Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa Новая версия

Газета "Правда" о круглом столе в Госдуме, посвященном юбилею И.С. Тургенева

В Государственной думе РФ состоялся «круглый стол» на тему «К 200-летию И.С. Тургенева: судьба русского языка — судьба народа», организованный фракцией КПРФ совместно со Всероссийским созидательным движением «Русский Лад». В его работе приняли участие известные политики, учёные, деятели культуры, писатели и публицисты. С выступлениями некоторых из них наша газета сегодня знакомит читателя.

По страницам газеты "Правда", Александр Ярославцев.
2018-12-06 13:12

Стоит также сказать, что в зале было много молодёжи и студентов. К ним в первую очередь и обратился в своём вступительном слове Председатель ЦК КПРФ Г.А. Зюганов.

Помнить заповеди великих

Начнём с того, что Геннадий Андреевич в советское время, будучи молодым партийным работником, много сделал для того, чтобы в Спасском-Лутовинове была восстановлена сгоревшая в 1906 году усадьба Тургенева и открылся музей писателя, а в Орле этому непревзойдённому мастеру русского слова был установлен памятник на Тургеневском бережке, как его с тех пор называют. Отсюда Иван Сергеевич сегодня смотрит на свой родной город, на Оку.

Тургенев очень любил орловскую землю и говорил, что легко и хорошо пишется только на родине, напомнил собравшимся признание своего великого земляка лидер коммунистов России.

Геннадий Андреевич обратил внимание на то, что, видимо, не случайно удивительным образом сошлись воедино 200-летие со дня рождения Ивана Сергеевича Тургенева, день рождения великой Советской державы и 100-летие Ленинского комсомола.

— Мы блестяще отметили наш комсомольский юбилей, — рассказал Г.А. Зюганов, — со всей планеты приезжали гости в Кремлёвский дворец. А рядом в Колонном зале Дома союзов состоялся литературно-музыкальный вечер, посвящённый 200-летию Тургенева, который провели «Русский Лад» и наша партия, наши лучшие творческие силы. На Орловщине реставрировали музей Тургенева, рядом посадили чудный сквер, всё сделали для того, чтобы в каждой школе, в каждом учебном заведении прошёл урок, посвящённый творчеству нашего великого писателя.

Геннадий Андреевич провёл для всех участников «круглого стола» своеобразную экскурсию по Орловщине, по той дороге в триста с небольшим километров, по которой не раз ездил Тургенев.

— Если вы отправитесь в Спасское-Лутовиново, — начал он свой рассказ, — то, отъехав от Москвы всего тридцать километров, встретите город Чехов. Чуть влево — Мелихово с его вишнёвым садом и тем самым флигелем, в котором Антон Павлович написал свои лучшие произведения. Немного поодаль — село Талеж, где бьют ключи чистой воды. Там на Крещение выстраивается очередь в несколько километров. Талеж — это пуповина Русской возвышенности. Дальше поедете — вас встретит Подольск. Здесь сразу вспоминаются знаменитые подольские курсанты, которые грудью прикрыли Москву, встав на её защиту в самое суровое время, когда фашисты уже подпёрли нас, по сути дела, к Кремлёвской стене. Ещё немного продвинулись — и открылись великолепная пойма Оки и леса. А рядом — музей-заповедник русского живописца Василия Дмитриевича Поленова, куда и сегодня часто приезжают художники, для того чтобы писать бесподобной красоты русскую природу. Чуть левее на горочке — Пущино. Советская власть в этом небольшом городке построила десять мирового уровня институтов по биотехнологиям. Разработки их выпускников и сотрудников сегодня формируют будущее здравоохранения, служат делу сохранения флоры и фауны планеты. Ещё проедете 20—30 километров — и попадёте в музей-усадьбу русского писателя и учёного Андрея Тимофеевича Болотова — одного из тех, кто закладывал в нашей стране основы агрономии. А впереди — главная оружейная кузница страны Тула. Отсюда недалеко и до знаменитой Ясной Поляны Льва Николаевича Толстого. Километрах в 70 от этих мест, в Черни, стоит памятник Л.Н. Толстому и И.С. Тургеневу. Эти два великих русских писателя создали литературную славу нашей державы. Ещё километров 30 езды — и вот оно, Спасское-Лутовиново, со своими уникальными липовыми рощами, чудным прудом, великолепным храмом, научной библиотекой и кудрявыми садами. И тут вы почувствуете, какова она, литературно-художественная мощь нашей земли!

