Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa Новая версия

М.В. Щапов выступил на пленарном заседании Государственной Думы

12 ноября на пленарном заседании Государственной Думы от имени фракции КПРФ выступил депутат М.В. Щапов. Предлагаем вашему вниманию текст его выступления.

Пресс-служба депутата Государственной Думы М.В. Щапова
2019-11-12 13:22
Щапов Михаил Викторович
Щапов
Михаил
Викторович
Персональная страница

- Уважаемые коллеги!

На следующей неделе Государственная Дума будет обсуждать во втором чтении бюджет страны на ближайшие годы.

За последние два месяца было много критики в адрес нашего главного финансового документа.

Позиция нашей партии была изложена в развернутой статье Геннадия Андреевича Зюганова, опубликованной в газете «Правда». Также он представил ее в ходе обсуждения первого чтения бюджета.

Я не буду повторяться и хочу остановиться на одной конкретной, сквозной для всего бюджета проблеме, которая ярко характеризует тупик, в который постепенно заходит правительство в своей бюджетной политике.

Проблема следующая. Мы фиксируем уже заложенное при формировании бюджета систематическое неисполнение обязательств государства перед гражданами.

Буквально вчера, Счетная палата привела шокирующие цифры: 1 триллион рублей может составить объем неисполненных расходов бюджета в 2019 году.

Эта сумма постоянно растет. По итогам 2016 года неисполненные расходы составляли 220 млрд рублей, а в 2018 году – уже почти 800 млрд.

То есть из года в год мы наблюдаем, как наше правительство с полным пониманием последствий не выполняет взятые государством обязательства перед людьми.

При этом каждый год формируется список новых целей и задач, которые уже на этапе планирования выглядят как невыполнимые.

Вот буквально несколько конкретных примеров невыполнения уже взятых на себя обязательств.

Специально привожу примеры из самых разных отраслей, чтобы было понятно, что проблема носит системный характер.

Пример первый.

Предоставление жилья для выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним.

В бюджете 2020 года на исполнение этого обязательства заложено 5 млрд рублей.

На данный момент в очереди все еще стоит 190 тысяч семей и большинство из них ждут уже 15 лет.

Чтобы закрыть вопрос нужно 473 млрд рублей. Но, при текущем финансировании последняя семья в очереди получит жилье почти ЧЕРЕЗ СТО ЛЕТ!

Мы с вами поднимали этот вопрос уже много лет. Депутатами многократно вносились поправки об увеличении финансирования.

В прошлом году, при принятии бюджета Госдума поручила Правительству принять меры по решению этой проблемы.

Год прошел, снова обсуждаем бюджет, но никаких предложений мы не видим.

Самое печальное, что количество людей в очереди снижается по естественным причинам – люди просто не доживают. И если на это рассчитывает правительство, то это очень цинично и согласиться с этим нельзя.

Второй пример.

Жилье для ветеранов боевых действий.

По признанию самого же Правительства его до сих пор не получили больше 15 тысяч ветеранов, которые встали в очередь еще до 2005 года!

Люди, которые проливали кровь за страну, ждут исполнения государством своих обязательств больше 15 лет.

В бюджете на 2020 год на эти цели заложено 2 млрд рублей.

И, исходя из этого финансирования, ветераны будут ждать жилье еще шесть лет.

То есть последний человек в этой очереди получит несчастные 18 квадратных метров через 20 лет после постановки в очередь.

Это постыдная ситуация.

Третий пример.

Субсидия на компенсацию малоимущим по взносам на капремонт.

В большинстве регионов эта субсидия финансируется федеральным центром лишь на 50% от необходимого.

Остальное из своих средств из года в год вынуждены доплачивать регионы.

Четвертый пример.

Санаторно-курортное лечение для ветеранов и инвалидов.

Средства на него должны выделяться через фонд социального страхования. В 2020 году на это заложено 5,5 млрд рублей. Однако этих денег хватает менее чем на 40% путевок.

В итоге ветераны войны и боевых действий, инвалиды, дети-инвалиды вынуждены ждать своей очереди по 4-5 лет.

Это позорная и бездушная практика, которую необходимо прекратить.

Для этого нужно увеличить финансирование в четыре раза. Это не такие большие деньги – дополнительно 15 млрд рублей – но это позволит прекратить унижение стариков и инвалидов.

Пятый пример касается лесной отрасли.

На нем я бы хотел остановиться подробнее, так как он позволяет наглядно увидеть, как федеральные чиновники манипулируют методиками расчета, чтобы вполне законно недофинансировать эти обязательства.

Буквально на прошлой неделе мы с коллегами разбирались с тем, почему на охрану, восстановление и тушение лесов выделяется так мало средств.

По лесным регионам объем финансирования не доходит даже до 30% от необходимого.

Результат такой политики: растущая с каждым годом площадь лесных пожаров, и объемы незаконной рубки.

По итогам анализа, проведенного Счетной палатой, профильным комитетом по природным ресурсам, экспертами, депутатами удалось разобраться, в чем причина такого огромного недофинансирования.

Все, что касается охраны и сохранения лесов у нас в стране должно финансироваться из федерального бюджета.

Деньги выделяются в виде четырех субвенций. Их объем рассчитывается на основе методики, принятой еще в 2006 году.

Однако, анализ методики показывает ее полное несоответствие цели сохранения лесов.

Во-первых, часть лесов просто не учитывается.

Леса в нашей стране делятся на эксплуатационные, защитные и резервные.

Резервные леса – это леса, которые не планируется вводить в хозяйственный оборот в ближайшие 20 лет. Таких лесов много. В частности в Иркутской области и Красноярском крае их 27%, а в Якутии - 50%.

