Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

Доклад В.И. Кашина на совместном заседании Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам и Министерства сельского хозяйства Российской Федерации

Доклад заместителя Председателя ЦК КПРФ, Председателя Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, академика РАН В.И. Кашина на совместном заседании Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам и Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.

В.И. Кашин
2020-09-24 19:22 (обновление: 2020-09-24 20:49)
Кашин Владимир Иванович
Заместитель Председателя ЦК КПРФ, академик РАН, Председатель Комитета Госдумы по аграрным вопросам
Кашин
Владимир
Иванович
Заместитель Председателя ЦК КПРФ, академик РАН, Председатель Комитета Госдумы по аграрным вопросам
Персональная страница

 

23 сентября 2020 г.

г.Москва

Зал коллегии МСХ

 

Уважаемый Дмитрий Николаевич! Уважаемые товарищи!

От имени Комитета хочу всех вас, кто работает в нашем центральном штабе – Министерстве сельского хозяйства, а также в структурах, без которых невозможно динамичное развитие АПК, поблагодарить за продуктивную совместную работу!

Для нас, как депутатов, одной из основных задач является законотворчество. Люди ждут от нас законов, которые положительно повлияют на их благосостояние и уровень жизни. Поэтому вначале хочу остановиться на вопросах законотворчества.

В рамках осенней сессии перед нами стоит цель принять не менее 11 законодательных инициатив, 9 из которых подготовлены депутатами и две – Правительством Российской Федерации. Еще два правительственных законопроекта должны быть скоро внесены в Государственную Думу.

Все эти законопроекты очень важны, поскольку решают актуальные вопросы развития АПК – обеспечивают развитие добычи водных биологических ресурсов, зернового хозяйства, пчеловодства, совершенствуют подходы к налогообложению и оказанию господдержки сельхозтоваропроизводителям, регулированию систем закупки племенного скота, карантина растений, обращения с пестицидами и агрохимикатами, и т.д.

Мы должны сохранить взятый темп и все эти законопроекты принять до конца года. Это наш общий ориентир.

Второе важнейшее направление нашей совместной работы лежит в плоскости стратегического планирования, эффективной реализации наших уникальных государственных программ. При этом нам необходимо в период осенней сессии выполнить все поручения, закрепленные в решениях госсовета и постановлениях Государственной Думы.

Госпрограмма развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Не смотря на то, что на отрезке 2017-2019 годов прослеживается рост ее фактического финансирования из средств федерального бюджета, по сравнению с исходным паспортом все же складывается 288 млрд. рублей дефицита. В этой связи, для выравнивания финансового баланса, мы должны на 2021 год найти в бюджете на цели ее реализации не менее 371 млрд. рублей с тем, чтобы к 2025 году плавно выйти на стратегический бюджет АПК в 500 млрд. рублей, вернув накопленные долги крестьянству.

От этого, без преувеличения, зависит жизнь всего агропромышленного комплекса. Чтобы это понять, достаточно взглянуть на уровень энерговооруженности наших хозяйств, состояние логистической инфраструктуры, и т.д.

Когда мы видим, что в среднем по России всего по 2 комбайна приходится на 1000 гектар, то понимаем, какие потери урожая и другие издержки это за собой влечет. Без укрепления госпрограммы нам не выйти на решение стратегически задач обеспечения продовольственной безопасности.

Есть научно обоснованные нормы нагрузки на технику, и недаром в успешных экономиках энерговооруженность сельского хозяйства стараются поддерживать на должном уровне, внедряя при этом и новые технико-технологические приемы производства сельскохозяйственной продукции. Россия же находится в этом ключе на очень слабых позициях, отставая и от Белоруссии, и от Казахстана, и, тем более, от США, Канады, Германии и др.

Мы должны понимать, что каждый миллиард, выбитый на госпрограмму развития сельского хозяйства, отражается на реальной жизни фермера, СПК, в целом агропромышленного комплекса.

Далее – Госпрограмма «Комплексное развитие сельских территорий». Она для нас особенно важна, поскольку является по существу единственным механизмом, способным не допустить кадрового дефицита в отрасли.

Эту государственную программу мы с вами вместе с таким трудом отрабатывали, много лет шли к тому, чтобы убедить руководителей политических фракций, Председателя Государственной Думы, Председателя Правительства в необходимости ее принятия, и получить их поддержку.

