Депутаты от КПРФ внесли в Госдуму законопроект об отмене Fan ID
Авторами законопроекта стали депутаты Сергей Обухов, Александр Ющенко, Владимир Исаков и Денис Парфенов. Стоит заметить, что недавно принятый закон о Fan ID, фактически позволяющий власти определять, кому доступны массовые мероприятия, а кому нет, вызвал обоснованное недовольство огромного числа болельщиков по всей стране.
И дело тут не только в том, что в отношении фанатского сообщества вводится деление на «лояльных» и тех, чье присутствие на стадионах «нежелательно», а ещё и в том, что данный закон, по сути, подменяет собой положения Кодекса об административных правонарушениях, Конституции Российской Федерации и Федерального конституционного закона «О судебной системе».
Как же так получилось, давайте разбираться.
Согласно п. 2 ст. 55 Конституции Российской Федерации «в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина».
П.1 ст. 118 Основного закона закреплено, что правосудие осуществляется только судом.
Ему же вторит Федеральный конституционный закон «О судебной системе», где в п.1 ст.1 ясно дано понять, что судебная власть осуществляется только судами, и никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия, а в п.4 ст.5 зафиксировано, что в Российской Федерации не могут издаваться законы и иные нормативные правовые акты, умаляющие самостоятельность или независимость суда.
П.1 ст.3.14 КоАП установлено, что налагать административный арест в виде запрета на посещение массовых спортивных мероприятий может только суд.
Таким образом, из законодательства однозначно следует, что налагать запрет на посещение стадионов может только суд, а органы власти не должны подменять правосудие и принимать законы, ограничивающие права граждан.
Если же мы обратимся к принятому голосами «Единой России» правительственному законопроекту о Fan ID, то мы увидим, что, согласно нему, предусмотрено внедрение возможности внесудебного запрета (отказа в предоставлении персонифицированной карты) на посещение массовых мероприятий в случае:
- если это необходимо в целях обеспечения обороноспособности или безопасности государства либо общественного порядка;
- если имеется информация о фактах нарушения зрителями, иными лицами, задействованными в проведении таких соревнований, общественного порядка при проведении публичных, спортивных, зрелищных и (или) иных массовых мероприятий за пределами территории Российской Федерации;
- если имеются сведения о фактах нарушения правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований на территории Российской Федерации;
- если имеются сведения о намерении совершить соответствующие противоправные деяния;
Посещение стадионов и массовых спортивных мероприятий при отсутствии Fan ID законом не предусмотрено, а это значит, что органами правопорядка и властью данный правовой пробел будет квалифицироваться, как запрет на посещение.
Очевидно также и то, что столь размытый список причин для отказа неслучаен, а имеет целью создать для органов власти широкий диапазон для ограничения прав доступа на спортивные мероприятия для «нелояльных граждан».
Если рассмотреть текст закона с правовой точки зрения, становится понятным, что он фактически подменяет собой судебное решение, при этом законом заложено игнорирование презумпции невиновности, закрепленной УПК РФ.
«Каждый человек, считается невиновным, пока его вина не будет доказана судом», - ч.1 ст. 14 УПК.
Однако, вновь прочтя закон о Fan ID, мы видим, что отказ в предоставлении карты (т.е. фактически права на посещение стадиона) авторы этого правового акта предлагают обжаловать нам в суде.
То есть, другими словами, если по ошибке вам отказали в доступе на трибуну, то вы должны сами доказать свою невиновность и наличие ошибки.
При этом, разумеется, столь масштабное ограничение прав требует создания соответствующей информационной инфраструктуры.
Так же подумали и авторы законопроекта о Fan ID, потребовав на его реализацию 774 млн. руб. федеральных средств.
Вероятно, все согласятся, что этим деньгам можно найти куда более достойное применение. Да даже для развития массового спорта в стране эти деньги точно не будут лишними.
В защиту данного закона кто-то наверняка скажет: но ведь нужно как-то пресекать беспорядки на стадионах, вы же знаете, что эти фанаты только и устраивают, что драки и погромы!
Но в том-то и дело, что за последние 7 лет не было отмечено ни одной многочисленной драки на трибунах во время спортивного мероприятия, после которой невозможно было бы определить и задержать на месте виновных лиц с целью назначения им судом последующего административного наказания.
Согласитесь, что на фоне подобной ситуации стремление «обезопасить» и без того безопасные стадионы никак нельзя воспринимать, как серьезный аргумент в пользу данного закона.
Поэтому совершенно неудивительно, что фанатские объединения «Спартака», «Зенита», «Ростова», «Краснодара» объявили о бойкоте тех матчей, где будут требовать карты болельщика.
Поддержку им оказали депутаты фракции КПРФ в Государственной Думе, заявившие о недопустимости внесудебного ограничения прав граждан.
В рамках кампании по поддержке болельщиков депутатом Госдумы С.П. Обуховым совместно с другими депутатами фракции был направлен депутатский запрос председателю Правительства Российской Федерации М.В. Мишустину.
Однако, выстроить с Правительством конструктивный диалог не получилось.
В ответ на депутатский запрос зампред Правительства Д.Н. Чернышенко сообщил, что система Fan ID имеет целью якобы только обеспечение безопасности, а её успешность была доказана в ходе проведения Чемпионата мира в России 2018 года и отдельных матчей Чемпионата Европы 2020 года.
Какая связь между международными чемпионатами, куда приезжают болельщики из разных стран и где такая система востребована, и играми национальных турниров, в ответе не сообщается.
Также, в ответе введение системы Fan ID оправдывается тем, что заинтересованность в её внедрении выразил Катар, который выступает организатором Чемпионата мира по футболу 2022 года.
Вопрос, почему «хотелки» Катара должны являться определяющим фактором в политике Правительства РФ в области спорта, также остается открытым, поскольку зампред Чернышенко об этом не сообщает.
В связи с очевидным отказом Правительства РФ от диалога об отмене неконституционного закона, депутаты Госдумы от фракции КПРФ Сергей Обухов, Александр Ющенко, Владимир Исаков и Денис Парфенов внесли в главный парламент страны законопроект об отмене Fan ID.
«Принятие Федерального закона «Об отмене Федерального закона от 30.12.2021 N 462-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"» позволит устранить необоснованное нарушение прав широкого круга граждан и противоречие данного закона Конституции Российской Федерации, КоАП, УПК РФ, и Федеральному конституционному закону от 31.12.1996 №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» [и] позволит сэкономить федеральному бюджету 773,6 млн. рублей, которые можно будет расходовать на развитие массового спорта», - сообщается в пояснительной записке к законопроекту.