Доклад В.И. Кашина на тему: «О реализации Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства»
Доклад Заместителя Председателя ЦК КПРФ, Председателя Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, академика РАН В.И. Кашина на парламентских слушаниях на тему: «О реализации Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства» . Государственная Дума. Малый зал. 15 марта 2023 года.
Владимир
Иванович
Уважаемые товарищи!
Я всех хочу поприветствовать от имени комитета, руководителей фракций и Председателя Государственной Думы. Только что закончилась у нас двухчасовая встреча с Председателем Правительства России, всеми вице-премьерами, где мы, в первую очередь, обсуждали проблемы развития агропромышленного комплекса. Ещё раз, открывая эту встречу, Михаил Владимирович Мишустин говорил с первого же слова о результатах работы агропромышленного комплекса, благодарил и центральный штаб, и науку, и самое главное – крестьянство за результаты, которые мы имели в прошлом году.
Уважаемые товарищи, я, выступая на этом совещании, тоже поблагодарил Правительство за нашу совместную работу, за те законопроекты, которые мы с вами принимаем, и в целом за ту поддержку, которая по большому счёту во многом определяла эти результаты. И, конечно, тоже выразил дальнейшую надежду от вашего имени, что правительство будет и дальше организованно, системно работать с нашим штабом – с Министерством сельского хозяйства, с комитетом профильным, с регионами, с наукой. Почему? Потому что американцы уже заскулили, они уже в открытую стали говорить, что результаты агропромышленного комплекса сегодняшние, завтрашние, они являются теми результатами, которые глобально выстраивают в реальности интересы нашей державы, поскольку через решения тех задач, которые определили программы, Стратегия, мы можем выйти действительно в ближайшем будущем, получая 200 миллионов тонн зернобобовых, и поправим ситуацию резко с молочным животноводством, и по всем направлениям, что определяет нас как структуру, дающую сырье для переработчиков в достаточном объеме.
В этом ключе действительно американцы, как говорится, зрят в корень. Они понимают, что наши ресурсы этому способствуют и могут дать эти уникальные результаты – наша наука, наши технологии, а главное трудолюбивый народ.
На слайде можно увидеть эти результаты в 155 миллионов тонн зернобобовых культур. Видеть базу не только растениеводческую, но видеть те достижения, которые есть у нас сегодня по достижению производства быстрого мяса, что мы имеем на направлениях овощеводства, плодовых культур, картофеля. То есть по всему спектру, где какие достижения есть, где у нас ещё зияют красным светом те недоработки, даже к 90-му году, где мы должны прибавлять.
Об этом недавно говорил в Послании Президент Российской Федерации. И я прошу ещё раз внимательно почувствовать, что в период проведения особой военной политической операции, мы обязаны работать засучив рукава под сталинским слоганом и приказом: «Ни шагу назад!» Вот от достижений, которых мы добились, у многих закружилась голова, а некоторые испугались сами себя. Не надо бояться высоких результатов. Надо системно работать, расставляя приоритеты, которые позволят и дальше быть уверенными нашему крестьянству, нашим производителям в сегодняшнем и завтрашнем дне. Это очень важный посыл, потому что если америкосы вслух об этом заговорили, то те, кто глаголил о том, что мы закупим всё за рубежом, а село – чёрная дыра, ещё остались у нас и в правительстве, и в других высоких кабинетах. И если пена убежала, то резиденты не бегают первыми, это мы тоже хорошо должны понимать. Кто разваливал наше образование и кто разваливал нашу науку, они никуда особо-то не двинулись с места.
Поэтому задачи комплексные мы должны решать комплексно. А возможность у нас есть. Несмотря на то, что в сравнительной оценке мы имеем урожайность значительно ниже, чем в Европе, и по зерновым в том числе, и по другим культурам, но можно увидеть, что те сорта, которые созданы нашими учёными и по твёрдым, и по мягким пшеницам, они за 100 центнеров, как и по другим культурам: и кукуруза, и рис, и всё, что касается других культур (плодовые, овощи, картофель, технические).
