублей доходят.
Коллеги, есть экономически обоснованные затраты на капитальный ремонт. Да, это решение еще в 2014 году было принято,
когда капитальный ремонт осуществляется за счет взносов граждан при соответствующей возможной поддержке регионов. Ряд регионов поддерживают из бюджета работы по капитальному ремонту.
Там, где не поддерживаются и устанавливаются низкие тарифы, и я хочу обратить внимание, это сегодня Забайкальский край, Хабаровская область - 1,6 рублей, но тогда надо эти деньги в бюджете муниципальном найти или в бюджете региональном. То есть, принимая такие решения, надо находить источник финансирования, и отдельные регионы я уже отметил, вводят такие решения.
Вот вопрос лифтового хозяйства Вячеслав Викторович отметил по Самарской области, наибольшее количество лифтов у нас именно в этом регионе.
Но вот Оренбургская область установила трехтарифные, значит, взносы на капитальный ремонт и этой проблемы по лифтам там нет, потому что каждый год 12 рублей на метр квадратный были, значит, и дома с лифтами постепенно все, значит, те, которые должны были 25-летний срок отработать, там решено.
Аналогичные решения во многих регионах приняты: это в Калужской, Тверской, Мурманской, Псковской, Тюменской областях, Хакасии, Республики Татарстан. Работа эта продолжается. Это вопрос системный.
Считаем важным тиражировать такие решения для обеспечения сбалансированности программ в регионах, в том числе и в вопросах, я уже отметил, лифтового хозяйства.
Сегодня формируется система государственного учета жилищного фонда. Раньше, как вы помните, это у нас все в БТИ было, но когда мы передали эти полномочия и сформировали в Росреестре, эта часть, она осталась. И сегодня вот совместно с Комитетом Госдумы по строительству и ЖКХ планируем представить предложение ко второму чтению, которое позволит систематизировать параметры и состояние каждого многоквартирного дома в стране, учитывать конструктивные характеристики, текущий ремонт и планы по капитальному ремонту.
Ну, справедливости ради надо отметить, что эту работу мы уже больше четырех лет делаем по новым домам, по объектам, которые вводятся в эксплуатацию.
Госучет нужен, в том числе и для обеспечения внедрения стандартов управления, о которых я ранее уже сказал. Эффективная программа капремонта, управление жизненным циклом критически важны для хранения, для сохранения жилищного фонда.
Следующий блок вопросов - это коммунальное хозяйство. Сегодня 1 миллион километров сетей,
74 тысячи котельных, 73 тысячи систем водопроводов и канализаций. Коммунальные услуги оказывают 12 тысяч ресурсоснабжающих организаций. Уже Олег Викторович отметил, что порядка 43 процентов сетей в настоящее время нуждается в замене, и следствием высокого износа сегодня является аварийность.
Для решения этих задач, благодаря поддержке президента, завершаем подготовку в рамках нового национального проекта "Инфраструктура для жизни" федеральный проект модернизации коммунальной инфраструктуры, который будет включать в себе все действующие и планируемые меры поддержки отрасли.
Финансирование федерального проекта предполагается из источников новых казначейских инфраструктурных кредитов, списания задолженности регионов по кредитам, а также за счёт средств федеральной субсидии. Но регионам предстоит большая работа для того, чтобы обеспечить сбалансированность всех источников финансирования, чтобы сформировать источники для замены сетей. Здесь и бюджетные, и кредиты, внебюджетные, в том числе и тарифные решения.
Обязательным условием станет максимальное использование имеющихся в отрасли внутренних ресурсов. Это повышение оприборенности объектов, устранение потерь, снижение аварийности, работа с платёжной дисциплиной и задолженностью, а также доведение нормативов потребления коммунальных услуг до фактического уровня.
Необходимо осуществлять переход на единые расчётные центры и внедрять единые платёжные документы. Этот механизм позволяет обеспечить прозрачность населения... начислений. Люди должны понимать, за что они платят, и быть уверенными, что начисление проводится правильно. Нельзя допускать, чтобы принимаемые решения были и неподъёмными для граждан.
Необходимо повысить адресность оказываемой поддержки. Эту задачу мы совместно в рамках социального казначейства отрабатываем с Министерством труда и регионами.
Уже было отмечено, что серьёзная задача это регулирование концессий. Сегодня 19 процентов коммунальных объектов эксплуатируются в рамках концессионных соглашений. Этот механизм введён для привлечения частных инвестиций в отрасль, и при этом большинство соглашений не содержат инвестиционных обязательств концессионера. И соответствующая работа по корректировке законодательства уже ведётся. Наличие инвестиционных программ должно стать обязательным,
и это будет одним из основных условий получения средств по новой программе модернизации коммунальной инфраструктуры.
Наличие инвестиционных программ для всех ресурсоснабжающих организаций должно стать обязательным. И при этом ключевой задачей, которая в настоящее время прорабатывается с депутатами, является контроль за целевым использованием этих инвестиционных программ.
Отмечу, что технический надзор в рамках комплексной программы МКИ будет обязательным и для проведения ремонтных работ. Эти задачи решаем в рамках поручений председателя правительства Михаила Владимировича Мишустина и заместителя председателя Хуснуллина Марата Хакирзяновича.
Основными документами в коммунальном хозяйстве являются схемы теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения. От их уровня проработанности напрямую зависит эффективность работы системы.
