Обращение Ольги Алимовой о QR-кодизации граждан Российской Федерации
Государственная Дума направила два законопроекта о введении в России QR-кодов для обсуждения в региональные парламенты, Общественную палату, Счетную палату и Совет Федерации.
В связи с этим я, как депутат Государственной Думы ФС РФ, подготовила своё ОБРАЩЕНИЕ к губернатору Саратовской области В.В. Радаеву, председателю Саратовской областной думы А.С. Романову, к депутатам всех уровней, избранным по Саратовской области.
В нем я не только сообщаю о своём отношении к поголовной QR-кодизации граждан Российской Федерации, но и привожу доводы, почему эти законопроекты нельзя принимать, поскольку они нарушают Конституцию нашей страны и несут прямую угрозу гражданским свободам.
Призываю депутатов всех уровней проявить самостоятельность, а кому требуется – смелость и рассмотреть эти законопроекты не «для галочки» и под общий «одобрям-с». Призываю вас подумать над тем, как эти законопроекты скажутся на судьбах наших соотечественников.
Обращаюсь с просьбой к жителям нашей области. Если у вас есть возражения или дополнения к этим законопроектам, направляйте их депутатам от фракции «Единой России» в Государственной Думе.
Именно они пытаются принять решение за вас, а мы, депутаты от КПРФ, всегда с вами! Требуйте от них, чтобы при рассмотрении этих законопроектов они руководствовались в том числе и вашим мнением, а не только распоряжением вышестоящего партийного руководства и навязчивым желанием Правительства РФ.
Только вместе мы можем противостоять этому безумному попиранию наших конституционных прав.
* * *
Председателю Саратовской областной думы
А.С. Романову
Уважаемый Александр Сергеевич!
Обращаюсь к Вам в связи с принятым 16 ноября 2021 г. решением Совета Государственной Думы о направлении резонансных законопроектов №17357–8 и №17358–8 (о широком внедрении QR-кодов) для рассмотрения в законодательных собраниях субъектов РФ.
В настоящий момент содержание и возможные последствия от принятия вышеупомянутых законопроектов вызывают существенную озабоченность.
В соответствии с ч.2 ст.119 Конституции РФ «государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств». Внедрением системы QR-кодов как условия реализации конституционных прав государство вводит в России дискриминацию по необоснованному критерию наличия некоей электронной метки у человека.
В соответствии с ч.2 ст.44 Конституции РФ «каждый имеет право на участие в культурной жизни, пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям». Между тем, люди без QR-кодов лишены такой возможности.
В соответствии со ст.7 Конституции «РФ – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Можно ли назвать достойной жизнь матери, которая из-за отсутствия QR-кода будет повсеместно сталкиваться с препятствиями при попытке приобрести вещи своему ребенку, потому что ей закрыт или крайне затруднён доступ в магазин?
Согласно ч.1 ст.23 Конституции РФ, «каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени», а в соответствии с ч.1 ст.24 Конституции РФ «сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются». Согласие – это по своему смыслу свободно выражаемое волеизъявление, но никак не принуждение. Однако, даже если человек переболел коронавирусом, система QR-кодов вынуждает его передавать свои персональные данные о заболевании, которые являются врачебной тайной, в интернет-портал. Таким образом, ст.23 Конституции РФ, которая не должна ограничиваться по ст.56 Конституции даже в условиях чрезвычайного положения, тем не менее грубо нарушается, поскольку граждан принуждают к регистрации на интернет-портале как единственном условии доступа к магазинам, спорту, учреждениям культуры и иным сферам.
В соответствии с ч.3 ст.55 Конституции РФ «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». Такое ограничение возможно только на основании федерального закона в четко ограниченном перечне ситуаций.
Ни в одном федеральном законе нет такого понятия, как «QR-код». Иными словами, данное понятие – вне закона. Кроме того, ни одну из упомянутых в ч.3 ст.55 Конституции РФ целей, позволяющих вводить строго обоснованные ограничения конституционных прав граждан (защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства), система QR-кодов не обеспечивает.
Важной проблемой является и связанное с получением QR-кода унижение человеческого достоинства. QR-код – это штрих-код, изначально разработанный для маркировки товаров. Идентификация человека QR-кодом унижает его человеческое достоинство, фактически низводящее человека до уровня товара.