Но не только этим сильна Орловщина. Она, по словам Геннадия Андреевича, ни разу врага на Москву не пропустила, не дав ему страшного боя. На этой земле семьсот с лишним братских могил, в них лежат 450 тысяч лучших сынов и дочерей Советской державы, всех народов и народностей Советского Союза… Здесь, на Орловско-Курской дуге, был окончательно сломан хребет фашистскому зверю. И тогда вся Европа и весь мир вздохнули с облегчением, поняв, что погонят эту нечисть до Берлина и Красное знамя Октября, Знамя Ленина, будет водружено как Знамя нашей Победы.

— Снова нас окружают, снова нам угрожают, — с тревогой отметил Г. Зюганов. — Но мы должны помнить заповеди великих. Те, кто создавал нашу славу, всегда знали, что надо объединить высокий дух, прекрасное русское слово, чувство патриотизма и самопожертвования и защитить свой мир. Великое русское слово всегда нам помогало в самые трудные времена. Мы завершаем празднование 200-летия Ивана Сергеевича Тургенева вот этим «круглым столом» в знак огромного уважения к творчеству этого большого мастера и почитателя нашего великого и могучего русского языка.

Стоит ли ждать ренессанса?

«Писатель жив, пока его читают». С этих неоспоримых слов начал своё выступление заместитель Председателя ЦК КПРФ Д.Г. Новиков. Иван Сергеевич Тургенев, по его убеждению, остаётся одним из самых любимых представителей русской литературы и в России, и за её пределами.

— Великие творцы русской литературы никогда не заключали себя в кокон чистого искусства, — продолжил он, — не ограничивались рамками гордого индивидуализма и пустой отвлечённости. Обратимся ли мы к Пушкину или Гоголю, Льву Толстому или Чехову, Горькому или Шолохову — всюду мы увидим гражданский пафос, внимание к острым вопросам современности и попытки на них ответить. Иван Сергеевич Тургенев занимает в этом ряду особое место. Он не раз говорил, что «гений писателя не может витать в облаках». «Если в сердце его не кипит русская кровь, — подчёркивал писатель, — если народ ему не близок и не понятен прямо, непосредственно, без всяких рассуждений, пусть он лучше не касается святыни».

Современники Тургенева отмечали стремление писателя к глубокому изучению родного народа и обстоятельств его жизни, жажду уловить нерв эпохи, понять прошлое, настоящее и будущее России. Белинский писал: «Русь он понимает, во всех его суждениях виден характер и действительность».

— Пустое дело пытаться представить писателя как космополита, — считает Д.Г. Новиков, — дескать, значительную часть жизни он провёл за границей. Но такие попытки есть. В одном из учебников литературы утверждается, что идеалом Тургенева были страны европейского Запада. На самом деле писатель к ним крайне критичен. «Общий уровень нравственности понижается с каждым днём, и жажда золота томит всех и каждого — вот вам Франция», — писал он Аксакову.

По мнению выступавшего, Тургенева влекла на Западе вовсе не консервативно-буржуазная реальность. Он тесно общался там с теми, кто отстаивал передовые идеи. В их числе Виктор Гюго, Жорж Санд, Чарльз Диккенс. Из числа соотечественников за рубежом Тургенев взаимодействовал не с охранителями, а с людьми прогрессивных взглядов, в том числе революционных. Среди них Герцен, Кропоткин, один из авторов первого перевода «Капитала» Маркса на русский язык Герман Лопатин.

