Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

Фанаты «Спартака» написали обращения к депутату Обухову и другим депутатам Госдумы против закона о «Fan ID»

В адрес депутата Госдумы от КПРФ Сергея Обухова поступило обращение футбольных болельщиков "Спартака" с просьбой довести до всех парламентариев возражения фанатского сообщества против законопроекта  о "Fan ID" (Законопроект № 1195605-7).

«fanat1k.ru»
2021-12-08 09:46 (обновление: 2021-12-08 12:53)
Обухов Сергей Павлович
Член Президиума ЦК КПРФ, депутат Госдумы, д.полит.наук
Обухов
Сергей
Павлович
Член Президиума ЦК КПРФ, депутат Госдумы, д.полит.наук
Персональная страница

Закон о Fan ID (Законопроект № 1195605-7) в настоящий момент рассматривается во втором чтении Государственной Думы. Внесение поправок в него возможно до 15 декабря. После этой даты внести поправки или отменить его будет проблематично. 

Обращение к Обухову С.П. и другим депутатам опубликовано на портале fanat1k.ru

Ниже полный текст письма:

Уважаемые депутаты!
Я являюсь поклонником спорта, в частности мне, как и многим другим, интересен Чемпионат России по футболу, матчи которого я посещаю систематически. Однако внесение нового проекта Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», предлагающий обязательную идентификацию болельщиков (далее – Законопроект), ставит под вопрос моё дальнейшее посещение данных мероприятий, также как и участие в них других зрителей.

Существуют серьезные возражения относительно принятия Законопроекта и эти возражения связаны со следующим:
- с отсутствием подобной необходимости;
- неприменимости опыта Чемпионата мира по футболу 2018;
- отрицательным международным опытом;
- негативной экономической составляющей;
- прямым противоречием Законопроекта действующему законодательству и Конституции Российской Федерации.

Отсутствие необходимости
Из Законопроекта и пояснительной записки к нему следует, что его принятие обусловлено обеспечением безопасности государства, общественной безопасности и общественного порядка при проведении официальных спортивных соревнований (далее – Мероприятие).
Однако предпосылок для столь серьезного ограничения гражданских свобод из текущей ситуации не прослеживается. Каких-либо беспорядков на стадионах не происходит уже более 7 лет, в том числе благодаря плодотворной работе служб безопасности клуба и объединений болельщиков. Выходит, что вся проведенная в этом направлении работа клубов, объединений, по сути, перечеркивается, признается неудовлетворительной, несмотря на достигнутые результаты.
Вместе с тем любая дополнительная система идентификации и разрешительного порядка посещения стадионов неизбежно влечет дополнительные действия со стороны посетителей, их отсечение и отток с Мероприятий, что не совсем увязывается с вышеописанной положительной динамикой поведения на стадионах нашей страны.

Неприменимость опыта Чемпионата мира по футболу 2018 и других международных соревнований
Также в пояснительной записке упоминается положительный опыт использования системы идентификации болельщиков в рамках проведения Чемпионата мира по футболу 2018 и Кубка Конфедераций 2017.
При этом в пояснительной записке не упоминается, что использование данной системы обуславливалось наличием огромного количества иностранных болельщиков, которым «Fan id» обеспечивал безвизовое пребывание в стране, а также возможность перемещения всех болельщиков к местам проведения Мероприятий на специально выделенном для этого транспорте (поезда болельщиков и т.д.) и бесплатное пользование общественным транспортом в городах-организаторах.

В рамках рассматриваемых соревнований (Чемпионат России, Кубок России) изложенные факторы не предвидятся, а Законопроект оставляет в себе только дополнительную систему контроля и обязанностей в отсутствии каких-либо преимуществ для получателей (указанная в Законопроекте возможность собственников оказывать дополнительные услуги для обладателей «Fan id» никак не расшифрована и в целом лишена какого-либо смысла, учитывая обязательность его получения для каждого зрителя).
Более того, необходимо учитывать, что Чемпионат мира по футболу является соревнованием мирового уровня, проводимым раз в 4 года и внимание к нему, как и его формат, не может быть сравним с регулярным национальным чемпионатом, а, следовательно, не являются корректными для сравнения методы их проведения.

