Л.И. Калашников: За восстановление союза братских народов!
Проведение специальной военной операции и последовавшее за ней введение санкций западных стран против России серьёзно изменили приоритеты российской внешней политики. Теперь на первом плане наши связи с ближайшими соседями. Это прежде всего страны Содружества Независимых Государств (СНГ).
КПРФ всегда настаивала именно на таком подходе к формированию внешней политики страны. Ибо любая страна, прежде чем смотреть на дальнее зарубежье, обязана позаботиться о безопасности собственных границ. В нашем случае это ещё и сохранение того великого союза народов, который формировался в течение многих веков на огромном пространстве Восточной Европы и северной части Азии. В своём самом высоком значении это объединение народов стало известно под названием Союз Советских Социалистических Республик.
Основные направления деятельности комитета Государственной думы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками отражаются уже в названии. Помимо взаимодействия со странами СНГ, это ещё и работа с миллионами наших соотечественников, которые не по своей воле оказались в странах, отделившихся от СССР и создавших свои собственные национальные государства.
Первое направление нашей работы — связи с СНГ — предполагает прежде всего законодательное обеспечение двусторонних межгосударственных отношений по самому широкому кругу экономических, политических, военных и культурных связей с нашими соседями.
Так, за период весенней сессии были ратифицированы международные договоры о свободной торговле, о свободных (специальных, особых) экономических зонах и о правилах выпуска (выдачи), обращения и погашения складских свидетельств в рамках ЕАЭС.
Комитет по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками 15 апреля 2024 года провёл парламентские слушания на тему «О путях реализации Концепции председательства Российской Федерации в Содружестве Независимых Государств в 2024 году». Действующий в СНГ институт председательства даёт возможность каждому из государств-участников вносить и реализовать свои предложения и идеи по повышению эффективности нашего сотрудничества в рамках СНГ. И представленная Российской Федерацией Концепция председательства в Содружестве в 2024 году отличается стратегическим характером и является, по сути, программой для дальнейшего укрепления и развития СНГ.
Второе направление — это работа с нашими соотечественниками, оказавшимися за пределами России. Это — многогранная работа, предусматривающая как защиту интересов наших людей за рубежом (и не только в СНГ, но и во всём мире), так и вопросы обеспечения переселения тех, кто захотел вернуться на историческую Родину.
Вопрос возвращения в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, в настоящее время является одним из наиболее актуальных. В связи с этим большим шагом вперёд можно считать принятый во втором чтении законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части упрощения выдачи вида на жительство некоторым категориям иностранных граждан)». В случае принятия законопроекта репатрианты смогут принять участие в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, что позволит существенно сократить сроки переселения, создать комфортные условия проживания в Российской Федерации.
Комитетом проводится значительная работа с соотечественниками, проживающими за рубежом. В частности, в период весенней сессии проведена выставка лучших творческих работ детей российских соотечественников, проживающих за рубежом, посвящённая 225-летию со дня рождения А.С. Пушкина. Сегодня при участии комитета готовится к выпуску пособие для русских школ «Диалог с Пушкиным сквозь время и пространство». Его презентацию планируется провести осенью.
Третье направление — это законодательное обеспечение интеграционных процессов на пространстве СНГ.
Эти процессы имеют самый разнообразный характер, включая высшую форму объединения — создание Союзного государства России и Белоруссии. Отсюда формирование различных объединительных наднациональных структур, таких как Евразийский экономический союз, Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Парламентская ассамблея СНГ и другие органы, деятельность которых требует законодательного регулирования, гармонизации и унификации национальных законодательств государств — участников СНГ, ОДКБ и Союзного государства.
В центре внимания комитета находятся также вопросы сохранения единого культурно-духовного, информационного, образовательного пространства СНГ, поддержка русского языка за рубежом. Сохранение русского языка в качестве языка межнационального общения особенно важно для нашего государства, так как от этого зависит, насколько понятным и доступным людям в других странах будет российский взгляд на мир.
Комитет ведёт систематическую работу по продвижению русского языка за рубежом для популяризации русской культуры и литературы в школах, образовательных центрах, молодёжных клубах различных стран мира. Великий и могучий русский язык — это ещё и объединяющая скрепа между нашими народами. В связи с этим наш комитет поддерживает открытие русских школ в Таджикистане, Киргизии, Армении и других государствах.
В качестве примера такой работы хотел бы упомянуть о том, что 19 июня 2024 года в Колонном зале Дома союзов состоялись «Пушкинские чтения» — Международный парламентский форум СНГ, посвящённый 225-летию со дня рождения великого русского поэта А.С. Пушкина. После окончания форума состоялся «круглый стол» с научным и экспертным сообществом в Институте русского языка им. А.С. Пушкина.
Всё это — лишь часть той многогранной работы, которую проводит наш комитет в интересах дружбы и взаимовыгодного сотрудничества со странами СНГ. Эта работа полностью соответствует программным целям КПРФ, включающим восстановление в той или иной форме союза братских народов, ранее входивших в состав СССР.