— Нет, Тургенев не принёс свой русский гений в жертву заграничному благополучию, — убеждён Д.Г. Новиков. — Он хорошо знал Россию, чувствовал народную душу. Можно вспомнить, с какой ненавистью писатель отзывался о крепостничестве. Не случайно его мать Варвара Петровна стала прототипом жестокой помещицы в «Муму». Впечатления детства легли в основу первого значительного произведения Тургенева — цикла рассказов «Записки охотника». «Батальонный огонь против помещичьего быта России» — так охарактеризовал их С.Т. Аксаков.

Дмитрий Георгиевич на примерах творчества писателя показал, что Тургенев умел видеть в русском мужике сострадание, тягу к правде и знаниям, многие другие духовные качества. Они пробивались даже сквозь толстый слой нужды и неграмотности, порождённых крепостничеством.

После учёбы в Московском и Петербургском университетах Тургенев уезжает в Берлин: «Мне необходимо нужно было удалиться от моего врага затем, чтобы из самой моей дали сильнее напасть на него», — писал Иван Сергеевич. Враг этот был крепостное право. Именно за границей были созданы «Записки охотника». Они, по словам Салтыкова-Щедрина, «положили начало целой литературе, имеющей своим объектом народ и его нужды». Эта книга первой так остро и так талантливо подняла тему крепостничества. «Записки» вызвали громадный отклик в сердцах читателей и недовольство властей. Цензор, согласовавший их выход в печать, был уволен по личному распоряжению Николая I и лишён пенсии.

— Тургенев мастерски передал черты характера простого человека, — отметил Д. Новиков. — Это не озлобленная нуждой фигура, а настоящие личности с богатым внутренним миром. Им противостоят богатые и образованные, но духовно нищие помещики.

Ивана Сергеевича выслали в родную деревню с запретом жить в столицах. Здесь он, после смерти матери, отпустил на волю всех дворовых крестьян, наделил их землёй и помог обзавестись хозяйством, принимал активное участие в обсуждении реформы 1861 года.

Иван Сергеевич Тургенев, по мнению оратора, оставался гражданином с большой буквы. Так ли воспринимают его сегодняшние читатели, понимают ли, что он хотел сказать своим творчеством? Огромную роль в этом играет школа, она помогает разглядеть замысел писателя, узнать среду, в которой он жил, даёт представление об эпохе, о закономерностях исторического развития. Без этого человек не имеет системы координат для настоящего и будущего, он подвержен в такой ситуации любым манипуляциям.

— Сегодня школьная программа по литературе порой весьма специфически представляет знаменитых писателей, — полагает Дмитрий Новиков. — Они искусственно помещаются во вневременное пространство, социально-политический пафос их произведений вымарывается. Перед школьниками предстают идейно оскоплённые философы, размышляющие исключительно о вечных истинах. А ведь Тургенев выступал исследователем и живописцем социальной жизни. Он откликался на все важнейшие социальные и идейные тенденции, умел дать их целостную картину, оценить их суть, предугадать их судьбу. Изображая на примере Евгения Базарова демократическую молодёжь 60-х годов XIX века, Тургенев подметил высокие идеалы этого поколения. «Мы, приблизительно, знаем, отчего происходят телесные недуги, а нравственные болезни происходят от безобразного состояния общества. Одним словом, исправьте общество, и болезней не будет», — говорил Базаров.

Выступавший обратил внимание на свойственную всякому большому художнику черту Тургенева, который интересовался всеми тенденциями российской общественной жизни. Иван Сергеевич и в этом был новатором, поражая современников своей зоркостью. В его романе «Дворянское гнездо» наглядно просматривается историческая обречённость вырождающегося дворянства. А в романе «Новь» впервые в русской литературе выступает фабричный рабочий Павел Егорович. Он трезво смотрит на жизнь, он энергичен. «Будущим народным революционером» назвал своего героя Тургенев в письме к Аверину.

Ярким доказательством того, что Тургенев был далёк от охранительства, является его стихотворение в прозе «Порог». В «Записках охотника» и в «Дневнике лишнего человека» у Тургенева появляется образ «лишнего человека». Но Тургенев не клеймит своих героев, «лишних людей». Он даёт понять, что все лучшие черты человеческого характера подавляются воспитанием и средой. Восхищение писателя вызывает готовность его героев к самопожертвенному порыву. Рудин погибает на баррикадах Парижа. Герой романа «Накануне» Инсаров посвящает себя освобождению Болгарии от турецкого владычества.