Отрицательный международный опыт
Опыт применения персонифицированных карт болельщиков имеется также в Турции и Италии.

В первом случае посещаемость игр чемпионата Турции упала в среднем на 50%, а некоторые клубы потеряли до 90% своей аудитории, что повлекло разрывы спонсорских контрактов, как с клубами, так и самим чемпионатом.
Во втором случае по результатам применения системы получение карты в итальянском чемпионате стало носить рекомендательный, а не обязательный характер.

Негативная экономическая составляющая
Законопроект несет в себе дополнительную экономическую нагрузку для зрителей, организаторов Мероприятий, и бюджета Российской Федерации на фоне сложной экономической ситуации, вызванной ускорением темпов инфляции и новой коронавирусной инфекции.
А) для зрителей: Законопроект предлагает дополнить статью 20 Закона частью 2.3 согласно которой на входном билете (ином документе предоставляющем право посещения), включаются сведения о созданной персонифицированной карте.
Таким образом, какая-либо передача указанного билета в случае невозможности посетить Мероприятие оказывается невозможна, что влечет за собой невосполнимую потерю денежных средств, затраченных на его приобретение. Скорее всего, каждый находился в ситуации, когда не мог посетить театр/кино/концерт и хотя бы восполнял эти обстоятельства возможностью передачи билета. Здесь такая возможность пресекается на законодательном уровне, что также влечет вопросы относительно целесообразности приобретения подобных билетов. Также остаются вопросы относительно неизбежного оттока посетителей, связанного с введением процедур дополнительной идентификации.

Б) для организаторов: помимо финансовых рисков, производных от рисков для зрителей (пункт А), внедрение положений Законопроекта влечет дополнительные обязанности для организаторов, неизбежно сопряженные с дополнительными расходами.
Например, пункт 2 части 17 статьи 20 Законопроекта обязывает собственников осуществлять с помощью технических средств контроль за наличием билетов, а также контроль за наличием действующей персонифицированной карты у зрителей и прочих участников. Данная обязанность влечет увеличение расходов на указанные в Законопроекте технические средства, а также на создание условий их исполнения, в том числе увеличения штата для осуществления возложенного на организаторов контроля.
В) для бюджета Российской Федерации: согласно финансово-экономическому обоснованию Законопроекта потребность в средствах федерального бюджета на оснащение стадионов (на которых планируются Мероприятия), оборудованием системы контроля доступа, составляет 773,6 млн. рублей. Указанная сумма сопоставима выделением бюджета для реализации национального проекта по здравоохранению для целого региона (например Тюменской области). С учетом приведенных факторов возникает вопрос, относительно целесообразности выделения бюджетных средств для рассматриваемой инициативы.

Таким образом, в период, когда российская экономика находится под давлением, связанным с санкциями, коронавирусной инфекцией (особо сильно бьющей по экономике массовых мероприятий), растущей инфляции, когда все силы государства, организаций, граждан направлены на уменьшение финансовых рисков, предлагаемый Законопроект как раз таки несет увеличение финансовых расходов для всех при отсутствии обоснованных (в т.ч. экономически) разъяснений преимуществ реализации Законопроекта.

Противоречие норм законодательству и Конституции Российской Федерации
Предлагаемая норма статьи 20.6 Законопроекта определяет, что реализация входных билетов на Мероприятия допускается при условии наличия у лица действующей персонифицированной карты. Положения части 1 статьи 20.5 Законопроекта устанавливают, что лица, посещающие Мероприятия, обязаны проходить идентификацию.
Вместе с тем часть 5 статьи 20.6 Законопроекта предусматривает отказ в оформлении персонифицированной карты или приостановления ее действия, а также основания для такого отказа (приостановления).
Из изложенного следует, что отсутствие действующей персонифицированной карты влечет невозможность посещения Мероприятия, а отказ в её оформлении (приостановление действия) – запретом на посещение Мероприятия.
Однако запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения является видом административного наказания, предусмотренного в статье 3.2 КоАП РФ.
Статья 3.14 КоАП РФ устанавливает, что запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения заключается во временном запрете гражданину на посещение таких мест в дни проведения официальных спортивных соревнований и устанавливается за нарушение правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований (диспозиция нормы указана в статье 20.31 КоАП РФ). Запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения назначается судьей.
Таким образом, законодательством Российской Федерации предусмотрено, что запрет на посещение спортивных мероприятий является наказанием, назначаемым на определенный срок судьей за совершение административного правонарушения, а его назначение происходит в порядке производства по делу об административном правонарушении, который предусматривает нормативно-установленный порядок выяснения обстоятельств дела, права участников производства, правила доказывания и возможность пересмотра принятого решения (раздел IV КоАП РФ).

