Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

М.В. Щапов с трибуны Госдумы: «Мы приглашаем все фракции к конструктивному диалогу и широкому общественному обсуждению нашей программы»

6 апреля от имени фракции КПРФ в Госдуме выступил депутат М.В. Щапов. Публикуем стенограмму его выступления.

Kprf.ru
2023-04-07 11:13
Щапов Михаил Викторович
Щапов
Михаил
Викторович
Персональная страница

Щапов М. В., фракция КПРФ:

- Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги, в текущей ситуации мы должны как можно чаще и внимательнее анализировать то, что происходит в налогово-бюджетной сфере.

Сейчас апрель и мы уже можем посмотреть на ситуацию с исполнением бюджета за первые три месяца этого года, а ситуация, мягко говоря, настораживает. По предварительной оценке, объём доходов федерального бюджета в январе-марте составил около 3 с половиной триллионов рублей, что в два раза ниже аналогичных показателей прошлого года.

По предварительной оценке, объем доходов федерального бюджета в январе - марте составил около 3,5 триллиона рублей, что в 2 раза ниже аналогичных показателей прошлого года. Нефтегазовые доходы - в районе полутора триллионов рублей; это в 2 раза меньше, чем в прошлом году. Не нефтегазовые доходы составили немногим более 2 триллионов рублей; это тоже в 2 раза меньше, если смотреть год к году.

Тяжелая ситуация с доходами складывается в регионах. Консолидированной информации пока нет, но из того, что мы слышим от наших коллег из региональных парламентов, - за первые три месяца обвал по доходам составил 50 и более процентов в зависимости от региона. При этом часть имеющихся на счетах средств была списана по закону о едином налоговом счете. Лимитов казначейских кредитов не хватает, а банковские кредиты не всегда доступны.

Можно предположить, что именно поэтому появилась информация о том, что могут возникнуть проблемы с выплатами зарплат бюджетникам. Мы считаем недопустимыми любые задержки, и мы считаем совершенно неудовлетворительным объяснение, которое по этой проблеме выдал Минфин. Оно всё построено по принципу - всё хорошо, регионы справятся, деньги у них есть. Мы считаем, что Министерство финансов должно дать развернутое пояснение по этой ситуации и дать четкие гарантии, что никаких задержек зарплат работникам бюджетной сферы на всех уровнях - от федерального до поселенческого не будет.

Если продолжить о расходах, то стоит сказать, что их объем из федерального бюджета в январе - марте 2023 года составил почти 7.5 триллиона рублей, что почти на 2 триллиона больше показателей прошлого года. Дефицит уже достиг 4 триллионов рублей, и это на 1 триллион больше, чем утвержденный законом о бюджете.

Справедливости ради нужно упомянуть, на днях Антон Германович Силуанов заявил, что ожидает дополнительного поступления еще 2.5 триллиона рублей налога на прибыль. Это хорошие новости, но эти деньги не покроют дефицит, он всё равно останется на уровне - полтора триллиона рублей.

Да, мы слышим пояснения от Минфина и от председателя правительства о том, что рост расходов носит в некоторой степени искусственный характер, потому что правительство сейчас опережающим порядком заключает контракты и авансирует строительство крупных объектов. Однако если мы посмотрим расходы по национальным проектам, то они не превышают 14 процентов от общего объема. Причем по таким емким проектам, как "Здравоохранение", "Образование", "Безопасные и качественные дороги", исполнение ниже 10 процентов, что ставит вопрос и о том, что финансирует правительство, если по приоритетным нацпроектам мы точно не видим никакого опережения.

Мы видим, что у правительства есть рычаг в виде средств Фонда национального благосостояния, который на 1 февраля составляет 11 триллионов рублей и который должен позволить пережить этот год даже при неблагоприятном сценарии.

Однако есть серьёзные сомнения насчёт того, что разложенный по активам, инфраструктурным проектам, валютам фонд в итоге сохранит свою ликвидность и даст необходимый объём средств бюджету.

Отдельно отметим, что годовая инфляция всё еще находится на уровне 10 процентов, хотя в бюджете как целевой ориентир были заложены пять процентов.

В этой ситуации возникает вопрос: что дальше? Как мы будем развиваться в последующие годы, на какие ресурсы? Какие-то ответы мы услышали во время отчёта правительства здесь, в Государственной Думе. Мы видим, что у кабмина есть чёткий план, как пережить этот год, но, к сожалению, мы пока не видим более масштабной и комплексной стратегии хотя бы на ближайшие три-четыре года.

Более того, мы пока не можем даже рассчитывать на то, что прогнозы, заложенные в основание бюджета, вообще исполнятся. Мы все прекрасно помним обсуждение бюджета на 2023 год. У нас тогда была масса вопросов к параметрам прогноза социально-экономического развития. Уже тогда мы предупреждали, что многие позиции в прогнозе выглядят нереалистичными. Мы указывали, что ставка на рост внутреннего НДС выглядит необоснованной, и увидели провал в начале года по этому налогу. Мы говорили, что прогноз роста прибыльности прибыльных предприятий, на основе которого был свёрстан план поступления налога на прибыль, явно завышен.

И вот мы видим данные, что за 2022 год российские предприятия заработали почти на 13 процентов меньше прибыли, чем в 2021 году. Это с огромными ценами на нефть, газ, удобрения, которые давали серьёзный бонус к прибыли. Ждать, что в 2023 году прибыль вдруг вырастет, как минимум странно. Также мы говорили об угрозе падения нефтегазовых доходов, и это происходит, как я сказал об этом выше.