— Тургенев был подлинно русским писателем, — продолжил Д.Г. Новиков. — Благодаря ему в русскую литературу вошёл образ «тургеневских девушек». Это светлые, чистые, самоотверженные и нравственно сильные русские женщины. И сегодня творчество Тургенева доказывает нам, что настоящее искусство не может быть оторвано от реальности, не может закрываться от насущных проблем современности. Истинные гении всегда в народе. И, конечно же, в произведениях, статьях, письмах писателя постоянно сквозит тема величия и богатства русского языка. Тургенев подчёркивал: «Я никогда ни одной строки в жизни не напечатал не на русском языке; в противном случае я был бы не художник — а — просто — дрянь… Берегите чистоту языка, как святыню! Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас».

Дмитрий Георгиевич отметил, что разрушение Советского Союза привело не только к глубокому социально-экономическому кризису, оно нанесло серьёзный удар по культуре нашей страны, вызвало невиданный регресс образования и науки. Новое поколение бывших советских республик часто незнакомо с языком Пушкина, Тургенева, Шолохова. На Украине разномастные националисты призывают запретить русский язык. Там уже запрещена русскоязычная реклама, готовится новый закон о языке. Он предусматривает тотальную украинизацию образования, средств массовой информации и издательского дела. А министерство образования уже выпустило распоряжение о полном переводе обучения в школах и вузах на украинский язык.

— Да, тревожно положение русского языка в мире, — с огорчением сказал Д. Новиков. — Это прежде Советский Союз являлся примером для подражания, он нёс миру свет прогрессивной идеологии и культуры, теперь же Россия оказалась на задворках глобального капитализма и потеряла значительную часть своего влияния. Разговоры о русском мире ведутся, но они не привели пока к кардинальной смене приоритетов государственной политики. Экономические, политические, информационные и культурные позиции России на постсоветском пространстве продолжают ослабевать — и это в условиях агрессивной западной экспансии.

По словам Дмитрия Георгиевича, сегодня очаги русской культуры сохраняются лишь благодаря энтузиастам. Но они есть и должны стать основой для возрождения. Можно назвать славянские университеты в Киргизии, Таджикистане, Армении, Белоруссии, Азербайджане. Можно назвать и деятельность Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы. Подобные организации и инициативы, по его мнению, должны получать государственную поддержку, стать приоритетом политики Москвы в эпоху обострения международных отношений.

Главным двигателем этого процесса, убеждён заместитель Председателя ЦК КПРФ, должна стать политика внутри самой России. Однако политика нашей страны в сфере культуры, образования и науки находится в явном кризисе. Эксперименты в образовании привели к резкому падению уровня грамотности. Крайне слабо владеют абитуриенты вузов школьной программой по литературе. Происходит общая культурная деградация. Когда книгу заменяет интернет, когда на всех телеканалах идёт пропаганда пошлости и насилия, когда государство выделяет на культуру и образование мизерные средства, ожидать ренессанса нельзя.

— Уже всерьёз стоит перед нами опасность утраты нашего родного языка — одной из важнейших скреп, удерживающих страну и народ от распада, — с сожалением отметил Д.Г. Новиков. — Эту проблему необходимо решать. Необходимо решать, руководствуясь мудрыми словами Ивана Сергеевича Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык — это клад, это достояние… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса».

Страдает и отступает

Депутат Госдумы С.А. Шаргунов начал своё выступление с рассказа о текущем рабочем дне фракции КПРФ, которую он представляет:

— Сегодня в Государственной думе мы сражались по очень важному вопросу, который имеет прямое отношение к мысли и слову. Речь шла о статье 282 Уголовного кодекса, которую иной раз называют русской статьёй. Вы не понаслышке знаете, сколько политиков и публицистов, неравнодушных граждан преследовалось за их мнения, мысли и суждения. И летом я обратился к президенту, сказав ему: «Вы знаете, если расправляться со всеми, кого заподозрили в экстремизме, то нужно посмертно осудить Пушкина, Достоевского, Толстого, Маяковского…» Сейчас бы и за Тургенева взялись, который обличал разного рода начальствующих и был всегда защитником народа.