Так вот, в методике расчета федеральной субвенции резервных лесов просто нет.

Деньги на их охрану, восстановление, тушение пожаров не выделяются.

Получается странная математика: раз не собираемся пилить, значит не надо и тушить.

Во-вторых, не учитывается тот факт, что в лесных регионах разные леса находятся в разных зонах доступности.

Есть леса, отнесенные к зоне наземного контроля, а есть – к зоне лесоавиационных работ. В последних доехать по земле на пожар не получится - только долететь. В Иркутской области, например к этой зоне отнесено 74% лесного фонда, а в Красноярском крае - вообще 95%.

В зоне лесоавиационных работ потушить лесной пожар стоит в среднем в 20 раз дороже, чем в зоне наземного контроля.

Но в методике эта разница никак не учитывается.

Более того, большая часть резервных лесов и лесов в зоне лесоавиационных работ – это те самые пресловутые «зоны контроля», где тушить лесные пожары экономически нецелесообразно, как недавно выяснила широкая общественность.

Сейчас обсуждается вопрос об отмене «зон контроля», что очевидно должно повлечь многократное увеличение затрат на тушение пожаров.

Но в бюджете на ближайшие годы в связи с этим дополнительных средств не предусмотрено. А я напомню, что в зоне лесоавиационных работ потушить пожар стоит в 20 раз дороже. Откуда появятся средства на тушение пожаров при отмене «зон контроля»? От регионов? Но у них этих денег нет.

В-третьих, не учитываются текущие затраты на охрану и тушение лесов.

В этом году восстановлена закупка лесопожарной и лесопатрульной техники для регионов. На эти цели выделяется более 3 млрд рублей.

Это хорошая инициатива – наличие пожарно-химической станции в лесничестве снижает количество пожаров в разы.

Но проблема в том, что на ГСМ и запчасти деньги не предусмотрены. В методике расчета субвенции из федерального бюджета просто нет таких позиций. Правительство действует по принципу: мы вам технику дали, а на чем она будет ездить, и чем вы ее будете ремонтировать - сами разбирайтесь.

В итоге в самые горящие годы в некоторых лесных регионах техника встает без горючки уже в июне.

Наконец, в-четвертых, у нас просто не хватает людей.

Численность лесных инспекторов по штату должна составлять более 40 тысяч человек. В реальности - 20 тысяч. Или 50% от необходимого.

В лесных регионах на инспектора приходится до трехсот тысяч гектар лесов.

Лесопатрульной техники на всех не хватает.

Зарплаты: 15-20 тысяч рублей.

Отсюда, во-первых, плохой контроль за пожарной обстановкой. А как ее можно контролировать, если на одного инспектора приходится квадрат 50*50 километров, а машины нет? Пешком такую территорию за день не обойдешь.

Во-вторых, коррупция. Давайте смотреть объективно: за 15 тысяч рублей с риском для жизни никто по лесам за бригадами "черных лесорубов" бегать не будет. Скорее вопрос в другом: как долго человек в этой ситуации будет бороться с соблазном принять первую взятку?

Тут все как с армией. Если мы не кормим свою армию лесных инспекторов, значит, будем кормить армию тех, кто занимается незаконной рубкой.

Но, несмотря на объективную ситуацию, вместо того, чтобы решать эти проблемы, несколько лет подряд федеральные чиновники искали виноватых в плохой работе лесного комплекса среди своих региональных коллег.

Так, например, на Иркутскую область и лично на губернатора Левченко по проблемам лесной отрасли было вылито невероятное количество грязи. И это несмотря на то, что регион сокращает незаконную рубку, первым в стране запустил проект чипирования леса, увеличил в разы налоговые поступления от отрасли.

Теперь становится понятно, что это были лишь неумелые попытки переложить ответственность с больной головы на здоровую, чтобы не решать настоящую проблему: хроническое недофинансирование отрасли.

Усилиями депутатов проблема недофинансирования отрасли была вскрыта и полностью проанализирована.

На прошлой неделе, на совместном заседании комитетов по бюджету и налогам и по природным ресурсам мы достигли договоренности о том, чтобы изменить методику расчета субвенций. Сделать это нужно очень срочно: до марта 2020 года, чтобы успеть в корректировки бюджета. В противном случае в следующем году леса снова будут гореть.

Но это лишь пример одной методики расчета по обязательствам государства. И только по одной мы вскрыли массу недоработок и проблем. А таких методик десятки и сотни.

На примере ситуации в лесном комплексе хорошо видны причины, по которым правительство не выполняет обязательства перед нашими гражданами.

Это несовершенство методик расчетов, невнимание к проблемам, бюрократизм, непонимание жизни в регионах.

Считаю, что для начала необходимо определиться с принципиальной позицией. Обязательства государства перед гражданами должны исполняться в полном объеме и в разумные сроки.

Доверие людей – главный капитал государства. Он дороже резервных фондов, стратегических планов, госпрограмм и национальных проектов.

Необходимо его возвращать.

Для этого необходим полный анализ исполнения всех обязательств государства перед гражданами и анализ методик расчета затрат на исполнение этих обязательств.

Он должен проводиться с привлечением аудиторов Счетной палаты, правоохранительных органов, органов власти регионов, экспертов, депутатов.

В противном случае наше государство продолжит не выполнять обязательства перед своими гражданами, никакого доверия между ними и органами власти не будет, и при первых же серьезных экономических и бюджетных проблемах мы столкнемся с сильнейшим кризисом доверия в стране.

Спасибо за внимание!

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.