Ирина Филатова: На пути к реальной лекарственной безопасности первый этап - прогнозирование развитие заболеваний и потребностей общества
Депутат Государственной Думы приняла участие в парламентских слушаниях Комитета по охране здоровья
Ирина
Анатольевна
Это колоссальная работа, за которую системно должен отвечать определённый государственный орган или институт с надлежащим кадровым составом и достаточными ресурсами, подчеркнула Ирина Филатова в ходе выступления.
За 7 месяцев 2024 года по сравнению с 2021 годом расходы на закупку иностранных препаратов из 14 высокозатратных нозологий выросли с 55% до 67%, объем в упаковках при этом остался прежним – 51%, расходы на отечественные лекарства упали с 43% до 30% в рублях. Наиболее острая ситуация в закупках лекарств для лечения онкологических заболеваний: за 3,5 года доля в рублях осталась прежней – 73% на иностранные продукты, а вот объем в упаковках упал в полтора раза, с 33% до 21%. Таким образом, расходы госбюджета на иностранные лекарственные препараты продолжают расти, несмотря на программы по импортозамещению. Мы должны понимать, что производители, как правило, находятся в юрисдикции недружественных государств. Мы финансируем их экономику. А если допустить, что иностранные поставщики прекратят поставки? И такие примеры уже есть, в 2020 году, в доковидное мирное время, американский монополист приостановил действие регистрационных удостоверений в России.
Рынок дженериков в России успешно сформирован. На протяжении десятилетий мы воспроизводим чужие технологии, создаем биоаналоги и «патент на полку. Однако мир не стоит на месте. Более ста лекарств с прорывным механизмом действия регистрируются ежегодно, некоторые из них мы уже не можем воспроизвести. Это отставание будет увеличиваться, если оперативно не предпринимать меры.
Переход к разработке и производству инновационных продуктов – единственный выход обеспечить национальную безопасность. Необходимо создать свой рынок и постепенно замещать иностранные лекарственные препараты отечественными. Нужно заново формировать правила в отрасли, брать опыт СССР и Китая, выстраивать систему обеспечения россиян лекарственными препаратами: от прогнозирования и долгосрочного планирования, к государственному заказу на разработку инновационных препаратов и гарантированным закупкам у разработчиков. Только так мы сможем достичь лекарственного суверенитета, обеспечить оперативное реагирование на новые угрозы, способствовать решению проблемы вымирания населения и выйти на мировой рынок с конкурентными инновационными продуктами.