Валерий Рашкин: «Налоговая политика Минфина противоречит здравому смыслу»
Сегодня можно слышать две диаметральные оценки планов закрепления в НК РФ утилизационного и туристического сборов, а также отчисления операторов сети связи общего пользования. Первая – эмоциональная – это, мол, власть вводит сразу три новых налога. Такие заголовки новостей особенно часто встречаются в интернете. Это не совсем верно. Все-таки не налоги, а сборы, и не новые, а уже действующие.
Вторая – это, мол, вообще ничего не
происходит, просто государство систематизирует неналоговые платежи. И это не
совсем верно. По сути, государство закрепляет положение вещей, когда формально
сборы платят организации (а, исходя из определения сбора, содержащегося в НК
РФ, непосредственно на граждан эти сборы повесить проблематично), но фактически
нагрузка ложится именно на плечи граждан (туристов, автомобилистов и
пользователей сетей связи).
И вот тут-то становится понятным
возмущение граждан, две трети из которых с трудом сводят концы с концами. При
этом возникает резонный, хотя и во многом риторический вопрос: почему бы
Минфину, например, не согласится с КПРФ, что необходимо вводить прогрессивную
шкалу налогообложения. Это позволит и пополнять бюджет, и не высасывать
последние копейки из малоимущих, а, наоборот, облегчить их бремя.
Сюда же относится национализация природной
ренты. Г.А. Зюганов совершенно справедливо отмечал, что год за годом наши с
вами ресурсы — нефть, газ, золото, лес, алмазы — продают на мировых рынках
примерно на 20 триллионов рублей. Но ни разу в бюджете не было поступлений от
их продажи более чем на 8 триллионов рублей. Почему олигархи за счет народного
достояния купаются в деньгах, пока народ буквально недоедает?!
Под давлением КПРФ правительство было
вынуждено резко смягчить бюджетное правило: значительные суммы из резервов, а
также непосредственно дополнительных нефтегазовых доходов, из которых они
формируется, теперь могут быть направлены не в казначейские облигации США, а на
поддержание российской экономики, компенсацию выпадающих доходов и замещение
источников финансирования дефицита федерального бюджета, в
т.ч. погашение госдолга.
В то же время удалось достичь, казалось
бы, невозможного сдвига в политике Центробанка. После многолетней дискуссии с
фракцией КПРФ регулятор
вывел почти все средства из США, которые могли в случае обострения
международных отношений их просто заблокировать, сбрасывает доллары и начал
закупать золото и юани. Теперь необходимо меньше доходов уводить в резервы, их
надо направлять на развитие страны, ими надо наполнить экономику, как кровью
артерии, увеличить денежную массу и доступность финансовых инструментов. Без
этого экономика не может жить. А главное, увеличить платежеспособный спрос
населения, чтобы граждане могли покупать те товары, которые считают нужными, от
качественных продуктов питания до автомобилей Aurus...
Вот что должно быть в основных направлениях бюджетной и налоговой политики государства, а не то, что сегодня обсуждает Минфин.