Геннадий Зюганов: Николай Рыжков был настоящим великаном советской эпохи
Лидер КПРФ - в беседе с политическим обозревателем KP.RU Александром Гамовым
…- Геннадий Андреевич, к сожалению, сегодня ушел Николай Иванович Рыжков. Но в это не верится – такой энергичный человек, вот, хотелось бы, услышать ваши слова об этом легендарном премьер-министре. Каким он вам запомнился?
- Да, Александр, все мы выражаем глубокое сочувствие, соболезнование - близким, друзьям, соратникам… Да, и гражданам, и стране - стране в целом.
- Нашего председателя Совмина знали во всех уголках бывшего СССР…
- Николай Иванович был известен на всех континентах, всей планете. Уходит последний, на мой взгляд, великан выдающейся советской эпохи.
- Самые яркие страницы его биографии…
- О жизни Николая Ивановича можно писать целые романы. Родился на благодатной донецкой земле в семье шахтера. Понимаете, человек из простой шахтерской семьи вырос до ведущих постов в государстве нашем.
На «Уралмаше» он прошёл путь от мастера до генерального директора предприятия. А это завод заводов. Я когда впервые попал на «Уралмаш», был в восторге.
- Николай Иванович - человек, который сделал себя сам, своим трудом и своими талантами. Да и вся плеяда той эпохи создавалась именно трудом и верным служением Отечеству.
В современной России нет, наверное, другого такого человека, который бы отметился прекрасным трудом на всех главных постах государства.
Он работал в Госплане вместе с Байбаковым (Николай Байбаков, председатель Госплана СССР. - А.Г.), когда поднимали страну к высотам космоса и национальной безопасности.
Он пришел в ЦК партии секретарем по экономике и все делал для того, чтобы перевести ее в новое качество. Если бы тогда возобладала линия Рыжкова, это бы обеспечило стране будущее.
К сожалению, тогда, в 90-е, нас подстрелили на взлете. И взяла верх эта демагогическая пьяная предательская линия Горбачева с Ельциным и этой воровской компанией, которая растаскивала страну.
- Ну, а Николай Иванович не сдался.
Он ходил и на президентские выборы после тяжелой болезни, но устоял, удержался и пришел в народно-патриотические силы.
Я его пригласил на Конституционный суд, мы семь месяцев отсуживали право восстановить свою партию, партию трудового народа. И он верой и правдой боролся в одной команде с нами за это решение.
Ну, и вместе боролись за народную Думу. Он возглавлял фракцию «Народовластие» – аграрную, я - фракцию Компартии. И мы создали лево-патриотический блок и Патриотический союз, где Николай Иванович возглавлял исполком.
- И ещё… ведь именно нам в 90-е удалось дважды спасти страну от гражданской бойни, после дефолта - мы вынудили Ельцина сформировать правительство Примакова-Маслюкова-Геращенко и оттащили страну, по сути дела, от края пропасти.
Николай Иванович тесно связал свою судьбу с Белгородской благодатной землей. На Прохоровском поле они вместе с талантливым скульптором Клыковым звонницу великолепную отстроили, там он открыл свою библиотеку…
- Да, я был там…
- Да… на Прохоровском поле всегда проводились большие праздники, торжества. И Рыжков там шефствовал и над детьми. Он вносил большой вклад в это дело.
Что касается Совета Федераций, Николай Иванович последние 20 лет там был, по сути дела, за патриарха, входил во все главные советы.
Но надо отдать должное, что как специалист, машиностроитель, управленец, он проявил волю и характер после жуткой аварии на Саяно-Шушенской ГЭС. Я попросил его и Маслюкова поехать туда и подготовить доклад профессиональный, почти 100 страниц доклад, я его представлял Путину, и он после этого принял целый ряд решений. Потому что такие сложные объекты, как энергостанция, отдали коммерсантам, бухгалтерам и бездарям, и чуть не угробили уникальную станцию.
Так было на многих объектах. Вот после этих материалов были приняты ряд принципиальных решений. Николай Иванович писал много и занимался серьезной публицистикой. Три дня назад я разговаривал с Женей Спицыным, ты знаешь, талантливый публицист и историк, они вместе с Николаем Ивановичем подготовили очередную работу – «Национальная идея России». Рыжков, Спицын и Штыров. Штыров был руководителем Якутии. Все трое талантливые люди. Я даже попросил, чтобы Николай Иванович мне подписал эту книгу. Он вчера еще был в полном здравии. Но ушел как праведник. Ушел ночью, по сути дела, заснул и не проснулся. Оставив огромное наследство.
Нет ни одной награды, которой он бы не был отмечен. И Герой, и Лауреат Государственной премии, и Ордена Ленина, Октябрьской революции, Трудового Красного Знамени.
Но главная его заслуга – это честное, достойное служение нашей Родине, трудовому народу, справедливости и дружбе.
- Рыжков после страшного землетрясения ездил восстанавливать Спитак - его и почетным гражданином там избрали, и даже при жизни памятник установили.
Вот это должны все ценить, кто вместе с нами создавал великую советскую державу и кто понимает, что сегодня натовцы и англосаксы объявили войну Русскому миру, миру, которому мы все служим верой и правдой. А Рыжков показывал пример, как надо это делать.
* * *
- Спасибо вам огромное, товарищ Генеральный секретарь, примите мои соболезнования.
- Да, и ты мои - тоже. Честно говоря, неожиданно. Мы уже планировали представить вместе его новую работу, ведь национальная идея – это главный вопрос.
Он понимал, что в основе этой идеи лежит наша сильная тысячелетняя государственность, чувство высокой духовности и коллективизма, и обязательная справедливость. На этом формируется и суверенитет, и патриотизм.