"Видимо, заказ шел с самого верха". С.П. Обухов прокомментировал снятие Грудинина с выборов
По информации «НГ», жалоба коммунистов в Верховный суд (ВС) на снятие Павла Грудинина с выборов может быть подана 27 июля. Тогда первая угроза лидера КПРФ Геннадия Зюганова реализуется. Вторая – акция протеста против решения ЦИКа по № 3 списка КПРФ откладывается до ответа ВС. Эксперты отмечают, что картина избирательной кампании может измениться в пользу левых, если они решатся воспользоваться ситуацией для радикализации, то есть начнут политическую борьбу.
Постановление ЦИКа выглядит спецоперацией не только потому, что за пару дней до заседания 24 июля КПРФ получала заверения, что ее партсписок остается в первоначальном варианте. Как выяснилось из документов, на основании которых Грудинина сняли с позиции № 3, ЦИК 14 июля направил запрос в Генпрокуратуру по поводу его активов.
Это означает, что или жалоба экс-супруги Грудинина уже была подана, или через нее просто задним числом была легализована некая собранная информация либо предвзято интерпретированные сведения, как настаивают сами коммунисты. Напомним, что, по сведениям Генпрокуратуры, у Грудинина якобы есть доля в компании, зарегистрированной в Белизе, он уверяет, что офшор им ликвидирован.
В СМИ уже описаны самые разные варианты объяснения случившимся событиям, претензии к правдоподобности версий оппонентов высказали все стороны. «НГ» уже сразу после съезда Компартии предположила, что вопрос о зарубежном имуществе Грудинина обязательно всплывет (см. «НГ» от 24.06.21). Правда, «НГ» не решилась прогнозировать, что власти начнут подталкивать коммунистов к радикализации буквально со старта кампании. Так что сейчас главный вопрос, насколько жестким будет ответ левых, если, конечно, они опять не сведут ситуацию к формальным возмущениям. Например, если первая угроза Зюганова – обратиться в суд – уже исполняется, то со второй – выйти на улицу с протестами – коммунисты не торопятся.
Глава аналитической службы КПРФ Сергей Обухов уверен, что «ЦИКу команду дали сверху». Он заявил «НГ», что партию о претензиях к Грудинину заранее не предупреждали: «Никто нам никаких уведомлений не посылал, непонятно, почему ЦИК обратился в Генпрокуратуру, а к примеру, не в налоговую службу». По словам Обухова, ЦИК, проверяя документы, в принципе не обязан уведомлять партии о результатах, но глава Центризбиркома Элла Памфилова сама обещала полное содействие кандидатам. Юрслужба КПРФ уже обсуждает содержание иска в ВС, а протестная акция в защиту Грудинина спонтанно прошла 24 июля в Москве на Пушкинской площади. Правда, в понедельник должен собраться штаб протестных действий, который может назначить дату новых выступлений. Однако, уточнил Обухов, из-за ограничений на демонстрации и митинги они также пройдут преимущественно в формате встреч с депутатами и кандидатами КПРФ.
Член ЦИКа от КПРФ с правом совещательного голоса Сергей Чикирев напомнил «НГ», что у партии есть пять рабочих дней для подачи иска. При этом он указал, что обжаловаться может только решение ЦИКа, а не документ от Генпрокуратуры. На свое решение ВС по закону отводится 10 дней. Зампред ЦК КПРФ Дмитрий Новиков заверил «НГ», что иск в ВС юристы постараются подготовить уже к 27 июля, а пока действительно обсуждается, как он будет выглядеть политически и технологически. «Это чистой воды политическая расправа, по форме – заседание ЦИКа, а по сути – издевательство. Если Памфилова сообщает, что не имеет права объективно рассматривать ситуацию по существу вопроса, в этом должен разобраться суд, то зачем было давать слово представителю жены Грудинина», – подчеркнул он. Коммунисты постоянно утверждают, экс-супруга кандидата якобы уже давно работает в интересах рейдеров, захватывающих грудининский «Совхоз имени Ленина». Новиков уточнил, что пока под флагом защиты Грудинина пройдут оставшиеся акции в рамках кампании «Антикап-2021». Новые же протесты начнутся в том случае, если ВС не встанет на сторону КПРФ и не восстановит Грудинина в правах кандидата. «Мы будем бороться всем арсеналом методов: юридическими – иски в суд, политическими – заявления, протестными – уличными акциями. Но пока мы не можем предсказать, насколько объективно будет решение ВС», – подчеркнул Новиков. А еще он уточнил, что хотя по Грудинину партию заранее никто не уведомлял, об отдельных эпизодах сообщал член ЦИКа от КПРФ Евгений Колюшин.
На вопрос «НГ», как снятие Грудинина отразится на избирательной кампании в целом и КПРФ в частности, Новиков пояснил: «К сожалению, кампания не становится рафинированнее и чистоплотнее. Негативной особенностью выборов были не только искаженные цифры, но и симуляция равного права на доступ к избирателю для разных участников кампании. В общем, снятие Грудинина только усилит экзистенциальное недоверие к избирательной системе». Зампред ЦК отметил, что фактор Грудинина все равно будет использоваться в кампании: его будут представлять избирателям как члена команды КПРФ и возможного кандидата в правительство РФ после победы коммунистов. Обухов уверен, что происходящее с Грудининым закрепляет за КПРФ статус главной оппозиционной силы страны: «Нам и доказывать лишний раз ничего не надо. Теперь у власти уже нет возможности представить дело так, что КПРФ борется с Жириновским и эсэрами. Ясно проявляется, что у нас жесткое противостояние именно с партией власти. Но удивляет контртехнологичность решения по Грудинину, видимо, заказ шел с самого верха».
Президент Российской ассоциации политических консультантов Алексей Куртов заметил «НГ», что фактор Грудинина сыграет роль в первую очередь на европейской части России, – там, где за него хорошо голосовали на президентских выборах. «В целом же по стране фактор Грудинина слегка преувеличен, но в принципе такой поворот пойдет в плюс коммунистам, они начнут проявлять большую оппозиционность, мобилизуют протестную публику. Сейчас для КПРФ главное – это раскрутить «дело Грудинина», доказать, что он реально опасен для власти, а потому-то власть так жестко с ним и борется», – сказал Куртов. Глава Политической экспертной группы Константин Калачев пояснил, что, конечно, теперь есть повод для КПРФ радикализироваться, причем «не только в требовании возвращения кандидата, но и во всем остальном». Так что «преследование Грудинина – это во многом подарок для КПРФ, поскольку это доказывает ее статус главной оппозиционной партии». Но многое будет зависеть от того, как КПРФ разыграет полученную карту: «Будут ли левые говорить только об истории и о прошлом или начнут наконец говорить о дне сегодняшнем и будущем, поднимать актуальную повестку. В любом случае пока не КПРФ, а власть теряет очки. Все это приведет к тому, что за КПРФ все больше будут голосовать рассерженные горожане, то есть протестный электорат, не разделяющий левую идеологию». В общем, Грудинин не получит свой мандат, но рейтинги партии вырастут за счет сочувствующих, а вот насколько – «это уже вопрос использования протестной повестки во время кампании».