Минстроем подготовлен законопроект по ежегодной актуализации схем водоснабжения, и водоотведения, и теплоснабжения, а также передача полномочий по их утверждению на уровень региона.
Важно синхронизировать мероприятия схем с генеральными планами, которые в свою очередь должны учитывать корректный прогноз
демографических показателей. Нужно исключить создание избыточных мощностей. Кроме того, требуется пересмотреть подходы к резервированию потребителями мощностей. Часто такие мощности остаются
недоиспользованными.
Для обеспечения комплексной модернизации в отдельных случаях регионам придётся значительно пересмотреть эти схемы, внедрять цифровые решения на базе информационной системы аналитической Фонда развития территорий. Требуется создать единую платформу учёта ресурсов, а также внедрить повсеместно использование умных счётчиков.
Вместе с тем отрасль ЖКХ нуждается и в квалифицированных кадрах, которые могут работать с современным оборудованием и технологиями. На сегодняшний день в отрасли средняя зарплата рабочего составляет 45 тысяч рублей. И важно понимать, что за эти деньги сегодня в отрасли работают сотрудники, которые обеспечивают жизнедеятельность всех наших граждан. Считаем, что уровень оплаты труда должен быть соразмерен ответственности.
Отмечу, что под руководством Марата Шакирзяновича Хуснуллина на территории новых регионов продолжаем выстраивать систему жилищно-коммунального хозяйства. Завершили инвентаризацию многоквартирного
жилья, формируем единые управляющие организации и ресурсоснабжающие компании.
Здесь эта вся работа осуществляется Минстроем совместно с Фондом развития территорий и регионами.
Развитие систем будет осуществляться в рамках единых региональных схем теплоснабежния, водоснабжения и водоотведения. В стране завершается подготовка к осенне-зимнему периоду. Спасибо регионам- шефам и депутатам, и всем коллегам за оказанную регионам поддержку. Ситуацию по отопительному периоду в Курской, Брянской и Белгородской областях держим тоже на отдельном контроле.
Отдельно хочу сказать, что с учетом опыта прошлых лет из законодательных изменений, поддержанных депутатами в весеннюю сессию, сформированы новые подходы к прохождению отопительного периода. В каждом регионе совместно с Минэнерго, с МЧС и Ростехнадзором провели и отработали программу тренировок, составили план реагирования, а также обеспечили наличие инструкции по устранению аварийных ситуаций. Сегодня прорабатываем введение ответственности ресурсоснабжающих организаций за неготовность к отопительному периоду.
Кроме того, считаем, что неполучение муниципальными образованиями, организациями паспорта готовности к осенне-зимнему
периоду, должно быть включено в перечень грубых нарушений лицензионных требований.
Вячеслав Викторович, озвученные вопросы обсуждали совместно с регионами и на заседаниях комиссии Государственного совета. По вашему поручению в Госдуме в рамках работы комиссии совместно... Алексея Васильевича Гордеева, совместно отработали, были сформированы, рекомендации, предусматривающие масштабные изменения отраслевого законодательства, будем совместно их реализовывать.
Доклад закончен. Спасибо за внимание.
Грабчак Е. П., временно исполняющий обязанности Министра энергетики Российской Федерации.
- Уважаемый Вячеслав Викторович! Уважаемые депутаты!
Основной задачей Министерства энергетики является бесперебойное снабжение отраслей экономики и населения нашей страны доступными и
качественными энергоресурсами. Отдельное внимание уделяем стабильности работы систем энерго- и теплоснабжения в периоды максимальной нагрузки.
В теплоснабжении отвечаем за надёжную работу тепловых электростанций, обеспечивающих более 40 процентов выработки тепла в стране. Без стабильной и надёжной работы опережающего развития теплоэнергетики и распределительного сетевого комплекса говорить об удовлетворённости населения работой и жилищно-коммунальным хозяйством невозможно.
Наиболее актуальная сейчас тема - это готовность к зиме. Действующая система подготовки многоступенчатая. Ещё до завершения предыдущего отопительного периода начинается работа по подготовке к следующему. Это планирование инвестиционных ремонтных программ, контрактация топлива, пополнение аварийного запаса. Реализация мероприятий по подготовке продолжается вплоть до вхождения в период максимальных нагрузок. Мониторинг хода подготовки проводим ежемесячно, а по объектам в зоне риска проходят выездные проверки. До середины ноября будут подведены итоги оценки готовности, выданы паспорта. На отдельный контроль федерального и региональных штабов ставится выполнение мероприятий по объектам, не обеспечившим своевременно полную готовность к прохождению осенне-зимнего периода.
В этом году подготовка к зиме проходила в условиях сложной режимно-балансовой ситуации. По отдельным регионам выполнение работ осложнялось масштабным половодьем, пожарами и разрушением инфраструктуры из-за воздействия третьих лиц. В зоне особого нашего внимания находится Дальний Восток, юго-восточная часть Сибири, юг страны, Дагестан, новые приграничные территории. Совместно с региональными властями детально проработаны ключевые факторы влияния на прохождение отопительного периода, разработаны комплексные карты рисков по всем регионам, запланированы и реализуются как оперативные, так и среднесрочные мероприятия по снижению рисков возникновения аварий. Для оценки адекватности и реалистичности планов реагирования в каждом регионе проведены противоаварийные тренировки. Ирек Энварович об этом уже сказал.
