Иван Мельников: Высокий уровень взаимодействия России и Беларуси позволит преодолеть трудности
Первый вице-спикер Госдумы рассказал, как будет развиваться Союзное государство, возможны ли в перспективе единые ОСАГО, Госуслуги и валюта.
Иван
Иванович
2 апреля 1997 года был подписан Договор о Союзе Беларуси и России, который был направлен на укрепление дружбы и всестороннего сотрудничества между странами в политической, экономической, социальной, военной, научной и культурной областях. Документ лег в основу последующего формирования Союзного государства. За годы сотрудничества обе страны неоднократно подвергались санкциям со стороны коллективного Запада. Последние были введены после начала специальной военной операции России на Украине. Первый заместитель Председателя Государственной Думы, заместитель Председателя Парламентского Собрания Союза Беларуси и России Иван Мельников в интервью нашему изданию рассказал о том, как в новых геополитических условиях страны будут развивать экономику, обеспечивать себя продовольствием и лекарствами.
- Иван Иванович, президент Республики Беларусь Александр Лукашенко заявил, что «Беларусь и Россия — это практически одно целое в производстве, в экономике, в продажах — единый рынок». Учитывая западные санкции в связи со спецоперацией на Украине, в каких сферах наши страны в ближайшее время будут наиболее активно работать по импортозамещению товаров?
- Александр Григорьевич, по сути, дал развернутое описание того, что мы вкладываем в понятие «единое экономическое пространство Союзного государства». Работа по его формированию ведется с момента начала белорусско-российского объединительного процесса. В активе наших достижений — разработка и постановка на производство семейств дизельных двигателей для грузовиков МАЗ и КАМАЗ класса Евро-3 и Евро-4, разработка и изготовление суперкомпьютеров семейства «СКИФ» уникальной мощности и производительности, создание промышленной установки по производству сверхвысокомолекулярных полимеров, ряд разработок в сфере биотехнологий, освоения космического пространства. Я перечислил лишь самые знаковые из реализованных проектов.
Мы намерены и дальше наращивать усилия на этом направлении. В целях координации, формирования и реализации планов по импортозамещению государств-участников создана и действует совместная российско-белорусская Рабочая группа по импортозамещению и промышленности. В сфере ее компетенции — актуальные вопросы двустороннего сотрудничества в сфере автомобилестроения, сельхозмашиностроения, лифтостроения, станкостроения и производства электротехнической продукции.
На территории Беларуси и России находится большое количество предприятий автомобильной промышленности. Каждое из них — потенциальная площадка для старта производства продукции, замещающей потери из-за введенных в отношении наших стран санкций. И даже если речь идет о сборочном производстве, всегда есть возможность его переналадить. То же — и с авиационной отраслью, и со многими другими.
Таким образом, работа ведется последовательно и планомерно на протяжении длительного времени, и есть все основания полагать, что достигнутый нашими странами высокий уровень взаимодействия и наработанный запас прочности позволит успешно преодолеть любые трудности.
- Готовы ли Россия и Беларусь к совместным действиям по обеспечению продовольственной безопасности для своих граждан? И какими эти действия могут быть?
- И Россия, и Беларусь не первый год и задолго до начала спецоперации на Украине находятся под санкциями Запада. Однако это не мешает Союзному государству практически полностью обеспечивать себя всеми основными составляющими продуктовой корзины, в первую очередь — за счет взаимных экспортно-импортных поставок.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь и Министерство сельского хозяйства Российской Федерации ежегодно разрабатывают, утверждают и реализуют прогнозные балансы спроса и предложения по важнейшим видам продукции: мясу, молоку, яйцам, сахару, растительному маслу, льноволокну.
В этом году, конечно, мы столкнулись с определенными трудностями, но и они преодолимы. В ходе разговора премьер-министров наших стран 18 марта обсуждались в том числе и вопросы продовольственной безопасности. Была достигнута договоренность, что в рамках согласованных балансов будет при необходимости обеспечена поставка в Республику Беларусь под полную потребность рынка всех продовольственных товаров критического импорта, в том числе пшеницы твердых сортов, гречихи, растительного масла.
Но это, скажем так, реакция наших стран на непредвиденные, экстренные обстоятельства. При этом мы не останавливаем реализацию ранее намеченных планов. Применительно к данной теме — продолжается работа по выполнению Союзной программы по формированию единой аграрной политики Союзного государства. Ее успешное завершение — гарантированный залог достижения стабильной продовольственной безопасности Союзного государства на долгие годы.