В связи с этим депутат вспомнил, как однажды мать Тургенева, чтобы сделать сыну приятное, выстроила стройными рядами крепостных, когда тот подъезжал к усадьбе. Тургенев был крайне разгневан, сказав: «Не надо так обращаться с людьми». Тут же развернулся и уехал прочь.

— Безусловно, Иван Сергеевич — это посол нашей культуры, человек, сделавший необыкновенно много для того, чтобы прославить в мире не только свои произведения, но и вообще русскую литературу. В этом его огромная роль, — полагает С. Шаргунов.

Что же касается пресловутого западничества Тургенева, то по этому поводу выступавший рассказал одну курьёзную историю. Это случилось в одном из джентльменских клубов Англии на обеде, где Тургенева обдало холодом подавляющей торжественности. «Я чувствовал, что у меня по спине начинают ходить мурашки, — рассказывал Иван Сергеевич. — Эта роскошная зала, мрачная, несмотря на большое освещение, эти люди, точно деревянные тени, снующие вокруг нас, весь этот обиход начинал выводить меня из терпения!.. Мною вдруг обуяло какое-то исступление; что есть мочи я ударил об стол кулаком и принялся как сумасшедший кричать: «Редька! Тыква! Кобыла! Репа! Баба! Каша! Каша!» Можно также вспомнить, как Тургенев говорил о своих чувствах по дороге в Лондон: «Меня раздражают эти фланелевые люди. Посмотрите, что за суконные лица, такие выполированные и холодные, как их резиновые калоши». Речь, конечно, не обо всех людях, а об определённой атмосфере, которая зачастую была ему чужда.

— Мне иногда кажется, — продолжил Шаргунов, — что внутренней свободой нашей всегда был именно русский язык, и именно талант Тургенева позволял ему честно отвечать на те острейшие вопросы, которые ставила перед ним действительность и которые она ставит перед нами сегодня, отсюда его народничество, отсюда стремление освободить крестьян. Кстати говоря, само решение о крестьянском освобождении, как было сказано монархом, во многом диктовалось «Записками охотника».

Обращаясь к теме русского языка, депутат подчеркнул, что наш язык не только главный славянский и самый распространённый в Европе, а также один из шести языков ООН. Это ещё и тот язык, который, к сожалению, страдает и отступает.

— Я только что вернулся из города Луганска, — продолжил он. — Людям там очень тяжело. В первую очередь они поднялись за русский язык. И что бы ни происходило, русский язык там сейчас никто не обижает. Вы знаете, что и в Донецке, и в Луганске ведётся замечательное преподавание теми, кто не сдался, не ушёл, кто готовит новые поколения в вузах и в школах. При том что эти школы подвергались обстрелам. И для меня было важно прийти в школы, выступить в национальном университете, пообщаться с ребятами. Те, кто сегодня находится на рубеже нашего русского мира, не должны чувствовать себя брошенными и оставленными. Мы внесли в Государственную думу правильные законопроекты по поддержке соотечественников. Стыд и срам, когда нашим людям не могут дать паспорта, когда издеваются над ними на границе.

Будьте умнее — читайте Тургенева

Член фракции КПРФ в Госдуме О.Н. Смолин в начале своего выступления привёл слова знаменитого французского поэта Поля Валери, который сказал, что он знает только три самые высокие культурные вершины человечества — это античное искусство и европейское искусство эпохи Возрождения. И это великая русская литература XIX века.

— Одна из её вершин, безусловно, Иван Сергеевич Тургенев, — заметил депутат. — Он был плоть от плоти великой русской культуры, в которой идея свободы всегда шла рядом с идеей справедливости. К сожалению, в постсоветское время мы от идеи социальной справедливости отказались, да и с идеей свободы далеко не всё обстоит так, как положено. Но тот, кто хочет быть наследником русской культуры, должен следовать обеим этим идеям, а не какой-то одной из них.

Вспоминая свои школьные годы, Олег Николаевич рассказал, что прочитал тогда семь тургеневских романов и повестей.

