Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

Генпрокурор Ю.Я. Чайка на «правительственном часе» в Госдуме ответил на вопросы депутатов-коммунистов

29 мая на «правительственном часе» в Государственной Думе с информацией выступил Генеральный прокурор РФ Ю.Я. Чайка. Он также ответил на вопросы депутатов от КПРФ.

Пресс-служба фракции КПРФ в Государственной Думе. Алексей Брагин
2019-05-29 16:06 (обновление: 2019-05-29 16:53)

Н.М. Харитонов, КПРФ:

- Уважаемый Юрий Яковлевич!

Может ли Генпрокуратура пресечь нападки властей Московской области на руководителя передового предприятия Грудинина Павла Николаевича, которые начались после выдвижения его кандидатом в президенты в 2018 году?

На предприятии проводятся многочисленные проверки, более 30 в течение года различными контролирующими органами. Для уничтожения акционерного общества привлечен скандально известный, ранее судимый профессиональный рейдер, который в качестве инструмента для взламывания акционерного капитала предприятия, умело использует развод супругов Грудининых.

По представлению Видновского городского прокурора Совета депутатов городского поселения Грудинин лишен полномочий депутата, хотя, как мы считаем, прокурор в данном случае не имел права на внесение этого представления. Письмо нашей фракции КПРФ я вам сейчас передам.

Хотел бы напомнить, акционерное общество "Звениговское", Республика Марий Эл, 11 лет президент Маркелов, который сегодня в местах лишения свободы тоже пытался "Звениговское" акционерное общество продать, отдать, спасибо в то время Председателю Правительства Путину и Медведеву, в этом зале я передал наше письмо, разобрались и сегодня АО "Звениговское" под руководством Ивана Ивановича Казанкова передовое хозяйство не только в России, но и в Европе, все медали в его хозяйстве всех выставок.

Письмо нашей фракции я вам сейчас передам. Юрий Яковлевич, просьба, прекратить эту политическую травлю. Хозяйство имени Ленина, на самом деле, передовое. ,

Ю.Я. Чайка:

- Николай Михайлович, но вы же знаете, мы вообще вне политики, и вы это прекрасно понимаете. 

Если бы мы были в политике, мы бы, нам сложно было бы перед вами стоять здесь сейчас и оправдываться.

Действительно видновский, городской прокурор Московской области, обосновано, на наш взгляд, направил в Совет депутатов представление о лишении депутатских полномочий Грудинина, которое удовлетворено.

Объясню, почему наша позиция, на чём она была сформирована. Это, прежде всего, обусловлено тем, что при проведении выборов Грудининым была предоставлена недостоверная информация об имуществе и участии в иностранной коммерческой организации.

Вопрос раздела имущества между супругами Грудиниными подлежит решению в судебном порядке, и прокурор в этом вопросе участия не принимает. В части проведения проверок мы проанализировали, сколько проверок было. И мы располагаем сведениями, что за 2018 год проведено было 14 проверок, а не 30, из которых девять плановых. Все они связаны с разными направлениями деятельности акционерного общества, поэтому проводились различными ведомствами.

Ну вот я сейчас приведу, кто проводил, какие проверки. Ростехнадзор - пять проверок, Росприроднадзор - две, Россельхознадзор - три, Роспотребнадзор - три и Росрыболовство - одна.

Поэтому, Николай Михайлович, мы объективны, вы это прекрасно понимаете. И Геннадий Андреевич это понимает, что закон есть закон, закон суров, но это закон.

А.В. Куринный, КПРФ:

- Уважаемый Юрий Яковлевич, 9 сентября 2018 года было выявлено множество фактов грубейшего нарушения законодательства на выборах губернатора Приморского края, включая переписывание протоколов на более, чем 20 участках. Заявления о совершенных преступлениях поступили в срок, однако, руководитель прокуратуры Приморского края в ответ на запрос Геннадия Зюганова, адресованный первоначально в Генеральную прокуратуру, сообщает, что соответствующие проверки правоохранительными органами не организовывались, не проводились, уголовные дела не возбуждались и не расследовались, обращайтесь», мол, в суд. Прошло 8 месяцев - реакции никакой нет.

И второе. В 2019 году более, чем у половины субъектов Российской Федерации отмечается дефицит программы государственных гарантий бесплатной медицинской помощи, совокупно 60 миллиардов рублей, а дефицит федеральной программы льготного лекарственного обеспечения по 178 закону составляет 50 процентов, это еще 30 миллиардов. Люди во многих регионах не могут получить положенных бесплатных лекарств ни в больницах, ни в поликлиниках. Прокуратура реагирует предписаниями и обращениями в суд в единичных персональных случаях. Когда прокуратура системно выйдет в суд к региональным, а, может быть, и федеральному правительству с требованием изыскать необходимые средства и прекратить массовые...

