Сергей Обухов про отчет Мишустина в Думе
Не зря премьер-министр красиво играл на рояле перед отчетом в Думе (ему это припомнили коммунисты, задавая вопрос про инвалидов). Не менее красиво он использовал и весь арсенал пиар-методов в ходе самого отчета.
На фото: выступление премьер-министра, оппонирующая речь Зюганова и изучение депутатом Матвеевым передового пиар-оборудования для обеспечения отчета главы правительства.
Общее впечатление: отчет Мишустина — прекрасно срежиссированная пиар-акция для демонстрации успехов исполнительной власти, ориентированная на западных оппонентов.
Он показал, что за год санкций не только все хорошо, а все очень хорошо и лучше не бывает.
Для внутренней аудитории, пребывающей в стрессе, тревожности и борьбе за выживание бравурно-отчетная тональность явно выглядела диссонансом с реальностью, но задачу продуцировать оптимизм в плане мероприятий выполнила.
Для позитивных оценок работы правительства в 2022 году были основания, и это все признавали. Несмотря на санкции, ситуацию удалось удержать, страна выстояла.
Вопрос, какой ценой и как преодолевать высокие издержки - это явно не для парадного отчета в Госдуме, а, как минимум, для закрытого заседания парламента.
Все руководители фракций признавали, что Мишустин и его правительство справились с первой задачей - не допустить санкционного обвала.
Правда, изменилось позиционирование некоторых руководителей фракций. Кстати, если раньше Жириновский выполнял роль резонера на таких мероприятиях, как хулитель, то теперь его преемник Слуцкий был скорее в роли хвалителя. Именно он воскричал здравицу: "Мы можем назвать его сегодня Правительством Российской Федерации, победившим санкции. Перед нами правительство, победившее санкции в невероятном, беспрецедентном объеме".
И хотя представитель "Единой России" адвокат Макаров пытался убедить, что "отчет правительства это не бравурный доклад о достижениях", но именно такое впечатление он оставил у депутатов от оппозиции.
Надо отдать должное премьер-министру Мишустину: он строго выдержал позиционирование технократического главы кабинета, которого трудно увести в дебри политических дискуссий. Он даже словосочетание "специальная военная операция" с трудом произнес к концу второго часа выступления, подчеркивая свою аполитичность.
Но от политики премьеру никуда не удалось спрятаться: в выступлениях и Зюганова от КПРФ, Миронова от СРЗП звучали требования политической определенности по острым проблемам.
Да, отвечая Зюганову, Мишустин говорил про проблемы станкостроения в контексте завоевания технологического суверенитета. Но он ничего не ответил на требования КПРФ о национализации в связи с нежеланием олигархов поделиться с бюджетом 300 млрд. руб. в условиях, когда у них триллионные остатки на счетах. Забывчивым оказался премьер-министр и по поводу такого пассажа Зюганова:
«Финансовый суверенитет. Не хочу никого обидеть, но это полное безобразие – в год войны 260 миллиардов утащили из страны и триста, почти, пятьдесят арестовали. Вдумайтесь, 600 миллиардов долларов! Да можно не только Новороссию, всё отстроить за эти сумасшедшие деньги».
Не отреагировал Мишустин и на предложение Зюганова раздать всей нашей олигархии доклад с давосского форума фирмы Oxfam. "Он назывался "Выживание богатейших", - сообщил Зюганов. - Они сами предложили увеличить им налоги на 50 процентов, а нигде меньше 30 не платят. Нам надо проявить тут волю и характер, это вопрос выживания страны, и здесь надо быть принципиальными и предельно жёсткими".
Но видимо, принципиальным и жестким в отношении олигархии Мишустин быть не захотел.
Из принципиальных для оппозиции вещей на отчёте следует отметить подвижки в позиции правительства по ЕГЭ. Но тут прозвучала хитрая формулировка - давайте предложения, чем заменить. Хотя уже пять законопроектов фракции КПРФ о добровольности ЕГЭ и "Образование для всех" лежат в думском портфеле.
Хитрой оказалась позиция премьер-министра и в ответ на требования выхода из ВТО. Премьер сообщил, что де-факто Россия с начала санкций вне ВТО: "Мы уже на протяжении 10 лет фактически принимаем, какие хотим, решения. Мы на сегодняшний день, если хотите, по факту давно не исполняем этих обязательств".
Ну и самое замечательное и удивительное: премьер-министр свято верит в цифры Росстата о сокращении бедности. И все благодаря цифровизации и базам данных. Оказывается, по Мишустину "10 процентов самых бедных по доходам, доходы росли в течение года высоко. И уровень бедности 7,9 процента – это очень важный результат". Знают ли бедные, что их доходы невиданно росли в 2022 году, г-н Мишустин не уточнил.
В любом случае, отчет Мишустина в Думе вновь показал, что мы живем в классовом государстве, где правительству интересы сильных мира сего ближе, чем общенациональные. Хотя в условиях глобального столкновения с Западом российская крупная буржуазия и ее представители во власти вынуждены оглядываться и на национально-государственные интересы страны и бросать крохи для выживания обездоленным и людям труда, обеспечивающих своим трудом эти самые общенациональные интересы.