Коммунистическая Партия

Российской Федерации

КПРФ

Официальный интернет-сайт

А.В. Корниенко: «Утро России начинается с Дальнего Востока»

И шествие Нового 2023 года тоже начнётся с Дальнего Востока. Там, на нашем дальнем краешке земли, зажжётся новогодняя звезда, первые брызги праздничного шампанского взметнутся в новогоднее небо.

Подготовила Галина Платова.

28 Декабря 2022, 16:33

   Несмотря на замалчивание 100-летия СССР, а также 100-летия установления Советской власти на Дальнем Востоке, которое было отмечено коммунистами, ветеранами и комсомольцами чуть ранее союзного юбилея, - народ, живущий в окружении океана, помнит эти даты, отмечает их и вспоминает ту жизнь.

По прошествии капиталистического 30-летия, пережив множество лишений, дальневосточники осознали и высоко оценили социалистического времени, его гуманизм, силу созидания, прогресса. «СССР – чудо! – пишут они в соцсетях. – Мы были счастливы, не переживали о завтрашнем дне. Беззаботное время… всё бесплатно, а что платно – то копейки»…

Мир социальной справедливости был разрушен буржуазным переворотом в 1991 году, развалом СССР, приходом к власти стяжателей. Мрачные времена наступили для всей России, а для Дальнего Востока – особенно. Безработица, дороговизна, нищета постигли дальневосточников. Начался отток населения.

 С 1991 по 1995 год выехало 718,7 тыс. человек, в течение следующих пяти лет – еще 436,3 тыс. Отток продолжается, хотя и уменьшился по численности. Но, остаётся высокая смертность. На 1 января 2022 года численность населения Дальнего Востока составляла 8,12 млн человек с учётом 2 млн., добавившихся в 2019 году за счёт присоединения к ДФО Бурятии и Забайкалья. Но, и 8 млн. – для территории, составляющей 40% РФ, очень крайне мало, это меньше, чем жителей Москвы. Пустоты заполняются китайцами и корейцами.

Рыночные подходы не срабатывают на Дальнем Востоке. Правительство придумывает программы, которые якобы должны исправить положение. Но, их нужно финансировать. И нужно поддерживать население, о чём правительство забывает. Зарплаты и пенсии на Дальнем Востоке нищенские, а стоимость жизни высокая, цены на топливо, тарифы ЖКХ, стоимость продуктов, жилья выше, чем в среднем по России. Остаётся на низком уровне качество городской среды, образования, доступность медицины.

Выступавший недавно в Госдуме министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков огорчённо докладывал, что отток жителей региона ещё не остановлен, опросы показывают, что не менее трети оставшихся хотели бы переехать в центральную Россию. А у правительства столько программ… Их перечисление составило значительную часть выступления министра. Правда, ни в одной программе не говорится об увеличении зарплат, пенсий, отклонено предложение думской оппозиции вернуть хотя бы дальневосточникам прежний возраст ухода на пенсию.

И какой толк от программ, если они слабо финансируются? Счётная палата выявила значительные остатки средств, предусмотренных на финансирование правительственных проектов. На счетах корпораций зависла сумма    неиспользованных субсидий в 1,3 миллиарда рублей, хотя деньги эти должны быть вложены в развитие ТОР (территория опережающего развития).

Все эти годы не решаются проблемы с авиаперелётами на материк, с газообеспечением, люди в малых городах и посёлках топят по-прежнему углём и дровами. Когда же газ завезут населению страны, самой обеспеченной голубым топливом? Как много минусов от рыночного хозяйствования.

А что было бы, если б коммунисты не теребили исполнительную власть, требуя внимания к Дальнему Востоку?

«Да и самого Минвостокразвития не было бы, если б мы на том не настояли», - напомнил депутат Алексей Корниенко (КПРФ) в своём выступлении в Госдуме о положении на Дальнем Востоке, этот регион он представляет в палате:

- Еще в 2011 году, я и мои коллеги по фракции КПРФ говорили о необходимости создания специального министерства, комплексно занимающегося Дальним Востоком. Уже 10 лет, как работает это министерство.

За эти годы на Дальнем Востоке реализуется ряд проектов – «дальневосточная ипотека», «дальневосточный гектар», «субсидируемые авиаперевозки», «свободный порт Владивосток»… Ежегодно во Владивостоке проводится Восточный экономический форум, по итогам которого президент РФ даёт поручения Министерству, правительству в целом. Но, остаётся нерешённым большой массив вопросов, а без этого невозможно опережающее социально-экономическое развитие региона.

Что не решается?

Сфера энергетики требует модернизации. Износ генерирующих мощностей - от 60 до 80%, возраст некоторых электростанций - более 80 лет. Как следствие, - растет число аварий.

Остается низким уровень газификации региона – всего 24% при среднероссийском показателе свыше 70%. Продолжается использование неэкологичных видов топлива – угля и мазута. В 6 регионах Дальнего Востока вообще нет магистрального газа.

Транспортная инфраструктура также недостаточно развита или изношена. Плотность автомобильных дорог с твердым покрытием на территории Дальнего Востока составляет всего 12 км на 1 000 км2, что в 5 раз ниже среднероссийского уровня и почти в 35 раз ниже, чем в самом маленьком по площади Северо-Кавказском федеральном округе.