Поверьте мне, руководя одним из крупнейших сельскохозяйственных районов, в среднем за шесть лет работы, руководя районом, мы получали 45 центнеров зернобобовых. И я не говорю о Московской селекционной станции всесоюзной, где 80 центнеров был обычный урожай. Но прошло 40 с лишним лет после тех достижений науки, и никуда не убежали новые наши достижения. К ним, конечно, надо приделывать ноги, технологии, надо всё делать для того, чтобы и питательная база, и технические возможности позволяли вот этот урожай получать, раскрывать потенциальные возможности наших сортов.
При этом хочу сказать, несмотря на эти достижения, вот внизу посмотрите слайд, что мы засеваем отечественными семенами, а что зарубежным посевным и посадочным материалом. И тут много возникло вопросов у нас, особенно в 2016–2017 годах, когда мы увидели, что наука финансируется в разы меньше, а сельскохозяйственная финансируется в разы меньше, чем в целом наука. Мы увидели и другие кричащие вопросы, тогда вот и появилась эта программа научно-техническая, о чём мы будем сегодня с вами говорить.
Результаты по производству семян в условиях уже открытого противостояния в мире нас обязали действовать. Мы должны были принимать меры, в том числе и, в первую очередь, конечно, по производству семян картофеля – «второго хлеба», по сахарной свёкле, кукурузе, масличным культурам, и так далее, и так далее.
Вот на следующем слайде можно посмотреть и наши достижения по молочному и мясному скотоводству. Я уже сказал, что в разы перевыполнили показатели по мясу, птице, результат 90-го года, но когда мы анализируем нашу работу в молочном животноводстве, то мы видим: 20 лет к ряду рисуем вместе с вами 32 миллиона тонн! 20 лет назад – 32 миллиона тонн валовка, и 2022 год - 32 миллиона тонн валовка. В организованном секторе содержится 3 миллиона поголовья дойного стада. Это крайне малая цифра.
В науке в этом плане и у нас в подпрограмме появляются сегодня как раз вопросы, связанные с генетикой молочного животноводства и так далее, и так далее. Мы в прошедшем году несколько раз были в наших центрах животноводческих именно по крупнорогатому скоту, и у нас ведь маяков, хороших предложений достаточно.
Мне пришлось в двух госплемзаводах работать и в 80-е годы получать по 6 тысяч в среднем килограммов молока на фуражную корову. А сегодня получают гораздо больше – по 10 тысяч килограмм на фуражную голову, и у нас тут будут директора выступать, но будь хоть и 11 тысяч килограмм, в среднем всё равно у нас при таком раскладе, когда половина скота в личном подсобном хозяйстве, больше 6 тысяч трудно двинуться. И когда это поголовье умножишь на среднюю продуктивность, то получишь эти же 18 млн тонн товарного молока. Ну и в статистике у нас 18–19 млн тонн, и минус 100 килограммов – научно обоснованная норма потребления. Это вместе с белорусским молоком, это с тем завозом, который есть сегодня. Исходя из этого, у нас с вами снова стоят задачи по увеличению продуктивности и поголовью дойного стада.
Хотел особо обратить внимание всей нашей науки, здесь и академик А.Л.Иванов, почвенные институты, все наши академики здесь, южные территории хорошо представлены, большая группа руководителей научных центров присутствует. Обратите внимание, в каком состоянии у нас сегодня находятся земельные ресурсы. Сегодня я этот слайд демонстрировал Председателю Правительства М.В.Мишустину. Надо это понимать, как поддерживать сегодня нашу программу «Второй целины», которую с трудом мы в свое время пробили вместе с Министром сельского хозяйства России Дмитрием Николаевичем Патрушевым. Тогда нас поддержал Д.А.Медведев, и эта программа стала работать. Надо развивать её, надо уходить от того, что у нас 50 миллионов гектаров под опустынивание сегодня грядут, а кормовые угодья в Дагестане 50 процентов уже песками засыпало. Надо видеть бесплодие почв, которое сегодня продолжает развиваться. Мы около 4 миллионов тонн не вносим NPK, а выносим с урожаем, допустим, прошлого года 9,6 миллиона тонн.