К устранению нарушений готовы более 23 тысяч аварийно-восстановительных бригад, оснащённых необходимой техникой и материалами. Запасы топлива уже сформированы выше установленных нормативов, в том числе в рамках Северного завоза.
Завершается реализация годовых планов инвестиционных ремонтных программ. В этом году они на сумму более 1,6 триллиона рублей.
В рамках внесённых в закон "О теплоснабжении" изменений, с 1 марта следующего года для муниципальных образований и субъектов теплосетевой деятельности закрепляется жёсткая обязанность быть готовым к отопительному периоду, становится обязательным формирование планов действий по ликвидации последствия аварий, резервирование систем теплоснабжения, а также утверждение и контроль за инвестиционными программами. Актуализированы правила готовности субъектов электроэнергетики, больший акцент сделан на ремонт и модернизацию оборудования.
Для повышения надёжности и качества электро- и теплоснабжения проводим работу по адаптации объектов энергетики к новым вызовам. К ним относим увеличение в два раза за последние три года количество случаев воздействия на объекты энергетики непроектных нагрузок из-за экстремальных погодных условий, также локальный, ранее неучтённый рост нагрузки из-за переориентации экономики, активизации более энергоёмких производств, развитие майнинга, внутренней миграции и туризма, активного перехода на электроотопление.
Высокий износ основных фондов, вызванный хроническим недофинансированием отрасли, также является насущной проблемой. За
последние десять лет разрыв между инфляцией и индексацией тарифов по распредсети составил 45 процентов, текущий накопленный регуляторный долг - более 150 миллиардов.
В итоге мы имеем уровень износа распределительных сетевых активов более 60 процентов.
Совместно с депутатским корпусом, коллегами из федеральных органов власти, регионов и энергокомпаниями разработан и внедряется комплекс инициатив по каждому из направлений. С 1 сентября вступил в силу закон, создающий в каждом регионе единый центр ответственности за энергоснабжение - системообразующую сетевую организацию.
Хочу поблагодарить Государственную Думу за активную проработку и поддержку этой инициативы. Реализация закона позволяет повысить оперативность ликвидации аварий, обеспечить эксплуатацию бесхозяйных и брошенных сетей. Определяемая региональными властями сетевая компания несёт ответственность за состояние электросетевого комплекса на всей территории региона. Следующий шаг - это закрепление контроля и ответственности со стороны системообразующей организации за развитием сети и технико-экономической эффективностью других региональных сетевых организаций. Продолжается работа по консолидации электросетевого комплекса.
С 1 января следующего года останется только 498 сетевых компаний вместо 4 тысяч, созданных в результате реформы 2000-х годов. Такое укрупнение повышает управляемость сетевого комплекса, позволяет внедрять единые высокие стандарты качества энергоснабжения. Наша цель - это две-три крупные сетевые компании в каждом регионе. Сокращение количества неэффективных сетевых организаций позволит, по нашим оценкам, дополнительно направить на повышение надёжности сетей до 40 миллиардов рублей в год.
Точечные задачи повышения качества электроснабжения в отдельных регионах решаются с помощью программ повышения надёжности. Президентом поддержан такой подход, программы реализуются уже в 11 субъектах, со следующего года будут запущены ещё в четырёх, в стадии формирования программы по 13 регионам. К настоящему времени из федерального бюджета на них направлено 4 с половиной миллиарда, до 2026¬го предусмотрено ещё более 50 миллиардов.
Хочу обратить внимание на необходимость более активного вовлечения регионов в эту деятельность. В первую очередь, это определение приоритетности реализуемых мероприятий, поиск источников их софинансирования и контроль за ходом их реализации. Эффективный
инструмент для этого уже создан - это регуляторные соглашения, 20 регионов уже им воспользовались.
Ещё одна мера, позволяющая избежать локальных перегрузок сети и нарушения электроснабжения, - это внедрение механизмов управления спросом. Здесь, помимо рыночных механизмов сглаживания пиков потребления, необходимо применять и регуляторные инструменты. Принятый закон о регулировании майнинга поможет управлять спонтанно растущим спросом на электроэнергию. За последние два года из-за майнинга потребление в юго-восточной части Сибири выросло на 14 процентов. Это привело к дефициту мощности и рискам для электроснабжения, а также к невозможности присоединения новых потребителей. Для решения проблемы будет построена дополнительная генерация мощностью 1,3 гигаватта с инвестициями более 680 миллиардов рублей, что, конечно же, отразится на стоимости электроэнергии для всех потребителей.
Разработана нормативная база, позволяющая высвободить мощность для прохождения пиковых нагрузок за счёт ограничения майнинга. Такие ограничения эффективно применять на территориях с дефицитом мощности, а также в регионах, где стоимость электроэнергии субсидируется.
В стадии принятия ещё ряд инициатив, направленных на повышение эффективности работы электросетевого комплекса: это дифференциация тарифов по объёмам потребления, введение четвёртой категории надёжности, плата за резерв и применение механизма "бери или плати" для отдельных категорий потребителей. Эти инициативы позволят обеспечить равномерную загрузку сетевых мощностей и привлечь дополнительные инвестиции в надёжность.