Множество замечаний к бюджету было и у Счётной палаты, и у экспертов, у научных институтов, но правительство их все проигнорировало, сверстав чрезмерно оптимистичный бюджет, который уже разваливается.

Мы все очень надеемся, что статистика первых трёх месяцев - это временное явление. Мы очень хотим верить в обнадёживающий план правительства на 2023 год, в то, что дальше ситуация выровняется. Но мы предлагаем жить по принципу: надейся на лучшее, но готовься к худшему. 

Необходимо уже сейчас начать серьёзную дискуссию о дополнительных источниках поступлений налогов в бюджет. При этом меры должны быть более-менее безболезненными для основных групп населения, чтобы закрыть бюджет этого года с минимальными потерями и сформировать задел на будущее.

Мы считали и считаем, что резервы для дополнительных поступлений в бюджете есть. Давайте на них внимательно посмотрим.

Для начала мы предлагаем полностью пересмотреть приоритеты в налоговой политике. Есть очень понятный источник средств в тяжелые для экономики и народа времена - это доходы, которые достаются легче всего. Мы видим четыре таких источника: экспорт ресурсов, сфера богатства, роскошь и новая таможенная политика.

Экспорт ресурсов. Он должен облагаться повышенными налогами, и это уже очевидно. Более того, первые шаги в этом направлении сделаны в прошлом году, но мы уверены, что их недостаточно. Текущий уровень налогообложения экспортеров не соответствует интересам государства и должен быть увеличен. Необходимо также рассмотреть вопрос о национализации некоторых отраслей.

Это нормальный процесс, через который многие ресурсодобывающие страны прошли в момент роста национального самосознания и формирования собственной суверенной экономической политики. Мы сейчас проходим именно этот этап, и пора об этом подумать.

Налоги на сверхбогатство. Это в том числе прогрессивная шкала НДФЛ и выравнивание до плоской шкалы взносов в фонды. Мы об этом неоднократно говорили с этой трибуны. Простой пример. Может кто-то объяснить, как так получается, что при общем падении прибыли предприятий в 2022 году состояние, например, производителей удобрений выросло на миллиарды долларов? Разве это нормально? Прогрессивная шкала позволит принести минимум 1 триллион дополнительных доходов бюджету без какой- либо серьезной опасности для будущих доходов. К тому же прогрессивная шкала позволит сократить и тот огромный разрыв в доходах между беднейшими и богатейшими нашими гражданами, снизить социальную напряженность и создать дополнительные стимулы для экономического развития.

Следующий источник - дополнительные налоги на роскошь. Мы неоднократно видели, как сверхпотребление провоцирует возмущение в обществе. Пока государство крайне слабо с этим работает, несмотря на то, что это имеет важное социальное значение. Когда вся страна вынуждена затягивать пояса, затянуть пояса должны и те, кто привык к роскоши и сверхпотреблению. Это просто необходимо.

Наконец, для обеспечения экономического и политического суверенитета мы предлагали и будем дальше настаивать на выходе из ВТО и полном пересмотре таможенной и налоговой политики. Недавно Минфин пытался обосновать то, что мы не выходим из Всемирной торговой 

организации, некими положительными эффектами, которые мы получаем от этого членства. Жаль, что вся остальная страна этих эффектов не ощущает. Зато отрицательные мы видим очень хорошо.

Из-за членства в ВТО мы не можем по своему усмотрению вводить и менять таможенные пошлины, чтобы управлять собственной внешней торговлей и внутренним рынком.

О каком суверенитете может идти речь, если наша таможенная политика до сих пор зависит от международных институтов?

При этом чтобы вписаться в требования ВТО, мы должны придумывать такие странные конструкции, как демпферный механизм, по которому государство возвращает нефтепереработчикам деньги, чтобы сдержать цены на бензин.

Мы слышали здесь ответ Михаила Владимировича Мишустина о том, что многие правила ВТО по факту не выполняются. Но раз так, то какой смысл состоять в этой организации и выполнять хоть какие-то из оставшихся требований? Мы уверены, что из ВТО нужно выходить и после этого нужно формировать собственную суверенную налоговую, таможенную политику, включающую в себя как повышенные таможенные тарифы на вывоз природных ресурсов, так и заградительные пошлины для товаров, которые составляют конкуренцию нашему производству. Хватит уже играть в эти навязанные нам в 90-е игры с транснациональными корпорациями.

Наконец, в целом в бюджетной политике мы настаивали и продолжим настаивать на пересмотре бюджетного правила. Изымать деньги у экспортеров нефти и газа, чтобы отдавать их банкам, а не вкладывать в экономику, такая политика вызывает массу вопросов, особенно в текущих условиях.

Все эти предложения появились у нашей партии не сегодня и не в прошлом году, это результат многолетнего анализа и разработок входящих в КПРФ экономистов, докторов наук, профессоров, экспертов. В нашей партии есть десятки уже готовых предложений по повышению налоговой отдачи от отраслей без излишней нагрузки на граждан. И мы предлагаем их вместе рассмотреть и принять.

Мы должны начинать это делать как можно скорее, так как, судя по началу года, ситуация с доходами бюджета может измениться в худшую сторону в любой момент и времени на споры просто может не остаться. А решения должны быть взвешенными и просчитанными. От этого зависит будущее наших граждан, их детей и внуков.

Мы приглашаем все фракции к конструктивному диалогу и широкому общественному обсуждению.

Спасибо.

(Аплодисменты.)

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.