Мы выверили с точки зрения достаточности и расписали по годам объемы ее финансирования. Каждый сельский житель должен увидеть заботу государства о нем через улучшение условий жизни, социально-экономический подъем сельских территорий. Ведь деревня - берегиня нашей Родины и должна развиваться ради жизни страны, ради людей. И когда нам не находят в бюджете каких-то 50 млрд. рублей на эти цели, то возникает просто недоумение. Тем более, что у нас есть два постановления Государственной Думы, в которых мы черным по белому записали, что исходное финансирование этой программы должно быть восстановлено.

И третья госпрограмма – эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации, которая должна быть утверждена в ближайшее время.

 

Сразу хочу сделать оговорку, что речь мы должны вести о вовлечении сельскохозяйственных земель не просто в оборот, а в севооборот, поскольку только через увеличение посевного клина на 40 млн. га нам удастся выполнить поручение Президента Российской Федерации о доведении экспорта продукции АПК к 2024 году до 45 млрд. долл. США.

К сожалению, проектное финансирование этой госпрограммы, по сравнению с первоначальной редакцией, уже сократилось с 1,4 трлн. на 400 млрд. рублей. В этой связи хочу отметить, что сдавать позиции недопустимо. Земли будут вводиться в сельхозоборот только в том случае, если наши хозяйства будут убеждены в поддержке государства, через достойное финансирование увидят заинтересованность в решении этой большой задачи.

Что касается тех многих вопросов, которые мы с вами системно отрабатываем на направлениях увеличения несвязанной поддержки, КАПЕКСов, и др., я убежден, что мы в силах их решить. Тут нет вопросов и опасений, поэтому далее я хочу заострить внимание на вещах стратегических.

Личные подсобные хозяйства и увязка их развития с программой комплексного развития сельских территорий.

Взгляните, сколько продукции у нас производится в ЛПХ: четверть продукции растениеводства и треть продукции животноводства! На отдельных направлениях ЛПХ дает больше половины валового производства – это картофель, плодовые, мясо КРС, мед. Молока - 39%!

Мы видим, какой здесь заложен резерв, но его реализации государство ни как не способствует, никакой государственной поддержки эта важнейшая категория хозяйств не получает. И даже наоборот, за последние годы они испытали серьезные лишения, когда, к примеру, в угоду крупным свинокомплексам в рамках борьбы с АЧС не проводили профилактических мероприятий в подсобных хозяйствах населения, а под нож пустили поголовье свиней.

В этой связи, уважаемые товарищи, используя механизмы наших государственных программ, совершенствуя законодательное регулирование, нам надо сделать все для того, чтобы поддержать развитие подсобных хозяйств населения. Граждане могли бы получать молодняк, корма, саженцы, семена, удобрения, а главное – получить возможность реализовать произведенную за счет этого продукцию по хорошей цене через системы сельскохозяйственной кооперации, заготовительные и сбытовые кооперативы. Личные подсобные хозяйства должны быть эффективно вписаны в систему товарного производства. Но работа на этом направлении пока что ведется слабо и бессистемно.

И еще одну тему важно заострить. Очень тяжелая ситуация складывается с плодородием почв.

Мы не раз обращали на это внимание.

При том, что больше 60% почв на пашне либо слабогумусированные, либо с гумусом ниже минимального, так еще и воднофизические свойства почв вызывают большую тревогу. У нас либо глыба, либо пыль - страдает структура почвы.

В этом ключе отсутствие должного севооборота, отсутствие должного внимания науки к этой проблеме может привести к очень серьезным, плачевным результатам.

Я убежден, что ни фундаментальные, ни прикладные исследования не должны проводиться нашими научными организациями без согласования с Министерством сельского хозяйства. Мы должны создать такую систему организации научных исследований, в которой задание будет исходить от Минсельхоза. Это касается и создания новых сортов, и производства семян, и всего, что связано с почвенным плодородием. У нас еще сохранились мощные институты соответствующего профиля, но они подвязаны в более крупные структуры, как никому не нужные подразделения. И этот вопрос нам предстоят также решать.

Вот на этих направлениях, уважаемые товарищи, я бы хотел заострить внимание сегодня, и в заключение еще раз выразить удовлетворение от нашей совместной работы со всеми подразделениями Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. Позиция Министра, его установка на выработку конструктивного взаимодействия, а также инициативность и слаженная работа депутатов Комитета, способны принести большую пользу!

Спасибо!

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.