В сфере теплоснабжения предлагаем по аналогии с электросетями ввести институт системообразующей единой теплоснабжающей организации, отвечающей за эксплуатацию бесхозяйных сетей и оказывающих содействие в устранении аварий, даже не своих сетях. Перспективное планирование и управление развитием должно осуществляться через разработку и актуализацию схем теплоснабжения, их синхронизацию с планами развития городов на горизонте от 5 до 20 лет. Об этом тоже уже Ирек Энварович упомянул, но хотелось бы сказать, что работа в этом направлении пока неудовлетворительно ведётся. На сегодняшний день утверждённые и актуализированные схемы есть только у 37 процентов городов. Без этого невозможно принимать решение по развитию отрасли. Предлагаем предусмотреть ответственность за ежегодную актуализацию схем теплоснабжения и учитывать это при выдаче паспортов готовности к отопительному периоду.
Реализация планов по развитию территорий и вводу жилья к 2030 году потребует дополнительного увеличения выработки тепла на 13 процентов. В условиях дефицита инвестиционных ресурсов экономическая эффективность источников теплоснабжения выходит на первый план. На электростанциях удельный расход топлива на 15, а среднеотпущенная цена гигакалорий на 34 процента ниже, чем на котельных. Поэтому важно обеспечить синхронизацию программы развития энергетики с программами
пространственного развития, строительства и модернизации коммунальной инфраструктуры. Совместно с Минстроем эту работу проводим. До 2030 года будет дополнительно введено 6,3 гигаватт генерирующих мощностей, работающих в режиме комбинированной выработки тепла и электроэнергии.
Для повышения надёжности и безопасности систем теплоснабжения необходимо актуализировать нормативную базу по проектированию эксплуатации. Упрощённые требования к резервированию котельных установок, формальное отношение к наличию резервного топливного хозяйства, повсеместное использование так называемых крышных котельных является угрозой надёжного и безопасного теплоснабжения. Примеры реализации таких угроз в системах теплоснабжения мы видели в прошлом отопительном периоде.
Строительство инфраструктуры теплоснабжения осуществляет застройщик, который зачастую исходит из стратегии снижения себестоимости квадратного метра. Предлагаем ввести запрет на строительство таких источников тепла, особенно в зонах централизованного теплоснабжения от теплоэлектростанции.
Одним из эффективных инструментов привлечения инвестиций в сферу теплоснабжения является создание ценовой зоны, так называемый механизм альтернативной котельной. По решению муниципалитета в такой ценовой зоне ответственность за теплоснабжение возлагается на единую теплоснабжающую организацию, она самостоятельно определяет оптимальную технико-экономическую модель теплоснабжения. Город по- прежнему управляет развитием, утверждает необходимые инвестиционные решения и устанавливает предельные цены на тепло.
Качество теплоснабжения становится приоритетом номер 1. За несоответствие нормативам возможны штрафы до 100 процентов от стоимости энергии. Механизм уже внедрён в 44 городах с населением более 14 миллионов человек. Планируемые инвестиции составляют почти 339 миллиардов рублей за 15 лет, это в два с половиной раза большестандартного регулирования.
В ближайшие два года на метод альтернативной котельной перейдут ещё 37 муниципальных образований, включая пять городов-миллионников. На горизонте пяти лет планируем удвоение инвестиций, привлекаемых в сферу теплоснабжения этих городов.
Считаем необходимым рассматривать метод альтернативной котельной в качестве одного из основных способов регулирования отношений в теплоснабжении, на который в среднесрочной перспективе должны перейти все регионы страны.
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты, ещё раз благодарю вас за поддержку и доработку инициатив, предлагаемых Министерством энергетики. Готовы в таком же режиме и в дальнейшем осуществлять... решать актуальные вопросы отрасли.
Спасибо за внимание.
Левченко С. Г., фракция КПРФ:
- Евгений Петрович, сегодня существует много планов подобных документов, концепций, стратегий, прогнозов, но стройной схемы развития энергетики пока не существует. А в последнее время появилась ещё одна идея для потребителей электроэнергии, это строительство дата-центров, которые выбрали весь профицит электроэнергии, который существовал в регионах. И теперь невозможно подключить ни социальную сферу, ни жильё. Как вы считаете, не стоит ли майнерам, которые привели к дефициту электроэнергии, самим для себя строить генерацию и сети?
И, Ирек Энварович, в плане рекомендаций по решению вопросов в сфере ЖКХ записано создание отдельного ведомства, которое будет осуществлять выработку и реализацию государственной политики в сфере ЖКХ. Что это за ведомство? Или уже Министерство строительства не будет осуществлять государственную политику в сфере ЖКХ?
Файзуллин И. Э.:
- Сначала отвечу. Министерство строительства будет осуществлять политику в области ЖКХ и регуляторку.
Грабчак Е. П.:
- Да, спасибо, Сергей Георгиевич, за вопрос.
Действительно, и в своём докладе я об этом говорил, вот такие непрогнозируемые майнинговые нагрузки в текущей ситуации для энергосистемы по некоторым территориям представляют проблематику. Более того, мы вынуждены, реагируя на рост таких нагрузок, принимать решение о строительстве дополнительной генерации. Все затраты, естественно, на эту генерацию, они транслируются в тарифные решения, чем, по сути, мы помогаем этим майнерам, дополнительно финансируя их деятельность.
Конечно же, это неправильно, и тот закон, который приняла Государственная Дума, позволяющий правительству ограничивать майнинг, в отдельных регионах он поможет нам в этом.