С органикой у нас тяжело. У нас есть сегодня красивые регионы, которые хорошо защищают ресурсы земельные, которые стараются вносить не 70 килограмм NPK, а и 150, и больше. Это и Краснодар, Ростов и Ставрополье и ряд других центральных регионов Российской Федерации, и получают соответствующие урожаи.
Уважаемые товарищи, трудовые ресурсы. В этом ключе ещё раз хочу обратить внимание, 4,6 миллиона человек работает на селе, сократилось у нас работающих в агропромышленном комплексе – почти в два раза. А каждый на селе работающий, научно обоснованная сегодня тема, она явная, минимум раньше 7, сейчас, наука говорит, 11 рабочих мест дает городу. Вот поэтому мы потеряли много рабочих мест. Мы должны понимать, что трудовые ресурсы сегодня, особенно вооруженные знаниями, и технологии, которые мы сегодня освоили и в растениеводстве, и в животноводстве, – это сплав того, чтобы идти на результаты амбициозные, о которых говорим сегодня. Обратите внимание, что происходит с работающими на 100 коллективов агрономов, зоотехников, и других специалистов. Посмотрите, какое сокращение идет, даже мы взяли с 2000 года, а если с 1990-м, там вообще даже сравнивать не очень удобно.
А посмотрите, что с наукой у нас. Посмотрите, пожалуйста, у нас тоже в два раза сократилось исследователей, и можно дальше ходить в этом плане.
Исходя из тех событий, о которых мы говорили, и сокращение научного потенциала, и ученых, и финансирования, родилась и по тем вопросам, которые обозначены с точки зрения земельных ресурсов, кадровых систем, появились эти программы. Уже в 2017, 2018 годах, в 2017–2018-м часть из них начала работать. Мы вместе работаем сегодня семь лет вот с Владимиром Николаевичем Плотниковым, возглавляем и с другими товарищами и работаем в комитете профильном и имеем самое непосредственное участие к этим программам. А с сельским хозяйством у нас связана вся жизнь.
Поэтому наша задача – чтобы эти программы выполнялись. Тем более, сегодня у нас, по существу, нет разногласий и у Министерства сельского хозяйства, у Министерства образования и науки, да и Министерства просвещения, то есть во всех трех министерствах у нас есть взаимопонимание. И у нас здесь присутствуют Первый заместитель министра сельского хозяйства Оксана Николаевна Лут, статс-секретарь - заместитель министра сельского хозяйства Максим Иосифович Увайдов, заместитель министра науки и высшего образования Дмитрий Владимирович Пышный, руководители департаментов, депутаты всех уровней, региональные руководители отрасли, академики, директора, общественные организации.
Хочу сказать, у нас есть все основания, чтобы добиваться выполнения целевых индикаторов обсуждаемой программы. Программа имеет девять подпрограмм, 35 почти миллиардов на неё выделено. Эта вся в целом Федеральная программа начала работать, и есть определенные результаты, можно на них посмотреть, не отбивая хлеб у наших руководителей научных центров.
Обращаю внимание на результаты по картофелю, посмотрите, как идёт выполнение. Финансирование и выполнение, если взять всю научную часть, прекрасные результаты: и 400, и больше процентов. А смотрим финансирование: всё в два, в три раза меньше исходных паспортных показателей выделяется.
