Мария Прусакова: Отдайте уже людям «милостыню природы»!
На мартовской сессии Алтайского краевого Законодательного Собрания депутаты обратились к главе Минприроды России с просьбой приравнять ветровал к валежнику. О многолетней проблеме со сбором древесных остатков рассказала депутат Госдумы, первый секретарь Алтайского крайкома КПРФ Мария Прусакова. В декабре прошлого года Мария Николаевна внесла в Госдуму законопроект, совершенствующий порядок сбора валежника.
Мария
Николаевна
– Об этом давно уже просят избиратели! Бесплатный сбор валежника легализован с 2019 года, но на ветровальную древесину это не распространяется. Инициативу краевого Законодательного Собрания о приравнивании ветровала к валежнику я, конечно, поддерживаю. В начале марта на встрече в Волчихе местные жители в один голос просили – дайте возможность собрать ветровал! В результате прошлогоднего урагана было повалено большое количество леса, по предварительным оценкам – до 740 тыс. кубов. Еще в феврале ситуация с вывозом поваленных деревьев была чрезвычайной. Сегодня этот лес просто лежит и гниет. Кроме того, скопления ветровала способствуют лесным пожарам и распространению вредителей. А закон не дает права ни лесхозам, ни населению его заготавливать – за это предусмотрена административная и даже уголовная ответственность.
Проблема в том, что граница между валежником и ветровалом очень размыта. Валежник – это остатки деревьев из-за естественного отмирания при их повреждении вредителями, буреломе или снеговале. А вывернутое с корнем дерево также со временем становится тем же валежником. Так почему заготовка одного разрешена, а второго – приравнивается к хищению?
В Алтайском крае до сих пор сотни тысяч домовладений в сельской местности используют печное отопление, дровами топят и бани. Возможность заготовить бесплатную древесину – важная поддержка для наших обездоленных деревень. Вроде бы дали такое право, но реализовать его не получается. Идут люди заготавливать обещанную им государством древесину, а на них оформляют протоколы, заводят административные и уголовные дела. Вместо поддержки получается сплошное издевательство!
Тот же Волчихинский район окружен сосновым бором, из-за ветровала невозможно проехать по некоторым дорогам. А в летний зной все это может вспыхнуть, как пороховая бочка. Вспомните, как полыхали леса в Волчихинском и Егорьевском районах в прошлом году! Зачем же бить по рукам людей, которые готовы разобрать эти опасные залежи? В этом заинтересованы исключительно торговцы лесом, их лобби и не дает принять социально значимые изменения в закон. Будем добиваться, чтобы интересы сельских жителей все-таки победили. Ведь это и забота о нашей экологии, о будущем нашего уникального алтайского леса!
Споры о валежнике продолжаются, между прочим, еще с XIX века. «Как не подобает богатым претендовать на милостыню, раздаваемую на улице, точно так же не подобает им претендовать на милостыню природы», – писал Карл Маркс, разбирая дебаты по закону о краже леса в рейнском парламенте. Только алчность частных собственников, пытающихся закрепить абсолютное господство над предметами владения, порождает абсурдные законы, приравнивающие сбор валежника к краже леса, делает вывод великий мыслитель. Так было в позапрошлом веке, но разве много изменилось с тех пор? Отдайте уже людям «милостыню природы»!