Мы выступаем с инициативой о том, что в дефицитных регионах майнинг должен быть запрещён на период дефицитов. В регионах, где у нас субсидируется электроэнергия, где у нас зоны регулируемых договоров, также майнинг не должен по этим регулируемым договорам и субсидируемым ценам подключаться к электросети.
Поэтому, да, для майнинга целесообразно отменить недискриминационный подход и стимулировать их в зонах дефицита переходить на собственную генерацию. Спасибо.
Лябихов Р. М., фракция КПРФ:
Уважаемый Евгений Петрович, о тех задачах, которые вот как раз сейчас поставил Вячеслав Викторович, о частных котельных и о ненадлежащих эксплуатантах. Многие эксплуатанты малых котельных и теплосетей получили объекты в процессе приватизации своих основных активов, которые не связаны с производством тепла, они не обладают компетенциями, возможностями для производства тепловой энергии, но при желании отказаться от своих объектов и передать их в собственность муниципалитета безвозмездно, такие собственники сталкиваются с нормой закона о тепловой энергии, где предусмотрен мораторий на эти действия до трёх лет. Данную норму пора давно отменить, так как, кроме риска коммунального коллапса, ничего эффективного данная норма не несёт. Какое у вас отношение к этой проблеме?
И второе. Вот сейчас уже частную компанию приватизировали в Ярославле ТГК-2, она пять регионов снабжает теплом уже более года и ресурсы на технологическое присоединение не выдаёт.
Грабчак Е. П.:
- Да, спасибо, Роман Михайлович, за вопрос.
Конечно же, мы за то, чтобы сети и котельные, которые не эксплуатируются должным образом, переходили к профессиональным организациям.
И то ограничение, о котором вы говорите, его уже нет в законе, осталось ограничение только о том, что в течение трёх лет нельзя вывести из эксплуатации котельную после того, как собственник захотел её вывести из эксплуатации. То есть вот остался запрет только на вывод из эксплуатации. За эти три года как раз муниципалитет, другие более ответственные теплоснабжающие организации должны в рамках разработки и принятия схемы теплоснабжения посмотреть оптимальные варианты замещения этой тепловой мощности.
Что касаемо ТГК-2, здесь тоже большое спасибо за вопрос, потому что есть возможность там как раз коллегам сказать о том, что правительство занимается вопросом незаконной или несправедливой приватизации. И ТГК- 2 - это яркий пример, когда у нерадивого собственника актив, который был приватизирован и которым он не занимался, был, по сути, национализирован в рамках работы прокуратуры, и сейчас этот актив передан в управление более радивому собственнику - дочерней компании компании "Газпром", которая как раз вот с этими проблемами, накопившимися по недофинансированию, по большому износу, по нехватке тепловых мощностей разбирается. И мы надеемся, в течение вот года те проблемы, о которых вы говорите, по запертым мощностям, они будут решены.
Спасибо.
Алимова О. Н., фракция КПРФ:
- Уважаемый Ирек Энварович, эта тема прозвучала уже частично, Вячеслав Викторович обозначил, связанная с управляющей компанией. Даже получился ответ. Значит, эта тема управляющей компании, она не просто актуальна, она суперважная, потому что, к великому сожалению, управляющие компании избиратели называют мошенниками и никак по- другому, потому что для захвата управлением дома безнаказанно подделывают протокол общего собрания, подписи жителей. Выгнать таких управленцев практически жителям невозможно даже после вмешательства депутатского корпуса. Ещё результат будет непредсказуемый.
Бывают такие случаи, когда муниципалитет назначает управляющие компании из другого города, региона, и поэтому ни на аварии, на решение вопросов никто, конечно, не выезжает.
Особенно эта тема актуальна для сельской местности, когда они расположены на больших расстояниях и фактически брошены сами для себя. Даже элементарный вопрос решить невозможно.
Каким образом... (Микрофон отключён.)
Файзуллин И. Э.:
- Ну, мы говорим о совершенствовании работы в этом направлении. То есть я уже отметил, что мы внесли предложение по созданию управляющих компаний, которые будут государственными или муниципальными, это решение уже регион примет. Значит, будет, появится возможность нерадивую компанию отстранить. Это очень выверенный должен быть процесс, чтобы, значит, не разрушить ту систему, которая есть.
Вот здесь в зале присутствует мэр города Нижнекамска, сейчас депутат Госдумы, Айдар Метшин. Когда пришла управляющая компания московская, консолидировала мелкие, значит, превратилась в суперкомпанию города и начала диктовать условия, вот уже с тех времён мы начали отрабатывать вопросы, как бы эту задачу решить, значит, чтобы у муниципалитета была возможность.
И, в общем-то, и вносили предложения регионы, но я благодарю и наш комитет, и вот поддержку Вячеслава Викторовича, что мы дошли вот до этого решения и в осеннюю сессию эти решения, я очень надеюсь, будут приняты. Спасибо.
Лябихов Р. М.:
- Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемый Марат Шакирзянович, уважаемые министры, коллеги!
Сегодня в России более 70 процентов коммунальных сетей нуждаются в капитальном ремонте, в том числе 40 процентов в срочной замене коммуникаций. Об этом коллеги, министры сегодня сказали.
Но мы в свою очередь не услышали о том, что более 12 миллионов домохозяйств в России не имеют централизованного водоснабжения, четверть россиян живёт без канализации. В первую очередь, конечно, это сельские территории, на которых проживает сегодня 37 миллионов наших граждан.