Мы об этом сегодня говорили и Председателю Правительства М.В.Мишустину. Принимается программа, на Госсовете утверждается, потом режутся исходные цифры. Слушайте, а как добиваться целевого выполнения? Не годится. И тогда результаты в науке, с точки зрения создания сортов, та система, выстроенная, значит, и через интеллектуальную собственность, индикаторы и всё, что связано с научными статьями и прочее, они для кого? А если эти сорта быстро не будут оперативно внедряться, если не будет развито семеноводство, они через пять-семь лет устареют. Мы работать тогда будем просто-напросто на корзину.
Поэтому, уважаемые товарищи, очень важно, добиваясь, 400 процентов выполнения, видеть ту долю, которая есть у нас в поле у этих сортов и этих семян.
Или также семеноводство сахарной свёклы: у нас норма высевов в принципе на гектар колеблется, условно, от 6 до 8 кг. Но если взять миллион гектар посевов сахарной свёклы, то в принципе, 7-8 тонн семян нам нужно.
Мне пришлось заниматься семеноводством в 80-е годы. Вот тут представители научного центра по кормам присутствует, они знают, что у нас директора выгнали до этого за невыполнение этого плана. Мы за один год сумели пятилетку закрыть по семенам. Мы знали, что это приоритет, и хранилище соответствующее сделали и начинали посевную с посадки корнеплодов и все получилось.
А то можно придумать: и суммы эффективных положительных температур не хватает, и пятого, десятого, а тема серьёзная. Не можем обеспечить, не можем вырастить всей наукой, всем бизнесом такую капельку семян достойных, конкурентоспособных, имея несколько институтов. Вы знаете, это не очень нас красит. Так всё время можно с протянутой рукой бегать за бугор и прогибаться.
7 миллионов тонн сахара и больше, они нам нужны, но они нужны и кондитерам через кондитерские изделия, они сегодня имеют спрос через серьезный передел мы реализуем в этих технологиях большое количество сельскохозяйственной продукции, и сахара, и молока, и муки и так далее.
Уважаемые товарищи! По третьей подпрограмме у нас меньшее недофинансирование. Двумя министерствами выделены соответствующие деньги, идёт достойное финансирование. И у нас есть уверенность, что мы оперативно справляемся с этой задачей по производству, в создании кроссов, по производству всего необходимого для того, чтобы у нас было достаточно молодняка для бройлера. Но, уцепив за правильное звено, его надо не упустить, двигаться дальше.
Уважаемые товарищи, четвертая подпрограмма, правильная тема, мы её только начинаем, улучшение генетического потенциала КРС. Я об этом долго говорил, когда говорил о задачах через молочное животноводство: решая проблемы молока, увеличения поголовья, мы решаем проблему и мяса КРС в том числе, по которому мы отстаём сегодня в три раза. Мы должны быть объективны и все цифры понимать и принимать такими, какие они есть.
Корма и кормовые добавки. Товарищи, мы знаем, даже Счётная палата делает замечание, сколько мы закупаем за рубежом кормовых добавок, витаминов и так далее, и так далее.
Тема тоже такая живучая, но её мы обязаны решить и решать оперативно. У нас такие же проблемы были при производстве малька в рыбной отрасли. Вот с этой задачей практически сегодня по многим вопросам мы справились.
Наше виноградарство, масличные и плодоводство. Это начинает всё позже действовать. Виноградарство даже быстрее идёт, чем плановые индикаторы, выполнение обозначено. Но задача серьезная и по винограду, и по плодовым. 4 миллиона тонн, нам надо десяток миллионов тонн производить плодов и ягод.
Сорта хорошие, движение здесь есть. Есть движение по питомниководству, есть движение по закладкам. Но надо не упускать вниз закладки, надо идти, пока не появится 350 тысяч га уборочной площади плодовых, и идти туда с 25 тысячами гектаров с закладкой в год, по-другому не получится. И плодоносящих садов необходимо иметь на уровне хотя бы 350 тысяч га, в организованном секторе. И с урожайностью в среднем на 250-300 ц/га. Субсидирование, и другая поддержка, она тоже существует.
