М.Ю. Авдеев выступил на правительственном часе в Государственной Думе
9 октября 2019 года Государственная Дума заслушала информацию заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.Л. Мутко "О мерах Правительства Российской Федерации по реализации национального проекта "Жилье и городская среда" в рамках исполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года №204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года". От фракции КПРФ выступил первый заместитель Председателя Комитета Государственной Думы по транспорту и строительству М.Ю. Авдеев.
Михаил
Юрьевич
- Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемый
Виталий Леонтьевич, коллеги!
Мы второй раз за этот год заслушиваем информацию
Правительства о реализации национального проекта «Жилье и городская среда» в рамках исполнения
Указа Президента №204 от 7 мая 2018 года.
Выйти к 2024 году на цифру строительства 120 млн. кв. метров жилья в год нам необходимо для
того, чтобы люди почувствовали качественное улучшение своих жилищных условий,
заботу государства о них, возможность купить жилье или построить самим,
воспользовавшись ипотекой, которую они реально, исходя из доходов семьи, смогут
погасить.
Объемы финансирования на
национальные проекты спланированы и предусмотрены. Но главное, как эти средства
эффективно освоить с максимальным результатом, чтобы, как сказал Президент, –
люди уже в этом году почувствовали улучшение своей жизни, а не где-то там
далеко, в далеком будущем. Наша страна огромная, но почти половина (48%)
возводимых многоквартирных домов
приходится на Москву с областью, СПб, Ленинградскую обл. и Краснодарский край,
там же и самый высокий уровень инвестиций в недвижимость. Три четверти населения страны живет в городах,
но, несмотря
на высокую потребность в улучшении
жилищных условий, уровень обеспеченности жильем в России остается ниже, чем в
большинстве стран Восточной Европы. Большинству девелоперов выгоднее строить в
больших городах, уплотняя застройку, лишая жителей зеленых насаждений,
усугубляя транспортные проблемы, и, тем самым, создавая социальную
напряженность. А в целом по стране, при таком раскладе, мы имеем отток населения из малых городов и
поселений и перспективу получить неуправляемые мегаполисы, непригодные для
жизни. Необходимо изменить психологию и чиновников, и строителей, и
архитекторов, найти баланс интересов и повернуться лицом к людям, для которых все
это строится.
Нужно строить жилье и создавать комфортную
среду проживания не только в двух столицах, но
и по всей России. Здесь нужно
отдать должное Правительству, которое в последнее время принимает необходимые
меры и по Дальнему Востоку, и по кредитной ставке для многодетных семей.
Надеемся, что это только начало. Тем более, что по информации ЦБ, позитивный
вклад в спрос на жилье вносит расширение
ипотечного кредитования, в следующем году оно должно вырасти на 20%, кроме того, в первые месяцы 2019 г. отмечалось
оживление кредитования банками строительных организаций после продолжительного
периода его сокращения. За 9 месяцев 2019 г. было выдано 782,7 тыс. ипотечных
кредитов на сумму 1,7 трлн. рублей.
Нельзя не отметить, что самые
пессимистичные прогнозы на ситуацию в
строительной отрасли в этом году не оправдались, видна положительная динамика
по вводу жилья - за восемь месяцев 2019 г. введено 42,2 млн. кв.м. (на 7,4%
выше показателя аналогичного периода 2018 года), и из них больше половины - индивидуальных жилых домов. По прогнозам
ЦБ, в более длительной перспективе распространение новой модели финансирования
жилищного строительства будет одним из важных факторов развития отрасли. По
цифрам видим, что наш народ в очередной раз проголосовал за малоэтажную
Россию, а не за небоскребы. Нужно больше внимания уделять этому сегменту.
Реализация национального проекта «Жилье и городская среда» невозможна без качественной законодательной
базы, ее правового и нормативно-технического обеспечения, мониторинга
правоприменения и исполнения принятых решений в единой системе на всех уровнях
государственной власти, федеральном и региональном с активной позицией
муниципальной администрации.
Нам необходим системный подход к формированию
градостроительной политики в Российской Федерации. Мы все помним задачи,
поставленные в майском указе Президента Российской Федерации, где в целях
формирования общей стратегии национальных проектов огромное внимание уделялось
совершенствованию института градостроительной деятельности.
Наша задача довести законы до стадии правоприменения, в том числе и с изданием
Правительством соответствующих нормативно-правовых актов.
Те изменения в
законодательство, которые к этому моменту приняты (151ФЗ, 283ФЗ) делают понятным подход к формированию территорий, нацелены
на регулирование вопросов, связанных с комплексным развитием территорий, с
редевелопментом промышленных зон в целях решения задач, поставленных в послании
Президента России, сформированных в Национальных проектах. Но эффект от указанных законодательных
инициатив будет достигнут только при условии принятия в кратчайшие сроки
подзаконных правовых актов, обеспечивающих открытую и ясную систему
правоприменения градостроительного законодательства на региональном и
муниципальном уровнях, включая разработку и утверждение методических
рекомендаций и соответствующих руководящих документов.