Мы много говорили сегодня о городах, но есть и посёлки, которые в первую очередь замерзают зимой, а это, коллеги, наша продовольственная безопасность. Да, безусловно, есть программа развития сельских территорий, но она всех проблем не решает.
Сегодня в рамках обсуждения наши вопросы мы адресуем двум министерствам. Требуем от них финансирования разных направлений. По нашей позиции, эти вопросы, скорее, к Минфину. Мы считаем, что 4 с половиной триллиона рублей, которые планируют потратить на отрасль до 2030 года, их явно недостаточно. Мы ещё четыре года назад говорили о том, что на эту отрасль нужно 10 триллионов, а сегодня, наверное, с учётом инфляционных процессов все 15. Очевидно, что без этих средств реформирование отрасли не решить. Одна треть - это очень мало.
Итоги прошедшей зимы ещё раз показали слабую сторону работы системы ЖКХ: обветшание и устаревание коммуникаций. Наши граждане в новогодние праздники замерзали целыми домами, посёлками, оставались без тепла. Во многих регионах вводились режимы чрезвычайной ситуации. Все проблемы зимы это следствие. Каждый год мы будем с ними сталкиваться, если не начнём вместе разбираться с самой причиной.
Да, борьба с последствиями это важная задача Минстроя, Минэнерго. Важно найти и принять решения, позволяющие субъектам пройти ближайший отопительный сезон лучше, чем прошлый. Здесь мы готовы помогать, предоставить на законодательном уровне необходимые инструменты для этой работы коллегам.
Но мы также должны понимать, что ЖКХ это в первую очередь муниципальное хозяйство, ответственность за которое лежит на мэрах и во вторую очередь на субъектах. У наших министерств больше регуляторные функции.
Наша основная задача в работе с коллегами обозначить проблемы, содействовать коллегам в части нормативного регулирования для решения застаревших проблем.
Как сказал Вячеслав Викторович, и по общему правилу: критикуя - предлагай, соответственно, мы предлагаем бесхозные тепловые сети передавать путём приватизации в качестве имущества на праве гарантирующему поставщику, а не в аренду, как сейчас.
И важно контролировать взаимосвязь затрат на их ремонт в объёме не менее амортизационных отчислений по данному имуществу. Этим мы решаем вопросы надлежащей эксплуатации тепловых сетей и возможности использовать ресурсы по их эксплуатации для эксплуатанта.
Следующий вопрос инвестиционной составляющей в сфере водоснабжения и водоотведения. Они сегодня размыты, инвестпрограммы не выполняются, предлагаем на федеральном уровне закрепить ставку по инвестсоставляющей в техприсоединении в определённой доле в процентах от СМР по региону.
Данная стоимость СМР сегодня Минстроем ежемесячно обновляется и публикуется, поэтому проблем здесь не должно. Средства направлять в местный бюджет, всё будет прозрачно и окрашено, иначе мы все время
киваем на мэров, их нерадивость, заставляем их искать средства на сети в нищих бюджетах, а инвестрограммы - у водоканалов, зачастую у частных. И таким образом мы определим одного ответственного - это администрацию.
Вопрос аварийного жилья. Сегодня мы слышим разные цифры: 20 миллионов, 40 миллионов, в последние годы мы прирастали в аварийном жилье более чем 2 миллиона квадратных метров в год. Зачастую эти метры были пустыми. Почему? Потому что объём аварийки формировался мэром на глазок простой подписью, в итоге мы реальной картины не видим.
Но сегодня новые технологии позволяют проводить обследование МКД в кратчайшие сроки. Сегодня наши разработчики имеют отечественное ПО для этой задачи. Минстрою важно изучить эти предложения и внедрить их на федеральном уровне. Если для этого требуется законодательное регулирование, мы с вами, коллеги, поможем.
Проблема замены лифтов. На встречах с министром мы слышали об отстающих регионах, которые на сегодняшний день ушли с этой проблемой далеко. Безусловно, без нашей помощи они уже не догонят тех лидеров, которые есть.
Мы предлагаем в КРТ по инициативе правообладателя, где предусмотрена обычно норма передачи квартир, внести на законодательном уровне возможность определять муниципалитетам часть ремонта лифтов или замены лифтов операторами КРТ вне объектов КРТ. Зачастую небольшие проекты загрузить чем-то существенным невозможно, а лифты пока стоят дешевле квартир и, возможно, это будет отчасти выход для местных муниципалитетов.
Наша партия КПРФ настаивает на поступательном наращивании расходов ЖКХ, разумной альтернативы которому просто быть не может в нынешней ситуации в этой сфере, и на реализации масштабной программы технологического возрождения страны, такая программа требует полноценного бюджета развития, который нами разработан. Темы, которые мы предлагаем сегодня, безусловно, требуют дополнительного экспертного обсуждения, но без наших общих усилий, напряжения всех сил мы так останемся стоять у этого снаряда. Спасибо большое. (Аплодисменты.)
Хуснуллин М. Ш.:
- Уважаемый Вячеслав Викторович! Уважаемые коллеги!
Во-первых, я хочу поблагодарить за такой системный подход к рассмотрению этой глубочайшей и серьёзнейшей отрасли и тех проблем, которые есть в отрасли.