Уважаемые товарищи, министерство мы поддерживаем полностью, что Федеральная научно-техническая программа это не догма. И она имеет право жить и развиваться.
Поэтому новые предложения, которые сформулировало министерство сегодня, это очень важные вещи особенно, когда речь идёт о семенах овощей, кукурузы, и другие вопросы, связанные с развитием технических средств. Эти направления необходимо включать в научно-техническую программу. Вот сидит В.И.Таранин, эксперт Комитета нашего, мы у него были на уборке овощей, он спрашивал нас: «А вот чем будем теперь года через три убирать морковку, картофель, если оттуда комбайны не получим? А у нас тут ничего нет». Ну, и так далее. Вопросы есть, которые надо решать. Просятся и другие в подпрограмму назревшие вопросы.
Борьба с опустыниванием. 50 миллионов, я говорил об этом, требует сегодня внимания, именно всей науки. Но мы работаем и живём не одной этой программой и этими подпрограммами. У нас есть бюджет науки, и наука должна, исходя из этого бюджета, работать над теми вопиющими вопросами, которые ставит сегодня природа, ситуация, в том числе климатические изменения, но и военно-политическая ситуация. Это всё вопросы, которые сегодня необходимо решать. На вызовы надо отвечать, потому что уже мы три года говорим вот об этом опустынивании.
Принимаем законы. Ну, а где технология? А где эти семена? А где посадочный материал, который должен впереди песков идти? Где кормовые кустарники и так далее, соответствующая техника и так далее? У нас центры есть специальные, а их хотят разорить, эти центры, все земли забрать у института, который является головным, а их куда-то, в Дмитров переселить. Вот это ответ на решение задач по опустыниванию. Не годится.
Уважаемый бизнес к сожалению не торопится вкладываться в семеноводство и другие подпрограммы, хотя хорошие примеры есть.
Поэтому, уважаемые товарищи, завершая своё короткое выступление, я хотел ещё раз обратить внимание. Мы вместе с министерством за седьмую Думу приняли с вами 89 законов. За прошлый год – 23 закона. Они все впрямую раскрывают то, о чём я сегодня говорил. Мы начали, вот Владимир Николаевич Плотников помнит, первый же год своей работы, семь лет назад, с закона поддержать науку. Наши образовательные структуры имели 45 тысяч рублей на поддержку обучаемого студента, а во всех институтах педагогических было 140 тысяч рублей на одного человека. Мы покончили с этой несправедливостью, вышли за 100 тысяч рублей, в три раза почти увеличив поддержку.
Точно так наши опытные хозяйства, другие наши подразделения научные. Любой фермер произвёл литр молока, получает поддержку на гектар пашни, также получает льготные кредиты и так далее. Наши опытные хозяйства, учхозы не получали. Мы приняли закон. Некоторые регионы пытались не оказывать поддержку, но сейчас пробили и Московскую область. Вот сидит А.А.Анисимов, сейчас за первый квартал получит в конце концов эту поддержку на литр молока, но 100 миллионов коллектив потерял не по своей вине.
Уважаемые друзья, коллеги, мы совместно с Дмитрием Николаевичем Патрушевым, с Оксаной Николаевной Лут, Владимиром Николаевичем Плотниковым, другими заместителями Председателя Комитета, провели встречу, где подробно всё ещё раз посмотрели, в том числе с точки зрения законодательной составляющей и по семеноводству, и по племенному животноводству, и по всем другим направлениям, мерам поддержки, мы знаем все трудности, которые сложились сегодня в зерновом производстве, с себестоимостью, видим и понимаем проблемы, и делаем всё для того, чтобы работать с тем лозунгом, с которого я, в общем-то, и начинал в этих условиях: ни шагу назад, не пугаться результатов, а идти только вперед.
Я хочу вам всем за работу сказать спасибо, и уверен, что мы вместе справимся с задачами, в том числе по реализации этой наиважнейшей программы. Удачи всем нам, и ни шагу назад!
Спасибо.