Более того, система QR-кодов нарушает права верующих. Согласно ст.28 Конституции РФ, «каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».
Для многих граждан, исповедующих православие, принятие цифрового QR-кода (идентификатора) неприемлемо по религиозным соображениям. Как отмечено в Позиции Русской Православной Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных, принятой Архиерейским Собором РПЦ 4 февраля 2013 года, церковь считает «недопустимыми любые формы принуждения граждан к использованию электронных идентификаторов, автоматизированных средств сбора, обработки и учета персональных данных и личной конфиденциальной информации. Реализацию права на доступ к социальным благам без электронных документов необходимо обеспечить материальными, техническими, организационными и, если необходимо, правовыми гарантиями».
В ответ на обращение Патриарха Администрация Президента РФ в 2014 году сообщила: «Любые формы принуждения людей к использованию электронных идентификаторов личности, автоматизированных средств сбора, обработки и учета персональных данных, личной конфиденциальной информации недопустимы» (письмо от 22.01.2014 года №А6-403 начальника Государственно-правового управления Президента РФ Л. Брычевой).
Ограничение свободы вероисповедания запрещено даже в режиме чрезвычайного положения (ч.3 ст.56 Конституции РФ), не говоря о т.н. режиме «повышенной готовности, для которого ни один федеральный закон не устанавливает возможности таких ограничений».
По справедливому замечанию председателя Конституционного Суда РФ В.Д. Зорькина, «дух права, выраженный в нашей Конституции, – это равенство и справедливость». Именно эти базовые ценности утрачивает наша страна, когда чиновники идут по пути дискриминации людей в зависимости от наличия прививок или использования QR-кодов.
На Нюрнбергском процессе (20 ноября 1945 – 1 октября 1946 гг.) международный военный трибунал в числе прочих преступлений фашизма признал практику присвоения людям номеров преступлением против человечности, не имеющим срока давности. По Конституции РФ, действия, умаляющие человеческое достоинство, запрещены даже в период действия чрезвычайного положения (ст.21 и ч.3 ст.56 Конституции), которого на данный момент в России не введено.
Введение необоснованных ограничений конституционных прав граждан грозит дальнейшим и резким падением доверия населения к власти, вызывает справедливое возмущение у большинства граждан. Создаётся серьезная социальная напряженность в обществе на фоне разделения и искусственного противопоставления двух групп людей – тех, кто имеет QR-коды, и тех, кто ими не обладает. Целый ряд фактов свидетельствует о том, что данные законодательные инициативы уже встречают очень резкое восприятие со стороны широкой общественности: массовое поступление к депутатам Государственной Думы писем с требованиями отозвать с рассмотрения данные законопроекты, протестные акции, результаты опросов в крупных СМИ и т.д.
Создается устойчивое впечатление, что некие силы, лоббирующие крайне сомнительные, с точки зрения законности, меры под эгидой реагирования на распространение коронавирусной инфекции, взвинчивают протестные настроения в обществе, заинтересованы в обострении внутриполитической обстановки, дальнейшей делигитимации власти, провоцировании беспорядков в стране.
Я, депутат Государственной Думы, избранный от Саратовской области, считаю законопроекты №17357–8 и №17358–8 не соответствующими Конституции РФ и грубо нарушающими права граждан, а их принятие представляется нам категорически недопустимым.
В связи с изложенным считаю правильным предложить Вам:
– довести содержание настоящего документа до каждого депутата Саратовской областной думы, которую Вы возглавляете;
– обсудить содержание законопроектов №17357–8 и №17358–8 на заседании Саратовской областной думы с приглашением меня на заседание Саратовской областной думы;
– сформулировать отзыв Саратовской областной думы на указанные законопроекты с учётом мнения каждого из депутатов Саратовской областной думы.
Надеюсь на внимательное отношение к данному обращению, поскольку рассматриваемый вопрос затрагивает базовые конституционные права граждан и способен существенным образом повлиять на судьбу народа России и жителей нашего региона.
С уважением,
Депутат Государственной Думы ФС РФ
О.Н. Алимова.