Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa Новая версия

Выступление Л.И. Калашникова на парламентских слушаниях 12 февраля

Выступление Леонида Калашникова 12 февраля 2020 года на парламентских слушаниях Комитета Государственной Думы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками на тему: "О путях реализации стратегической задачи по увеличению количества иностранных граждан, в том числе соотечественников, обучающихся в российских образовательных организациях высшего образования за счёт бюджета Российской Федерации":

Пресс-служба фракции КПРФ в Госдуме
2020-02-13 19:28
Калашников Леонид Иванович
Калашников
Леонид
Иванович
Персональная страница

- Коллеги, мы начинаем парламентские слушания "О путях реализации стратегической задачи по увеличению количества иностранных граждан, в том числе соотечественников, обучающихся в российских образовательных организациях высшего образования за счет бюджета Российской Федерации".

Позволю себе начать в этой связи с небольшого доклада. И затем мы приступим к обсуждению наших рекомендаций.

Коллеги, задача, о которой я сказал, открывая наши слушания, была поставлена Президентом Российской Федерации в 2018 году. Тем не менее, на 170 стран мира в этом году выделяется квота на обучение – лишь 15 тысяч иностранных граждан, что явно не соответствует международной роли и гуманитарной силе Российской Федерации.

24 апреля прошлого года на заседании Совета законодателей мы с моими коллегами поставили вопрос перед Президентом Российской Федерации об увеличении этой квоты до 70 тысяч человек. Он полностью поддержал наш подход и дал поручение Председателю Правительства Российской Федерации рассмотреть вопрос об увеличении в два раза хотя бы, минимум в два раза, указанной квоты.

При рассмотрении федерального бюджета Государственная Дума также поставила задачу проработки вопроса о выделении необходимых дополнительных ассигнований.

Вместе с тем, проблема не только в увеличении квоты, но и улучшении отбора обучающихся, структуры курсов, повышения качества обучения, исходя из внешнеполитических интересов России.

Сразу хочу подчеркнуть, что многое делается, особенно в целях отбора наиболее талантливых абитуриентов, которые затем принимаются на работу в Российскую Федерацию. Этому способствуют принятые Государственной Думой поправки в закон "О гражданстве Российской Федерации", упрощающие для иностранцев-выпускников российских вызов получения вида на жительство и гражданства Российской Федерации.

В то же время задача продвижения через мягкую силу интересов Российской Федерации за рубежом в ходе сложившейся системы подготовки магистров и бакалавров за счет бюджета в российских вузах отодвигается всё-таки на второй план. Поэтому, несмотря на отмеченные положительные стороны, сложившаяся система имеет ряд существенных недостатков.

Первый я бы отметил. Количество выделенной квоты на все страны мира, 15 тысяч человек, в том числе, 3,5 тысячи для постсоветского пространства, не соответствует международной роли и гуманитарной силе Российской Федерации.

Для сравнения. Польша выделяет 10 тысяч мест только для граждан Белоруссии, а Румыния - 5 тысяч мест только для Молдовы.

Второе. Выделенная квота в части граждан дальнего зарубежья систематически в полной мере не заполняется из-за отсутствия бюджетных средств на проезд в Российскую Федерацию, недостаточного знания русского языка и других проблем. При этом оперативного перераспределения мест в пользу стран СНГ не происходит. Грубо говоря, вот эти 15 тысяч мест, они на весь мир веером рассылаются. Кто-то не доехал, кто-то действительно не имеет средств для того, чтобы доехать. А потом мы здесь, рассматривая бюджет, слышим от представителей Министерства образования и Министерства финансов о том, что квота не выбирается. При этом Министерство образования и Россотрудничество на "голубом глазу" говорят о том, что нас 15 тысяч мест вполне устраивает. Все 20 с лишним лет стоит одна цифра. Вот так правительство и учреждения эти работают, а потом ещё и утверждают, что их это устраивает, что устраивает эта цифра, она их удовлетворяет с точки зрения того, что все потребности заполняются и выполняются.

Третье. При формировании контингента обучающихся достаточно полно учитываются внутренние потребности Российской Федерации, в то же время слабо решается задача продвижения интересов Российской Федерации за рубежом, особенно в странах СНГ.

Следующее. Я бы хотел отметить, что недостаточно учитывается потенциал ведущих вузов России, а именно, МГУ, Санкт-Петербургского госуниверситета, МГИМО, РУДН и других в обучении заинтересованных именно в этих столичных вузах представителей национальных элит, особенно стран СНГ, ориентация их на евразийскую экономическую интеграцию.

Представители национальных элит ведущих общественных и политических сил, бизнес-структур стран СНГ в основном обучаются в известных университетах Запада, и конкурировать с ними, конечно, могут только вузы Москвы и Санкт-Петербурга.

В понедельник я встречался с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым, он придает большое значение обучению в школах на русском языке, высоко ценит наше высшее образование. Безусловно, играет положительную роль его обучение и работа в МГИМО.

Два председателя Евразийской экономической комиссии Саркисян и Мясникович прошли школу Санкт-Петербургского экономического университета.

