Сергей Обухов – «НГ»: Для отмены партийных выборов потребуется политическое решение
Контролировать округа придется с помощью нерушимого блока единороссов и волонтеров.
Окончательное голосование по законопроекту о публичной власти Госдума наметила на 14 декабря, но возможно рассмотрение и неких новых к нему поправок. Это подтверждает, что второе чтение 9-го числа стало законодательным авралом. По его итогам и появилась, например, норма о возможной отмене в регионах выборов по партспискам, которая, однако, для кампании 2022 года не выглядит актуальной. Похоже, что пока не проявлена высшая политическая воля, политадминистраторы занялись закладками на будущее. Эксперты согласны, что стартует очередной электоральный эксперимент, и спорят о его пределах. Скажем, возможна ли полностью одномандатная Госдума, заполнять которую придется с помощью своего рода нерушимого блока единороссов и волонтеров.
Вернуть ко второму чтению законопроект «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ» Госдума 14 декабря может из-за своего рода технического сбоя. В ходе дискуссий на заседании 9 декабря не удалось толком сформулировать право федеральных депутатов тем или иным образом участвовать в работе региональных парламентов. Между тем возврат на предыдущую стадию законотворчества – это всегда сигнал о некой штурмовщине, а стало быть, о недостаточно эффективной организации работы. Или – другой вариант – это свидетельство того, что в высоких кабинетах пока спорят либо вообще только думают о том, чего бы еще отрегулировать. И чаще всего депутатский аврал как раз и становится следствием долгих кремлевских размышлений.
Поэтому вполне вероятна ситуация появления в тексте законопроекта сенатора Андрея Клишаса и депутата Госдумы Павла Крашенинникова различных уточнений технического или, может быть, технологического свойства. Хотя, конечно, нельзя исключать и голосования по более принципиальным дополнениям, а вот будут они или нет, покажет начало вторничного заседания нижней палаты. Что же касается поправок, условно говоря, средней тяжести, то напрашивается как минимум одна. Она напрашивается в связи с датой вступления в силу нормы о праве субъектов РФ определять в собственных заксобраниях любую квоту для депутатов-списочников. Иными словами, Госдума отменила нынешнее федеральное правило, что партийных мест должно быть не менее 25%. Однако конструкция закона о публичной власти предполагает, что его глава 2, где говорится о законодательной власти субъектов РФ, заработает только с 1 июня 2022 года.
К этому времени уже поздно будет менять региональные законы о выборах, потому в середине июня начнется очередной единый день голосования. То есть получается, что либо надо ускорять введение в силу положения о пересмотре партийных квот, либо пропускать будущий год. В принципе на 11 сентября 2022-го намечены перевыборы только шести заксобраний. Более массированная пересменка региональных депутатов предполагается лишь в 2023 году. Стоит при этом отметить, что в пяти из шести регионов сейчас сохраняется равномерная пропорционально-мажоритарная система с пропорцией 50% на 50%.
И пока только в Саратовской области (см. «НГ» от 02.12.21) начались движения в сторону уменьшения доли партсписка до минимально допустимых сейчас 25%. При этом было установлено, что партиям отменяют общерегиональную часть списка, то есть оппозиция окажется обезглавленной.
Может быть, в администрации президента решено, что экспериментов должно быть много и они должны быть разные. Или же это следствие обычной борьбы подходов внутри власти: кто-то говорит, что партии – долой, а кто-то настаивает, что пусть остаются под ручным управлением. Однако тогда это означает, что политического решения с самого верхнего этажа пока не спущено. Более того, хозяину Кремля, возможно, еще и не доложили точного плана, а только обещали палитру вариантов. Так что вообще не исключено, что ни один из планов не будет принят, эксперимент покажет малозначительный эффект. Например, потому, что для контроля за всеми округами при выборах той же Госдумы властям не удастся обойтись одной ЕР, необходимо будет изобретать что-то вроде «нерушимого блока единороссов и волонтеров» или кого-то другого. Кстати, первые попытки в этом году уже были сделаны.
Эксперты, опрошенные «НГ», подтвердили, что опытный прогон будущей избирательной системы страны, судя по всему, стартовал, но они разошлись во мнениях насчет того, останется ли департизация на уровне регионов или распространится в перспективе и на федеральные кампании. Глава аналитической службы КПРФ Сергей Обухов полагает, что поправки к закону были согласованы на самом высоком уровне, а то, что они появились внезапно, объясняется их одиозным характером, «они фактически меняют концепцию, изложенную в первом чтении». По его словам, «все это напоминает спецоперацию, направленную на дестабилизацию политической системы». В глобальном же смысле за этими новациями просматривается курс на двухпартийность. А поскольку вторая по влиянию партия в стране – это КПРФ, то «именно поэтому ее в последнее время фактически уничтожают, Кремль это не устраивает, там делается ставка на симулякры и псевдоопозицию вроде «Новых людей». Обухов предполагает, что поправку о департизации обкатают в регионах, а на федеральном уровне это может проявиться или на выборах 2026 года, или при избрании союзного парламента России и Белоруссии.