Перейдя на новую модель жилищного строительства,
переложив риски и ответственность на плечи финансовых организаций и
застройщиков, мы должны не обременять отрасль и не сокращать объемы строительства. Хотел
бы обозначить ряд моментов в законодательном обеспечении, по которым необходимо
в кратчайшие сроки принять меры:
Первое. Нам нужно в кратчайшие сроки привести нормативно-правовую базу, которая
определяется подзаконными актами, в т.ч. Постановлениями Правительства, приказами министерства и т.д. в соответствие
с современными требованиями. Мы должны четко понимать схемы территориального
планирования, генпланы территорий. Т.к. на это необходимы средства (зачастую
территории ссылаются на то, что у них просто нет денег, чтоб сделать это), нам
необходимо предусмотреть выделение
дополнительных средств, может быть в рамках рассматриваемого сейчас бюджета.
Все это должно быть в цифровом виде – чтоб кликнув на точку на карте, можно
было увидеть, что и где планируется, какая социальная инфраструктура
предусмотрена, какие инженерные сети подготовлены. Необходимо оптимизировать
систему и качество подготовки документов территориального планирования на
муниципальном уровне. До настоящего времени не упразднена двойная система определения разрешенного землепользования и
назначения категории земельного ресурса. Параметры функциональных зон в
документах необходимо дополнить характеристиками состояния жилищного фонда,
используя данные государственной информационной системы ЖКХ, постоянно мониторить актуализацию
стратегических документов территориального планирования в единой системе с
механизмом бюджетного планирования инвестиций под цели и задачи государственных
программ и проектов. Без этого развитие строительной отрасли тормозится.
Второе. Отрасль сейчас переходит на систему цифровой регистрации. Считаем необходимым расширять механизм так
называемой электронной регистрации при осуществлении регистрационных сделок с
недвижимостью, особенно при регистрации вновь возводимых жилых многоквартирных
домов.
Третье. Мы приветствуем усиление роли Корпорации Дом РФ в
вовлечении в оборот новых земельных участков. Проблема отрасли сегодня во
многом в том, что нет вовлеченных участков, строителям зачастую негде строить –
отсюда и уплотнение застройки и транспортная недоступность. Повсюду необходимо
применять нормы РНГП, за основу, как пример, можно взять нормативы Москвы или
Московской области. Мы должны понимать,
куда люди будут ходить в поликлинику, дети в школу, где жители района будут
проводить досуг. Если мы не будем распространять опыт крупных городов, где это
работает, на всю страну, то получим
массу понастроенных микрорайонов без социальной инфраструктуры и
социальное напряжение.
Четвертое. Необходимо
стимулировать строительство в регионах.
У нас есть ряд регионов, где на сегодняшний день стоимость кв.м. 30-35
тыс. это зачастую себестоимость или даже убыток, и люди в том регионе не имеют
нормального дохода, чтобы покупать жилье. Нужны меры по стимулированию
строительства в таких городах. Те меры,
которые предпринимает Правительство мы поддерживаем, но считаем недостаточными,
и призываем комплексно подойти и к снижению
ставки ипотеки для других категорий граждан.
Пятое. Что касается системы организации строительного
процесса. Мы сделали огромный шаг, совместно с Правительством, в плане прозрачности
строительного бизнеса. Однако многие меры по отчетности, подлежащей раскрытию застройщиками, считаем
избыточными, т.к. проверку застройщика при выдаче проектного финансирования
осуществляет банк, который предъявляет строгие требования к застройщику. Банк самый главный и строгий проверяющий,
иначе он не выдаст деньги, а мы создаем дублирующую систему. Мы знаем, что все
аккредитованные ЦБ банки имеют специалистов, которые живут на стройке и
контролируют каждый кирпич. Все это требует от
застройщика набора в штат сотрудников, которые должны на непрерывной основе
заниматься только раскрытием информации под угрозой штрафных санкций/приостановки
госрегистрации ДДУ. Давайте освобождать строителей от этого дублирования, мы снимаем
одни административные барьеры и возводим другие. Понятно желание некоторых
регионов контролировать процесс
строительства, может быть это иногда и оправдано, но давайте будем
контролировать, а не заставлять застройщиков
сдавать отчеты в 10 инстанций.
Здесь бы хотел упомянуть и ЗОС. В настоящее время, девелопер должен получать
заключение о соответствии (ЗОС) застройщика и проектной декларации требованиям
№214-ФЗ. Но если новостройка возводится на средства уполномоченного банка, а
деньги дольщиков защищены на эскроу-счетах, то требование о получении ЗОС
становится избыточным и тормозит выдачу кредитов, поскольку банки рассматривают
данный документ как одно из условий предоставления займа девелоперу. Считаем
разумным предложить отмену ЗОС в таких случаях на законодательном
уровне.
Исторический опыт нашей страны показывает, что в
трудные периоды нашего развития мы могли концентрировать свои силы и ресурсы,
чтобы идти к намеченной цели. И сегодня нам нужно идти тем же путем. Все, что мы делаем, мы должны делать не во
имя достижения каких-то призрачных целей, а для наших граждан - обеспечить их доступным и комфортным жильем, работой,
досугом, возможностью развиваться.
Возрождать малые города и строить индивидуальные дома для молодых специалистов в сельской местности, а для реализации
небольших строительных проектов, по мнению
многих экспертов, как нельзя лучше
подходит современная система проектного финансирования.
Хотел бы отметить погруженность строительного блока
Правительства в тему, многие вопросы,
возникавшие у строительного сообщества в июле, сняты, разъяснительная
работа ведется на хорошем уровне.
Уверен, что наша совместная работа позволит добиться необходимых результатов и выйти на показатели, обозначенные в национальном проекте «Жилье и городская среда» в рамках исполнения Указа Президента №204.