Николай Харитонов: Нужно разработать и законодательно закрепить систему планирования и мониторинга северного завоза
Член Президиума ЦК КПРФ, Председатель Комитета Государственной Думы по развитию Дальнего Востока и Арктики Николай Харитонов выступил на заседании Президиума Совета законодателей при Федеральном Собрании Российской Федерации 13 декабря 2021 года.
Участники мероприятия обсудили вопросы организации доставки грузов в удаленные и труднодоступные районы Российской Федерации в условиях распространения коронавирусной инфекции.
Профильный комитет Государственной Думы – Комитет по развитию Дальнего Востока и Арктики являлся ответственным за подготовку к рассмотрению указанного вопроса на заседании Президиума Совета законодателей. В этой связи в мероприятии принял участие председатель комитета Николай Харитонов. Также в мероприятии приняли участие руководители профильных федеральных министерств: Министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков, Министр транспорта Российской Федерации Виталий Савельев и Министр труда и социальной защиты Российской Федерации Антон Котяков.
В своём выступлении Николай Харитонов в очередной раз подчеркнул необходимость реализации плановых подходов в решении важнейшей стратегической задачи обеспечения опережающего социально-экономического развития Дальнего Востока и Арктики.
Специальное регулирование поставок продукции в удаленные и труднодоступные районы Арктики и Дальнего Востока с ограниченными сроками завоза грузов («северный завоз»), по мнению Николая Харитонова, обусловлено отсутствием в этих районах собственной производственной базы значительного количества промышленных и сельскохозяйственных товаров, необходимых для жизнеобеспечения населения и функционирования экономики. Большое влияние также оказывает удаленность и низкий уровень развития транспортной инфраструктуры, сложные природно-климатические условия.
Николай Харитонов отметил, что вопросы нормативно-правового регулирования осуществления северного завоза, совершенствования контрактной системы и финансирования операторов северного завоза необходимо решать комплексно.
«Нужна система планирования и мониторинга северного завоза в целях определения потребностей в поставках продукции и обеспечения учета запасов продукции на местах», - отметил парламентарий. Для проведения государственных закупок в рамках «северного завоза», по мнению председателя комитета, нужно также создать специализированную электронную площадку.
При этом законодательное обеспечение опережающего социально-экономического развития Арктической зоны требует систематизации. «Существующая сегодня межведомственная разобщенность, а также отсутствие в законодательстве четкого определения понятия «северный завоз» и единых подходов к планированию и прогнозированию объемов поставок, определяют существенные различия региональных систем жизнеобеспечения труднодоступных территорий. Они не позволяют сформировать единый хорошо работающий механизм для осуществления поставки грузов в удаленные районы Арктики и Дальнего Востока», - заявил Николай Харитонов.
Помимо систематизации законодательства, председатель комитета отметил важность определения федерального органа исполнительной власти, отвечающего за планирование, организацию и проведение северного завоза.
В связи с этим для проработки соответствующих законодательных инициатив Николай Харитонов предложил сформировать рабочую группу из числа участников мероприятия, а также заинтересованных министерств и ведомств.