И, пользуясь случаем, вот мы в этом году завершаем проект "Жильё и городская среда", мы завершаем проект, национальный проект "Безопасные качественные дорогие", по которым у нас всё получилось, мы все планы, которые в целом по стране были запланированы, мы все их выполнили либо перевыполнили. Отдельные регионы у нас не дотянули, но мы их в ближайшие там год-два дотянем по этим планам.
И вот подытоживая тему, я могу сказать, почему у нас это получилось - потому что была системная работа и была сделана базово основа всех этих преобразований. Я напоминаю, что мы с вами приняли очень хороший транспортный закон, который ускорил нашу работу, мы приняли закон по КРТ, мы сократили инвестиционно-строительный цикл, мы с вами системно занимались дольщиками, и каждую вот сессию мы с вами подводили итог, и видели, как мы там... сколько было принято законов, поправок, закон измеряется несколькими десятками поправок, поправки несколькими сотнями, и вот благодаря этому нам удалось всё это сделать.
Вот сейчас у меня, Вячеслав Викторович, есть одно конкретное предложение - давайте мы так же, как по сокращению инвестиционно-строительного цикла распишем "дорожную карту" по нормативке по жилищно-коммунальному хозяйству. Вот сегодня у нас есть базовая, наработанная программа.
Вот мы сейчас заходим в новый проект "Инфраструктура для жизни", который Минстроем практически подготовлен, прошёл все согласования. И вот предлагаю составной частью этого нового проекта сделать нормативно-законодательную базу, в которой чтобы профильный комитет, Минстрой, профильный департамент правительства выработал все вопросы, что нам необходимо решить. И потому что вопросов на самом деле намного больше и намного глубже, и я хочу на некоторые из них обратить внимание.
Например, мы сейчас обсуждаем программу пространственного развития. Мы готовим документ, мы готовим сегодня мастер-планы, мы готовим сегодня опорные точки. Но, коллеги, у нас понятия мастер-плана нет законодательно. Если мы сегодня на наши старые генеральные планы, которые не соответствуют действительности, начнём делать модернизацию коммунальной инфраструктуры, мы часть денег просто потеряем. Нам надо до конца года принять упрощённый вариант мастер-плана, принят упрощённый вариант сетей, в которых мы должны - ключевой вопрос ответить: в каждом населённом пункте сколько живёт сегодня человек, сколько работает, сколько будет к 2030-му, сколько к 2036 году жить? Потому что отсюда стоит модернизация ...
Следующий вопрос. Вот мы его косвенно коснулись, но я считаю, он один из ключевых. А кто будет сегодня реализовывать эту программу? При сегодняшней системе взаимоотношений муниципалитетов и региональных властей возможно реализовать? Мы готовы сегодня триллионы отдать на уровень муниципалитетов, у которых финансовой обеспеченности нет, людей нету? У нас есть районы, где в отделах ЖКХ и стройки на район, где живет 20 тысяч человек, один-два человека. Кто реализовывать-то будет?
И здесь же, у нас отсюда возникает вопрос межбюджетных отношений. У нас 70 процентов регионы сегодня дотационные.
Вот Андрей Михайлович Макаров, мы с ним не раз эту тему обсуждали, что вообще-то надо, если мы заходим в такую программу, тогда придется пересмотреть межбюджетные отношения, потому что регионы не смогут софинансировать свою часть, у них просто нету на это средств.
Поэтому тут надо четкую выстроить вертикаль. (Аплодисменты.) Что мы делаем на уровне муниципалитетов, где мы можем и в состоянии реализовать, что мы поднимаем на региональный уровень и что мы делаем на федеральном уровне.
Сегодня мы на федеральном уровне регулируем через ФАС тарифы, предельные уровни, поэтому у нас ситуация-то парадоксальная, у нас часть регионов не выбирает выданные тарифы, а часть задирает в 2-3 раза, потом их через прокуратуру начинаем одергивать. Это же с этим же тоже надо разобраться.
Следующий вопрос, на что я прошу обратить внимание.
Вот мы все говорим про деньги, про четыре с половиной триллиона, вскользь об этом мы проговорили, коллеги, да, конечно, там денег бюджетных прямых и инвестиционно-бюджетных кредитов вместе, федеральный и региональный бюджет около полутора триллионов, оставшиеся три триллиона - это какие деньги? Давайте мы их разложим.
Первое. Триллион 200 - накопленная дебиторская задолженность. Мы этим будем заниматься или нет? Вот они деньги. Давайте половину поставим целевую задачу собрать эти долги. Вот источник, раз.
Второе. Вот сегодня очень много говорилось про пенсионеров.
А вот, коллеги, когда мы говорим, что у нас 180 литров норматив потребления на человека, кто из вас сегодня 180 литров воды на себя потратит? Нет таких затрат. Это воровство и утечки. Давайте займемся воровством.
Поэтому, Вячеслав Викторович, и здесь я вообще считаю, надо перейти в другую плоскость. Почему, когда кошелек у человека украли, не важно, сколько в нем 3 тысячи или 5 - это уголовное дело, а когда у бабушки или пенсионера украли тонны воды, почему они должны платить за это? Почему за это административное наказание? (Аплодисменты.)
Давайте меры контроля усилим.
Я считаю, что это надо делать.