Рассматриваемый же Законопроект (пункт 1 части 5 статьи 20.6) устанавливает, что основанием для отказа в оформлении персонифицированной карты (приостановления её действия) могут являться:
- случаи, если это необходимо в целях обеспечения обороноспособности или безопасности государства либо общественного порядка;
- информация о фактах нарушения зрителями, иными лицами, задействованными в проведении таких соревнований, общественного порядка при проведении публичных, спортивных, зрелищных и (или) иных массовых мероприятий за пределами территории Российской Федерации либо о фактах нарушения правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований на территории Российской Федерации:
- информация о намерении совершить соответствующие противоправные деяния.
Указанное основание фактически устанавливает запрет на посещение Мероприятий в обход существующих норм КоАП РФ.
Таким образом, данный Законопроект устанавливает, что наличие одной лишь информации о факте нарушения или приготовления к нему, вне зависимости от срока их совершения (например, 10 лет назад), автоматически влечет отказ в оформлении карты (приостановление её действия), причем установление данной информации не требует ни судебного разбирательства, ни соблюдения процедур производства по делу об административном правонарушении.
КоАП РФ предусматривает, что запрет на посещение мероприятий назначается на срок от 6 месяцев до 7 лет (в зависимости от «тяжести» совершенного правонарушения). Рассматриваемый же отказ устанавливает бессрочный запрет на посещение Мероприятий за любую информацию о фактах нарушениях правил, вне зависимости от степени их «тяжести».
Более того являются абсолютно неправомерными такие основания для ограничения на посещение Мероприятий как наличие информации о приготовлении к совершению нарушения или случаи, если это необходимо в целях обеспечения обороноспособности или безопасности государства либо общественного порядка, поскольку они не содержат никакой правовой процедуры для их фиксации, могут быть применены в отношении любого лица исходя только из усмотрения сотрудников правоохранительных органов.

Исходя из изложенного, настоящий Законопроект позволяет применять вид административного наказания, ограничивающего права граждан, вне суда и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, без каких-либо ограничений по времени с фактически неограниченными основаниями для его применения.
Предлагаемая же процедура судебного обжалования отказа (приостановления действия) предполагает только проверку факта наличия указанной информации, но ни оценки её достоверности, ни оценки соразмерности связанного с ней ограничения, ни установления каких-либо временных рамок для его действия.
Практика применения «Fan ID» во время проведения Чемпионата Мира 2018 и матчей Чемпионата Европы 2020 только подтверждает многочисленные факты отказа в выдаче данных карт (приостановления их действия) в отсутствии действующих административных запретов на посещение спортивных мероприятий, фактически основанные только на информации (списках, базах), предоставленной правоохранительными органами.
Изложенный подход не соответствует ни действующему законодательству Российской Федерации, ни положениям Главы 2 Конституции Российской Федерации.

Из изложенного следует вывод, что принятие настоящего Законопроекта не продиктовано текущей ситуацией, несет в себе негативные экономические последствия, противоречит действующему законодательству Российской Федерации и влечет необоснованное ограничение прав и свобод граждан, предусмотренных Конституции Российской Федерации. Следовательно, настоящий Законопроект подлежит отклонению.

Прошу Вас предложить настоящие возражения для работы профильного комитета и дальнейшего обсуждения.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.