Ю.Я. Чайка:

- Начнем со второго вопроса.

Прежде всего, этот вопрос ближе, наверное, к правительству, чем к генеральному прокурору. То, что касается реагирования прокуратуры, то я абсолютно с вами не согласен, мы реагируем по всем случаям. Вопрос второй, что, если в бюджете нет денег, то и компенсировать нечем тогда. И поэтому могут решения в этой части судебные не исполняться. Мы это посмотрим.

Что касается первого вашего вопроса по Приморскому краю. Действительно, правоохранительными органами Приморского края не проводилось процессуальных проверок по обращениям о нарушениях в ходе

проведения выборов губернатора. Приводимые в жалобах доводы о нарушениях порядка подсчета голосов, составления протоколов об итогах голосования и другие подлежали решению в порядке административного производства. Соответствующая оценка им дана органами внутренних дел.

Кроме того, указанные в обращениях факты являлись приоритетом в судебных разбирательствах по заявлению кандидата в губернаторы от КПРФ Ищенко. Решения и краевого суда были, вплоть до апелляционной инстанции, Верховный Суд был. В удовлетворении требований было отказано. Тут в принципе прокуратуре и вмешиваться не надо, если есть решение суда вплоть до Верховного.

В свою очередь прокуратура проводила проверку в отношении деятельности работников Министерства внутренних дел. Мы выявили такие нарушения в их работе, связанные с волокитой и ненадлежащим проведением проверок по обращениям по вопросам выборов губернатора. Меры реагирования нами приняты. Два представления внесено, один протест, которые рассмотрены и удовлетворены, виновные лица наказаны и привлечены к дисциплинарной ответственности. Спасибо.

О.А. Лебедев, КПРФ:

- Уважаемый Юрий Яковлевич, в 2013 году вступил в силу закон "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности".

И статья 17 закона предусматривает, что генеральный прокурор и подчинённые ему прокуроры при получении материалов о несоответствии расходов (доходов) обращаются в суд с заявлением об обращении в доход государству собственности, в отношении которой не представлены сведения, подтверждающие её приобретение на законные доходы. Как прокуратура использует эти полномочия?

И вчера депутаты Государственной Думы направили вам коллективное обращение по многочисленным фактам изъятия сотрудниками полиции Тульской области печатных средств массовой информации без решения соответствующих судов.

Ввиду особой общественной значимости этих нарушений закона о СМИ, журналисты просят вас, Юрий Яковлевич, взять этот вопрос на свой личный контроль. Речь идёт о газете "Тульская правда".

Спасибо. 

Ю.Я. Чайка:

- По "Тульской правде" я уже взял на свой контроль ещё вчера этот вопрос, и будем мы заниматься этим вопросом.

Что касается о несоответствии доходов (расходов), прежде всего, чиновников и реагирования на это прокуроров, я скажу, что правоприменительная практика продолжает успешно формироваться, число исков ежегодно растёт. В 2016 году таких исков было 29, в 2017 году - уже 35, в 2018-м - 46, за три месяца 2019 года - уже 18.

Результаты их судебного рассмотрения беспокойства не вызывают.

Я называл вам эти цифры сейчас. На 25 миллиардов и 1,5 миллиарда уже суды решили в пользу взыскания.

Что касается заявления об отсутствии ... вот вы тоже говорите, что вы в СМИ не реагируете, в смысле не публикуем, мы это реально, мы всегда на эти вещи активно реагируем и мы то, что мы свою работу показываем в средствах массовой информации. Мы и в дальнейшем будем работу эту совершенствовать. И вот, в частности, с августа 2018 года прокурором осуществляется процедура контроля за расходами уволенных уже госслужащих. Мы это направление тоже взяли под контроль и начинаем работать активно в этом направлении.

Кроме того, с участием Администрации президента и Верховного Суда разработан законопроект, регламентирующий обращение в доход государства дорогостоящего имущества, явно превышающего законные доходы лиц, в отношении которых возбуждено уголовное дело по коррупционным преступлениям.

Спасибо.

Ю.П. Синельщиков, КПРФ:

- Уважаемые коллеги, фракция КПРФ, как и прежде, положительно оценивает деятельность прокуратуры на тех направлениях ее работы, которые определены в законе о прокуратуре.

Конечно, в деятельности этого ведомства есть недостатки, есть просчеты, но руководство прокуратуры о них знает, принимает меры...

Однако руководство прокуратуры принимает меры к их устранению. Мы поняли это 19 марта на расширенном заседании коллегии, посвященном итогам работы прокуратуры в 2018 году, ряд депутатов, Председатель Думы присутствовали на этом заседании.

Остановлюсь, тем не менее, на проблемах российской законности прокурорского надзора, которые прокуратура может решить лишь с участием законодателей и Президента Российской Федерации.