Однако с каждым годом в руководстве стран СНГ доля выпускников российских вузов уменьшается, и не только, кстати говоря, стран СНГ. Вот, когда я задавал этот вопрос 24 апреля прошлого года президенту Владимиру Владимировичу Путину, я как раз прилетел из Вьетнама. А вот во вьетнамском руководстве половина, пожалуй, чуть меньше, уже разговаривают на русском языке руководители министерств, ведомств, тем более руководитель партии и президент теперь в одном лице. Однако молодежь, которая приходит на смену этим руководителям, конечно, уже не владеет русским языком еще и потому, что этому не уделяется внимание, именно – работа с элитами.

Кстати, с элитами работал, вот Вячеслав Алексеевич лучше меня знает, целый сектор ЦК КПСС, ну, читай, сегодняшняя Администрация Президента Российской Федерации работала вот как раз с элитами, с их детьми для того, чтобы, в том числе, и решать эту задачу мягкой силой, как это сегодня называется.

Далее. Требует совершенствования специализация приграничных российских вузов, таких как Донской государственный технический университет, Астраханский государственный университет, Дагестанский госуниверситет, Омский и другие в качестве опорных для подготовки кадров для сопредельных стран, в том числе соотечественников.

Отсутствует также практика привлечения к формированию контингента обучающихся и программных обучений в рамках квоты политических и общественных структур зарубежных стран, ориентированных на сотрудничество с Россией.

За рубежом массовую подготовку политически мотивированных специалистов для стран мира, в том числе СНГ, осуществляют частные и партийные фонды Сореса, Конрада Аденауэра, Вилли Брандта и других, аналогов которым в Российской Федерации нет. Мы могли бы привлекать для этого, в том числе и политические структуры, партии, которые, в общем, к России относятся достаточно положительно и, мне кажется, одного отбора в рамках Россотрудничества тут явно недостаточно.

Недостаточно участвуют в подготовке высококвалифицированных кадров для зарубежных стран российские бизнес-структуры, ведущие корпорации, банки, которые, с учетом своих коммерческих интересов в зарубежных странах, могли бы сверх квоты, дополнительно финансировать обучение иностранных граждан, в том числе соотечественников российских вузов.

Не предусмотрены меры по обязательному возвращению обучающихся в свои страны. Кстати, вот обучающиеся в Румынии молдавские граждане, обязаны возвратиться и отработать три года в Молдавии.

Не налажен мониторинг деятельности выпускников российских вузов за рубежом. С 2015 года не проводится обучение граждан Украины, за исключением ДНР и ЛНР, где такое обучение наиболее актуально.

Миллионы украинцев, несмотря на антироссийскую пропаганду, приезжают на работу в Россию. Больше всего их приезжает. У меня нет сомнений в том, что и желающих обучиться, в том числе за наши бюджетные деньги, найдется на Украине сегодня таких тысячи. Вопрос в том, как это сделать, как их отбирать?

На наши слушания выносится для дискуссии проект рекомендаций, в котором предлагается Правительству России усилить координирующую роль МИДа по формированию контингента иностранных обучающихся, структуру специальностей учебных курсов. Это прямо вытекает из утвержденной президентом концепции внешней политики, где МИД определен ее координатором. Именно МИД может координировать подготовку иностранных кадров в рамках квоты в России с работой русских школ и вузов за рубежом.

Увеличить в этих парламентских слушаниях предлагается в 2021-2022 годах количество обучающихся иностранных граждан, в том числе соотечественников за счет бюджета Российской Федерации, далее называть будем ее квотой, в два раза, до хотя бы 30 тысяч человек с перспективой дальнейшего увеличения.

При этом в первую очередь учитывать необходимость увеличения обучающихся из стран СНГ, в том числе и представителей национальной элиты, политических и общественных структур, ориентированных на сотрудничество с Россией, а также с соотечественниками. Доля СНГ, Грузии, Абхазии и Южной Осетии в квоте должна составлять 40-50 процентов.

В рамках общей квоты на 30 тысяч человек, целесообразно предусмотреть ежегодные выделения бюджетных ассигнований федерального бюджета Минобрнауки России для оплаты однократного проезда к месту обучения и обратно средствами авиационного и железнодорожного транспорта, приобретения полиса добровольного медицинского страхования и выплаты государственной стипендии в размере не ниже уровня минимального прожиточного минимума в среднем по России для 3-х тысяч иностранных граждан. Этих иностранных граждан надо отбирать с учетом разных критериев.

Первое, по итогам международных и российских олимпиад и конкурсов. Второе, с учетом предложений политических и общественных сил, ориентированных на сотрудничество с Российской Федерацией. Третье, организации соотечественников за рубежом. Четвертое, проживающих в наименее развитых странах по классификации Организации Объединенных Наций.

Уважаемые коллеги, в наших слушаниях участвуют разные организации, имеющие отношение, прежде всего, к образованию, депутаты Государственной Думы, представители Администрации Президента, Правительства Российской Федерации. Я думаю, что мы сейчас хорошо, внимательно и эффективно с вами поработаем и после этого примем наши рекомендации.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.