- Могут ли в рамках Союзного государства появиться масштабные проекты, которые в обозримой перспективе позволят нашим компаниям занять ниши, освобожденные в России западными компаниями (например, гипотетическое появление российско-белорусской сети фастфуда, которая потом сможет работать на территории других стран ЕАЭС)?
- Конечно, почему бы и нет? В конце концов наша земля всегда была богата людьми творческими, трудолюбивыми, с предпринимательской жилкой и оправданными амбициями. Конечно, заполнить нишу, образовавшуюся после ухода с российского рынка компаний масштаба Bridgestone, Siemens или Nokia, будет непросто. Но кто сказал, что это невыполнимо?
А вот упомянутый вами «фастфуд» — это явление совсем другого порядка. Найдется немало российских рестораторов, которые организуют быструю и качественную замену популярных, но ушедших с российского рынка предприятий быстрого питания. Особенно с учетом того обстоятельства, что в России был организован полный производственный цикл по обеспечению, например, сети «Макдональдс». Да, собственно, уже сейчас в Правительство Москвы подано несколько заявок на получение грантов для поддержки отечественных сетей быстрого питания. И я вполне допускаю, что со временем появятся совместные российско-белорусские сети, которые будут работать в том числе и в странах ЕАЭС.
- Расскажите, как будет решаться в условиях санкций проблема замены иностранных лекарств на российские или белорусские аналоги?
- Научный и промышленный потенциал созданного в Санкт-Петербурге кластера медицинской и фармацевтической промышленности постепенно становится основой для производства лекарств и медизделий для России и Беларуси. В двух странах успешно функционируют и другие фармацевтические предприятия, а также различные научно-исследовательские медико-биологические и фармацевтические учреждения, причем довольно многочисленные. Хотя это не исключает возможности создания в случае необходимости новых НИИ, равно как и промышленных производств.
А в рамках Союзного государства работа на этом направлении ведется уже более двух десятилетий. Еще в 2000 году был построен и введен в эксплуатацию Гродненский завод медицинских препаратов в городе Скидель Гродненской области Республики Беларусь. Помимо цеха по производству высокоочищенных аминокислот, на этом заводе действует цех по производству готовых лекарственных средств. Он рассчитан на выпуск в год 200 миллионов штук таблеток, это действующее производство, и 50 миллионов штук капсул — это строящееся производство.
Кроме того, в Республике Беларусь и Российской Федерации успешно действуют еще три крупных объекта здравоохранения, реконструированные и оснащенные за счет средств Союзного государства: Республиканский научно-практический центр радиационной медицины и экологии человека в Гомеле, Медицинский радиологический научный центр РАМН в Обнинске и Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины в Санкт-Петербурге. Изначально эти учреждения предназначались для преодоления последствий чернобыльской катастрофы. Но я уверен, они успешно справятся и с теми задачами, которые возникли перед Беларусью и Россией в связи с широкомасштабными санкциями последнего времени.
Сказанное не означает, что мы собираемся останавливаться на достигнутом, в том числе и в вопросе создания новых лекарственных средств. В частности, в процессе разработки находится проект программы Союзного государства «Технологическая платформа идентификации новых молекулярных мишеней: мембранных белков и их комплексов». Ее успешная реализация даст нам инновационные лекарственные средства нового поколения. Но даже при существующем положении дел без лекарств мы точно не останемся.
- У России и Беларуси, по сути, единая группировка вооруженных сил. Должна ли она усиливаться, учитывая новые вызовы и угрозы? Каковы перспективы развития военного сотрудничества в рамках Союзного государства?
- Начну с того, что одно из бесспорных достижений белорусско-российской интеграции — это способность Союзного государства самостоятельно решать вопросы обороны, безопасности, пограничной политики и правоохранительной деятельности.
Согласитесь, это несколько шире, чем просто военное сотрудничество или, если быть точным, взаимодействие в оборонной сфере. В его рамках создана и с июня 2000 года функционирует региональная группировка войск (сил) Республики Беларусь и Российской Федерации. Российско-белорусская интеграция вносит и значительный вклад в обеспечение региональной (в рамках ОДКБ) и глобальной безопасности.
Действия региональной группировки войск спланированы с учетом различных вариантов развития обстановки. При необходимости их состав может быть усилен. Кроме того, Российская Федерация обеспечит поставки в Республику Беларусь новейших образцов вооружения и техники, что значительно повысит боевой потенциал Вооруженных Сил Республики Беларусь.
