Ирина Филатова выступила на Орловском международном экономическом форуме с докладом о лекарственной безопасности страны
Последние десятилетия страна под лозунгом импортозамещения упорно шла по пути формирования дженериковой модели экономики. Закономерный результат виден на примере структуры госзаказа. В 2022 году 53% целевого госбюджета на закупку лекарств были потрачены на приобретение иностранных препаратов, то есть ушли фармпроизводителям из «недружественных» стран. Это без учета гигантских бюджетов в Фонд «Круг добра». Показательно, что, не смотря на объявленный 10 лет назад курс на импортозамещение, импорт лекарственных препаратов в 2022 году вырос в стоимостном выражении к 2021 на 15%.
Ирина
Анатольевна
В 2021 году в Российской Федерации было зарегистрировано 1389 препаратов, среди которых только 46 отечественных оригинальных препаратов. Из 46 только 5 являются новыми молекулами, остальные - модификации уже известных соединений и лекарственных форм. Препаратов инновационных, использующих новые механизмы действия нет ни одного.
Тем временем, в мире ежегодно регистрируется более 100 инновационных лекарств, обладающих прорывными терапевтическими эффектами. Уровень инновационности наших препаратов стремится к 0!
Если не выстроить систему совместной работы отечественной науки, бизнеса и государства, не обеспечить достаточное финансирование отрасли, то мы будем обречены на постоянную зависимость от импортных технологий и догоняющую модель развития экономики. Через 7-10 лет вопрос, догоним ли мы передовых разработчиков и производителей, будет носить сугубо риторический характер. Мы уже ощутимо отстаем технологически и не в состоянии воспроизвести ряд находящихся на рынке иностранных препаратов.
Сегодня Россия рассчитывает исключительно на разработки международных транснациональных компаний и тратит на это гигантские бюджетные средства в ущерб развитию собственной науки и фармацевтической промышленности.
Очевидным выходом является производство собственных инновационных лекарственных препаратов не только для себя, но и на экспорт. Для этого требуются комплексные программы развития научных исследований в исследовательских центрах и университетах. Тем временем, на всю гражданскую науку в бюджете 2023 года заложен самый низкий в последние годы 0.3% ВВП. Это рекордное падение за последнее десятилетие.
Подлинный технологический суверенитет государства заключается в возможности самостоятельно обеспечивать сохранность здоровья своих граждан.
Экономическая программа КПРФ учитывает все риски и правильно расставляет приоритеты. Финансирование гражданской науки не должно быть меньше 3% ВВП!