Качество дорог оставляет желать лучшего. Например, в Приморском крае после каждого крупного циклона наблюдается настоящий «мостопад» - массово обрушаются мосты через небольшие реки. Проблема стала системной.

Состояние железных дорог – это высокий износ основных фондов, более 60%. При том, что Дальневосточная железная дорога имеет ключевое значение в развитии внешней торговли, обеспечивая транзит между центральной Россией и странами АТР.

 А, например, в Камчатском крае, Магаданской области и Чукотском автономном округе железные дороги и вовсе отсутствуют.

В настоящее время новые производства выстраиваются в основном вокруг старых коммуникаций. Однако, у всего есть предел. В стратегическом плане все равно необходимо будет создавать новую транспортную и энергетическую инфраструктуру, что, конечно, дорого, долго и окупится не сразу. Но без этого не будет целостного развития региона.

К вопросам демографии. К сожалению, обеспечить желаемый прирост населения или хотя бы остановить его сокращение на Дальнем Востоке пока не получается. Настораживает не только сам факт убыли населения, но и структура такой убыли. Если еще в 2007 году в Приморском крае население моложе трудоспособного возраста составляло 315 тысяч человек, то в 2021-м — только 163 тысячи; если число лиц, старше трудоспособного возраста не превышало 383 тысячи, то теперь их численность перевалила за полмиллиона человек. Очевидно, что перспективы потенциала трудовых ресурсов незначительны.

Удручают показатели смертности трудоспособного населения, в особенности мужчин, неуклонно превышающие среднероссийские показатели, что влечет за собой снижение ожидаемой продолжительности жизни. После пенсионной реформы дальневосточнику дожить до пенсии становится актуальной задачей. Мы, КПРФ, говорили, что нельзя повышать пенсионный возраст на Дальнем Востоке, но эти доводы услышаны не были.

С ситуацией высокой смертности трудоспособного населения необходимо разбираться отдельно: проводить исследования, разрабатывать программы в сфере здравоохранения с учетом местных рисков, повышать доступность медицины. Статистика нам говорит о высоком уровне заболеваемости туберкулезом и болезнями органов дыхания в целом на Дальнем Востоке. Значит, этому нужно посвятить отдельный комплекс мер.

Мы постоянно слышим о льготах для инвесторов. Но большинство предложений об особых мерах социальной поддержки жителей Дальнего Востока долгое время воспринимались как популизм. Только в последние годы к нам стали прислушиваться.

Сегодня очевидно, если РФ хочет сохранить свой Дальний Восток, то создание комфортных условий жизни для живущих в этом регионе – главный приоритет. Нельзя судить об уровне жизни дальневосточников по общей статистике зарплат и пенсий региона. Их несколько повышенный по среднероссийским меркам уровень складывается в основном за счет северных коэффициентов. Но, и прожиточный минимум на севере в разы больше.

Юг Дальнего Востока с точки зрения соотношения доходов населения и цен в магазинах не отличается от других регионов России, что негативно складывается на уровне жизни граждан. Поэтому они продолжают уезжать. В советское время регион не делили на юг и север.

Недавно получил коллективное обращение от педагогов Хабаровского края, где они сообщают о базовом окладе учителя в 9 тыс. руб. и необходимости работать на 1,5-2 ставки, чтобы получать хотя бы 35 тысяч. Такого, конечно, быть не должно.

Фракция КПРФ давно предлагает распространить дальневосточный коэффициент, применяемый к заработным платам в южных районах Дальнего Востока, на пенсии. Пенсионеры здесь живут бедно. Получать пенсию в 13-15 тысяч рублей и ждать, когда муниципалитет будет выдавать уголь, чтобы топить печку, потому что газа еще долго не будет – малопривлекательная перспектива.

Можно еще много говорить о проблемах Дальнего Востока, мешающих создать здесь комфортную среду для жизни – это и отсутствие жилищного строительства в небольших населенных пунктах, которых на Дальнем Востоке большинство, и высокая доля аварийного жилья, например, жители Охинского района на острове Сахалин, пострадавшие в 1995 году от землетрясения, уже 27 лет ждут обещанные им новые квартиры.

Программ у правительства много. Но, что при их формировании необходим комплексный и глубокий подход с учётом специфики региона, и с ориентацией не только на отдельные проекты, узконаправленные меры поддержки опорных населенных пунктов, но на коренную перестройку промышленности и улучшение качества жизни населения в целом.

Минвостокразвития должно заниматься всеми проблемами Дальнего Востока в комплексе. Но если ведомство не возьмёт на себя инициативу в энергетике, транспорте, здравоохранении, жилищном строительстве, -  все прекрасные, но точечные инвестиционные проекты не будут иметь большого эффекта и не достигнут главной цели – закрепить население на Дальнем Востоке, сделать край привлекательным для человека, побудить в людях желание жить в этом регионе не потому что не получилось уехать, а потому что здесь хорошо.

Дальневосточники не перестают вспоминать советские времена, когда люди охотно ехали в этот регион и гордились тем, где они живут.   

 На встречах с избирателями я слышу такие пожелания:

надо восстанавливать достижения советской власти в сфере социальной защиты населения – бесплатные медицину, образование, достойное пенсионное обеспечение и северные надбавки, как было. И, конечно, люди требуют возвращения в народную собственность недр, крупных предприятий.  

Путь сбудутся эти чаяния и надежды дальневосточников в Новом году!

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.