Прежде всего, законность в предварительном следствии. О деградации предварительного следствия мы говорим уже несколько лет. Для прокуратуры это главный участок работы. Интенсивность прокурорской деятельности в данной сфере заслуживает самой высокой оценки.

Однако эффективность надзора здесь недостаточна из-за отсутствия у прокурора необходимых полномочий. Следователям многократно отказывают в возбуждении уголовного при наличии явных признаков преступления, однако прокурор не вправе сам возбудить дело. Следователи проявляют лень или предвзятость при расследовании преступлений, однако прокурор не вправе его отстранить от расследования или дать обязательные для исполнения указания.

Прокурор не вправе прекратить оконченные расследованием дела, поступившие к нему с обвинительным заключением, из материалов которого не усматривается состав преступления, а вынужден вновь и вновь направлять его следователю.

Прокурор не вправе присутствовать на месте происшествия, когда совершены террористический акт, убийство, другое преступление.

Прокурор не вправе допросить обвиняемого до того, как вопрос о заключении его под стражу будет разрешаться в суде и так далее.

Устранить эти недостатки призван законопроект, внесенный фракцией КПРФ в сентябре 2018 года. Призываю всех, от кого зависит его продвижение, депутатов, правительство, аппарат президента, принять меры к его скорейшему рассмотрению.

Второе. В поле постоянного внимания прокуратуры должна оставаться уголовно-исполнительная система. Прокуроры обязаны усилить надзор за условиями, в которых оказываются люди, лишенные свободы и добиваться строго соблюдения современных стандартов их содержания.

Я здесь процитировал слова из выступления Президента России на упомянутом мною заседании Коллегии Генеральной прокуратуры.

Сигналом о явных нарушениях законности являются бунты осужденных в Российской службе исполнения наказаний. Они являются регулярным явлением. В 2016 году массовые беспорядки учинили в Можайской воспитательной колонии воспитанники. В 2017 году массовые беспорядки произошли в колонии строго режима в Новосибирской области.

В 2018 году - в Омской колонии № 6. В 2019 году аж в трех колониях уже были беспорядки. Это Саратовская № 6, Ростовская № 12 и Самарская № 5. 

На фоне этого политики и журналисты все больше говорят о дальнейшем развитии института общественного контроля в данной сфере.

Однако переоценивать значение такого контроля не следует. Единственный реальный контролер здесь прокурор, у него широкий комплекс полномочий для наведения порядка, однако, явно не хватает права в возбуждении уголовного дела, о чем я уже выше сказал. Прокурор нередко сталкивается со злоупотреблениями и превышением власти со стороны администрации, с преступлениями заключенных, которых не желает сдавать администрация, однако, возбудить уголовное дело он не может. По закону он должен направить материалы следователю, в результате решение вопроса о включение уголовно-процессуальных мер волокитится.

Третье. Соблюдение избирательного законодательства. Оппозиционные депутаты и политики все чаще высказывают озабоченность по поводу зависимости прокуроров от местных властей в случаях, когда приходится рассматривать сигналы о подтасовках и иных нарушениях на выборах. Ход избирательных кампаний руководителей регионов держат под особым контролем, и они способны нейтрализовать прокурорское вмешательство в эту сферу до тех пор, покуда назначение прокурора на должность будет зависеть от их воли.

Необходимо убрать это правило из нашего законодательства. Прокурор был независим от губернаторов, не только по канонам, которые были прописаны Лениным в 1922 году, но и при царях.

Четвертое. Противодействие коррупции. Проблема должна вызвать озабоченность хотя бы в связи с тем, что число случаев получения взяток ежегодно сокращается, зарегистрированных имеется в виду, если в 2009 году, десять лет назад их было 7 тысяч 800, то в 2018 году только 3,5 тысячи.

Мы считаем, что прокурорская результативность могла бы быть значительно заметнее, если бы прокурор имел все те полномочия, которые ему в этой сфере необходимы.

Фракция в этой связи полагает, что в ближайшее время прокуроров следовало бы вооружить хотя бы двумя необходимыми инструментами, прежде всего, наделить полномочиями по получению в банках справок по операциям и счетам юридических лиц и граждан. Надо сказать, что нами внесен соответствующий законопроект, но он пока что не рассмотрен.

Другим важным прокурорским инструментом в сфере борьбы с коррупцией мог бы стать, предложенный нашей фракцией законопроект о реализации статьи 20 Конвенции против коррупции, которая ратифицирована была в 2006 году. И, да, я повторяю, обе ситуации нами уже прописаны в наших законопроектах. 

И последнее. Настоятельно просим генерального прокурора тщательно разобраться со всеми теми противозаконными давлениями, которые оказываются, оказывались и продолжают оказываться на бывшего кандидата в Президенты Российской Федерации Грудинина, в соответствии с нашим запросом. Спасибо.

(Аплодисменты.)

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.