Для поддержания высокой боеготовности реализуется программа модернизации объектов военной инфраструктуры на территории государств — участников Союзного государства. Так, на территории Беларуси расположен целый ряд объектов военно-технической инфраструктуры, оказывающих влияние на поддержание стратегической безопасности в регионе. В их числе — радиолокационная станция предупреждения ракетного нападения под Барановичами и пункт управления подводными лодками в Вилейке.
- В феврале 2022 года Александр Лукашенко заявил, что в Союзное государство могли бы вступить Армения, Казахстан, Украина, а после этого и страны Центральной Азии. Какова, на ваш взгляд, вероятность того, что такой сценарий будет реализован в ближайшие годы?
- Ответ на этот вопрос содержится в Договоре о создании Союзного государства. Статья 65 договора гласит, что он открыт для присоединения к нему других государств, являющихся субъектами международного права, разделяющих цели и принципы Союзного государства и принимающих на себя в полном объеме обязательства, вытекающие из договора.
Так что перспективы расширения Союзного государства зависят исключительно от воли народов тех государств, которые выразят желание присоединиться к белорусско-российскому интеграционному объединению.
Правда, должен заметить, что на сегодняшний день Беларусь и Россия достигли исключительно высокого уровня интеграции в экономической, финансовой, социальной, культурной, военной и ряде других сфер. И безусловно, потенциальные будущие государства — участники Союзного государства должны быть готовы соответствовать этому уровню.
- Глава Минэкономразвития Максим Решетников 18 марта заявил, что в странах ЕАЭС начался поэтапный переход на взаиморасчеты в национальных валютах стран-участниц Союза (а не в долларах, как это происходило раньше). Речь идет в том числе о расширении рублёвой зоны. Как оцениваете перспективы создания единой валюты в рамках Союзного государства?
- Действительно, статьей 13 Договора о создании Союзного государства предусмотрено введение единой денежной единицы (валюты) Союзного государства, эмиссия которой осуществляется исключительно единым эмиссионным центром.
Однако практическое осуществление этой меры, в том числе вопрос создания единого эмиссионного центра, пока откладывается. Основная причина — данный шаг предполагает достижение более высокой степени интеграции и тесно увязан с принятием Конституционного Акта Союзного государства. Со временем мы к этому решению придем, а до тех пор на территории государств-участников продолжают хождение их национальные денежные единицы.
- Россия и Белоруссия с 1 апреля отменят плату за входящие звонки в роуминге на территории Союзного государства. Об этом долгожданном для граждан двух стран событии 23 марта сообщили на официальном сайте российского кабмина. Каких еще решений, облегчающих жизнь простых людей, нам следует ждать? И какие действующие в Союзном государстве правовые механизмы могут получить распространение в ЕАЭС?
- Парламентское Собрание Союза Беларуси и России вплотную приступило к работе над модельными законодательными актами в сфере цифровой экономики, обеспечения равных прав граждан Союзного государства, обеспечения равных условий субъектам хозяйствования двух стран, обеспечения национальной безопасности и защиты суверенитета и исторической памяти.
В частности, начата разработка модельного закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Его принятие будет направлено на унификацию законодательства двух стран об автостраховании, что в дальнейшем позволит гражданам ездить на автомобиле по всей территории Союзного государства без необходимости приобретать на внутренней границе дополнительный страховой полис.
Прорабатывается вопрос о целесообразности разработки законопроекта «О цифровом правительстве». Совершенствование порядка оказания услуг населению в электронной форме — это актуальная задача как для России, так и для Беларуси. Принятие данного модельного закона позволит синхронизировать процессы цифровизации государственных услуг в двух странах.
Что касается применения в ЕАЭС действующих в Союзном государстве правовых механизмов, то я бы упомянул принятый в 1998 году Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о равных правах граждан. В 2006 году был заключен дополнительный пакет соглашений, гарантировавших равные права граждан в сфере свободы передвижения, социального страхования, медицинского обеспечения, налогообложения. В рамках ЕАЭС подобная степень выравнивания прав граждан была обеспечена только в 2015 году, после вступления в силу Договора о Евразийском экономическом союзе.
Поэтому Союзное государство без преувеличения можно назвать локомотивом интеграции, на полях которого проходят апробацию прорывные решения, которые впоследствии необходимо будет реализовывать и в остальных интеграционных образованиях.