Следующий вопрос по источникам. Мы много говорим сегодня про строительство жилья. У нас в инфраструктуре жилья ключевой вопрос проект инфраструктуры для жизни "Жилье", но если мы не наведем порядок в коммуналке, никакого жилья у нас не будет. И здесь нам надо ответить на несколько вопросов тоже системных.
Где у нас в течение 12 лет будет газ? Потому что от наличия газа зависит, мы будем централизованную или децентрализованную систему, значит, отопления применять. Лучше всего применять децентрализованную. Это дешевле, удобнее и проще.
Второй вопрос. Что у нас будет с электричеством? Николай Григорьевич хорошо знает, у нас Краснодарский край уже не может практически развиваться по энергетике. У нас Москва с Московской областью через три года встанет. Дальний Восток стоит.
Коллеги, нам на эти вопросы нужно ответить. Если мы не ответим, о какой реформе можем мы говорить? У нас не будет реформы или она будет половинчатая.
Поэтому увязка всех видов инвестиционных программ всех крупных монополий - это ключевой вопрос модернизации коммуналки. Если на сегодняшний день мы не наведем порядок в коммуналке, энергетики свои деньги тоже недополучат, а просто им не из чего получать будет. Поэтому это тоже комплексное решение, на которое нужно ответить.
И также мы говорим сегодня плата за присоединение, тарифы окрашена. Ну, так давайте, наконец, мы это сделаем. Каждый рубль должен быть в инвестиционной программе оплачен. Это наш дополнительный источник. Мы можем за счет платы за присоединение реально законно модернизировать сегодня сети. А сегодня это либо вообще не работает, либо работает в интересах определенной группы лиц.
Ну и следующий вопрос. Мы говорим про контроль, да. Я уже сказал про воровство, здесь точно надо этим заниматься. Мы 20 процентов можем сэкономить, если воровство прекратим, и нам денег на это не надо. Это минимум 20, я говорю, уже мы договорились, и у нас на каждом штабе по ЖКХ, который мы проводим с регионами, присутствует прокуратура. Меры контроля, хотим мы, не хотим, мы будем делать. Вот завтра встречаюсь с генеральным прокурором, обсуждение вопросов, как мы будем подходить к "Инфраструктуре для жизни", с какими подходами, с какими законодательными инициативами, ключевой вопрос.
Значит, поэтому надо меры контроля как со стороны соответствующих органов усилить, надо усилить меры контроля, я считаю, что раздача денег теперь не должна быть просто так бесхозной. Надо делать инвестиционные проекты с долгосрочными тарифами, с долгосрочным потреблением, чтобы это не ложилось на человека большой нагрузкой. И я вообще считаю, к этому надо вообще банки привлекать. Пусть банки смотрят, возвратные эти деньги или невозвратные.
Ну, в муниципалитете какой-то там бедолага, кто работает, не имея ни строительное, ни жэкэхашное образование, какую он концессию посчитает, какой он возврат тарифов посчитает? Надо профессиональных людей к этому привлекать. Давайте вот систему контроля, ещё раз, Вячеслав Викторович, я прошу дать поручение, чтобы мы в сегодняшнем решении тоже посмотрели систему контроля за этими деньгами, на что мы их тратим.
Ну и следующий блок, он самый, я считаю, важный, да, он социальный. Всё-таки когда мы заходим в такие серьёзные проекты, мы должны чётко совершенно выверить, как мы защитим население, особенно неимущее. Всё-таки меры государственной поддержки, их ещё раз нужно пересмотреть.
У нас на сегодняшний день до сих пор сохраняется межтарифное регулирование. У нас до сих пор сохраняется неправильное нормативное регулирование. Но почему пенсионеры, которые, кстати, самые надёжные плательщики и самые дисциплинированные, это пенсионеры, а не богатые, почему они должны платить вовремя, а те люди, кто имеет, (хорошо, что они имеют) большие дома, почему они должны дотироваться из государства? Все должны платить каждый за свой чемодан? Поэтому, я считаю, что вот меры надо, значит, поддержки ещё раз посмотреть.
У нас есть меры регулирования - не более 22 процентов. Многие регионы приняли эти меры, значит, более, приняли более, меры, значит, такие, льготные. Да? Ну вот давайте приветствовать, давайте смотреть, как это поддерживать. Я считаю, что без этого блока тоже заходить в такие масштабные реформы тоже очень опасно.
И завершая своё выступление, я хочу сказать, Вячеслав Викторович, вот мы с вами вместе с регионами и с губернаторами за последний год за счёт штабной работы практически решили все поставленные президентом задачи. Я считаю, что если мы вот так же вместе, системно, в штабном режиме губернаторы, которые на себе держат основной удар, им работать с населением... И когда мы говорим про деньги, про приоритеты... Вячеслав Викторович, вы абсолютно правы, надо просто понять и чётко всем объяснить, что это приоритет на ближайшие десятилетия, тогда и деньги будут находиться, и люди будут подбираться, и кадры будут другие, и отношение будет другое. Значит, тогда вот если мы это определим приоритетом, и сегодня каждый депутат, приезжая к себе в регион, скажет: а что вы делаете, а сколько у вас стоят жилищно-коммунальные услуги, а что вы сделали для снижения стоимости, вот если мы эту работу с вами вместе выстроим, я убеждён, что у нас всё получится.
И, пользуясь случаем, ещё раз хочу сказать огромное всем спасибо за ту совместную работу, которую мы с вами делаем. Спасибо. (Аплодисменты.)