Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

Павел Дорохин: «Росплан и бюджет развития России»

В Государственной Думе состоялся круглый стол на тему «Законодательное обеспечение формирования бюджета развития Российской Федерации на 2022-2025 годы». Перед участниками форума выступил секретарь ЦК КПРФ, депутат Государственной Думы П.С. Дорохин. Предлагаем Вашему вниманию его выступление.

Пресс-служба секретаря ЦК КПРФ П.С. Дорохина
2021-02-16 16:23
Дорохин Павел Сергеевич
Секретарь ЦК КПРФ
Дорохин
Павел
Сергеевич
Секретарь ЦК КПРФ
Персональная страница

Экономическая и, соответственно, социальная ситуация в России последовательно ухудшается. В частности, ВВП страны по итогам прошлого года упал более чем на 3 процента, а, ранее, в более спокойное время, если и рос, то в пределах статистической погрешности. Кстати, напомню о существовании такого документа, как «Стратегия-2020». Среди прочего он предполагал увеличение ВВП на 37-38 процентов, доходов населения - более чем наполовину. Однако ни эти, ни другие цели достигнуты не были.

Сейчас наше правительство пытается реализовать так называемый «Единый план по достижению национальных целей». Оно же безуспешно воплощало в жизнь так называемые «национальные проекты». Считаю, основополагающая причина хронических неудач кабинетов Медведева и Мишустина - это отсутствие в структуре исполнительной власти единого центра индикативного стратегического планирования. Без такого центра экономика и социальная сфера будут продолжать рассыпаться, низводя современную нам Россию, когда-то - всего полвека назад - бывшую одной из самых могущественных держав планеты, до уровня стран третьего мира.

Катастрофу надо предотвратить, и сейчас расскажу, каким именно образом. КПРФ постоянно заявляет о необходимости возрождения Государственного планового комитета Совета Министров СССР, или Госплана. Кстати, в прошлом году в России как-то незаметно отпраздновали столетие ГОЭЛРО - прообраза Госплана. В 2023-м можно будет отпраздновать и вековой юбилей самого комитета.

Чем же вошёл в историю Госплан? Он стоял за успехами первой и последующих пятилеток, форсированным превращением России в промышленно развитую державу мирового уровня. Страна была электрифицирована, насыщена заводами, причём одним из фокусов было развитие машиностроения, быстро обеспечившего нас собственными тракторами, комбайнами и так далее. Причём Госплан преуспел в этом после разрушительной гражданской войны, а теперь может преуспеть после разрушительных либеральных «реформ». При комитете были реализованы уникальные проекты - «великие стройки коммунизма». Также Госплан проявил себя в деле восстановления страны после Великой Отечественной войны. А далее - позволял Советскому Союзу на равных конкурировать со стратегическими противниками в самых разных сферах, вплоть до космической.

Однако СССР не только конкурировал, но и обогащал другие страны передовым опытом. После того, как наша страна показала другим государствам преимущества стратегического планирования, соответствующие структуры начали появляться в органах их управления. Например, они есть в составе правительств США, КНР, Японии, Франции, Индии и так далее. Более того, действуют подобные органы и в транснациональных корпорациях - как правило, за них отвечает департамент стратегического планирования.

Но в России после развала СССР столь эффективная структура была, к сожалению, уничтожена. И что же случилось после того, как Госплан был ликвидирован? Мы потеряли десятки тысяч предприятий, плотно подсели на импортную иглу и теперь закупаем за границей не только готовую продукцию, но даже технологии. Ряд наших отраслей - станкостроение или семеноводство - был практически полностью разрушен, а другие - например, микроэлектроника - так и не получили должного развития, как то удалось Китаю. Ещё одно следствие уничтожения стратегического планирования - многочисленные непродуманные «реформы», от пенсионной до мусорной, от «монетизации льгот» до увеличения НДС и вплоть до «оптимизации» медицины, из-за чего коронавирус оказался для России тяжелейшим испытанием.

Отдельно оговорюсь, что в нашей экономике всё же есть успешная индустрия - это ВПК. Однако он во многом живёт ещё по советским правилам, в том числе и, ведя стратегическое планирование своей деятельности, а, значит, служит живым уроком того, как надо вести работу в экономике.

Надо сказать, что некоторые шаги нашего правительства говорят о том, что там всё же осознают необходимость существования Госплана. Так, в конце ноября премьер объявил о реформе пресловутых «институтов развития», однако, сказав «А», забыл сказать «Б» и возродить плановый комитет. Который и являлся в СССР тем самым институтом развития.

При этом, что интересно,  к возрождению Госплана уже практически всё готово. Первое - есть правовая инфраструктура в виде «Закона о стратегическом планировании». Второе - есть и организационная инфраструктура в виде Министерства экономического развития. Третье - есть экспертиза КПРФ, ведь мы знаем, как работал плановый комитет, и помним, чего он добился.

А раз всё готово, пора запускать процесс восстановления Госплана и браться за восстановление нашей экономической мощи. Итак, что делать? В развитие «Закона о стратегическом планировании» президент своим указом создаёт госкомитет по стратегическому планированию при правительстве с куратором в ранге вице-премьера. И структура, и куратор наделяются широкими полномочиями по контролю за работой министерств, ведомств, госкорпораций. Базой для создания госкомитета становится Минэк, статус которого меняется - теперь оно будет заниматься не оценками того, что происходит, а прогнозированием, планированием и контролем за реализацией стратегических программ. При этом внутренняя структура министерства будет изменена: большая часть департаментов начнёт заниматься планированием и контролем, оставшаяся - прогнозированием и мониторингом.

Здесь отмечу, что советский Госплан первое время своей работы занимался наблюдением, анализом ситуации, обобщением ранее разрозненных массивов информации. Затем, когда экономика и её потенциал были максимально подробно изучены, комитет приступил к вёрстке программ развития государства, их запуску на земле и контролю за осуществлением научно просчитанных стратегий.

В Советском Союзе Госплан был суперведомством, с суперполномочиями и суперпрофессиональным кадровым составом, в помощь которому полагались лучшие силы академического сообщества. На контрасте - в современной России правительство представляет собой набор самостоятельных игроков, конкурирующих друг с другом за бюджеты. Как итог, в современной России появляются мертворожденные «национальные проекты» без шансов на реализацию, а в СССР конструировались, если говорить словами Сталина, «не планы-догадки, а планы-директивы». Уверен, только с помощью Госплана упомянутый «Единый план-догадка по достижению национальных целей» станет настоящим «планом-директивой».

В заключение напомню одну фразу великого Альберта Эйнштейна: «Несомненно, когда-нибудь наступит день, когда все нации будут благодарны России за то, что она, несмотря на величайшие трудности, продемонстрировала практическую осуществимость планового хозяйства».

Как видно, нации не только благодарны России, но и удачно переняли её опыт стратегического планирования. Не надо быть эйнштейном, чтобы понять, что теперь плановое хозяйство жизненно необходимо нашей стране.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.