— А вот недавно встретился со студенткой журфака МГУ, — продолжил он, обращаясь к молодёжи. — Спрашиваю её: а как у вас на факультете обстоят дела с русской литературой? Обычно задают по одному произведению писателя или поэта, отвечает она. Что же произошло с нами? А ведь мы, ваши деды, извиняюсь за некоторую похвальбу, всегда входили в тройку наиболее образованных поколений своего времени. Правда, сейчас российские школьники тоже неплохо смотрятся на уровне начальной и основной школы. Но вот что касается школы старшей, то, по международным данным, мы здесь где-то в четвёртом-пятом десятке. Читайте Тургенева. Честное слово, мы очень хотим, чтобы вы были умнее, развитее, чем были мы.

По поводу героя тургеневского романа «Отцы и дети» революционера-демократа Евгения Базарова О.Н. Смолин заметил:

— Мы сейчас на каждом шагу слышим, что вот всё, что угодно, только не революция. Да, эта штука жёсткая и даже жестокая. Но это последнее средство, на которое отваживается народ, когда другие средства не помогают, когда происходит глубокое загнивание системы, выходом из которого, увы, является революция. И писатель это понимал.

Не оставил выступавший в стороне и тему «тургеневских девушек»:

— Некоторые критики утверждали, что они появились только после романов Ивана Сергеевича. Но я думаю, что «тургеневскими девушками» были и пушкинская Татьяна, и декабристки, которые отправились за мужьями в Сибирь. Вот это возвышенное отношение к женщине унаследовала потом и советская культура. Обращаясь к ребятам, хочу сказать: читайте Тургенева и учитесь любить русский язык, русский народ, русскую культуру и женщину.

Героини нашего времени

Разговор о «тургеневских девушках» продолжила на «круглом столе» советник Председателя ЦК КПРФ Л.Г. Баранова-Гонченко.

— Образ этот возник, конечно же, из пушкинской Татьяны Лариной, — вторила предыдущему оратору Лариса Георгиевна. — Весь XIX век она была образцом красоты характера, эстетического совершенства, высокой духовности, жертвенности и патриотизма. Её продолжением стала, конечно же, Елена Стахова из тургеневского романа «Накануне», которая последовала за мужем болгарином на войну с турками в качестве сестры милосердия. Но и народовольцы, то есть народоволки, тоже были «тургеневскими девушками» — жертвенными и решительными. А в рассказах Алексея Толстого «тургеневская девушка» превращается в бойца Красной Армии. В прошлом засыпавшая в кружевах и игравшая на фортепьяно, она садится в седло и берёт в руки шашку. Такова и женщина-комиссар из пьесы Всеволода Вишневского «Оптимистическая трагедия».

По мнению выступавшей, к 1941 году «тургеневские девушки» возникли в образе предвоенных советских девушек — красивых и образованных. Не все они сидели за пяльцами, но все ходили в библиотеки, в кружки народной самодеятельности, пели, танцевали, занимались на курсах военного дела и медсестёр, ходили в парашютные секции, были настоящими патриотками. Все знали и любили русскую классику. На фронт и в тыл в Великую Отечественную войну пришли те самые «тургеневские девушки» из семей рабочих и крестьян, советской интеллигенции: Зоя Космодемьянская, Любовь Шевцова, Ульяна Громова из самых разных слоёв общества, А в ряды французского Сопротивления вступали дочери русских дворян.

— Вы помните изумление фашистских мерзавцев перед девственностью наших пленных девушек, — отметила Баранова-Гонченко. — Да, это были «тургеневские девушки» — пулемётчицы и зенитчицы, лётчицы и разведчицы, санитарки и связистки.

Этот замечательный образ русской женщины, окрашенный именем великого писателя, ещё бытовал в 70—80-е годы ХХ века, когда в СССР широко экранизировалась русская классика, когда звучал ещё неискажённый русский язык, великий и могучий. Сегодня от него отказалась большая часть молодого поколения, в том числе наши юные дамы.

В Москве прошлого века, вспоминала Лариса Георгиевна, можно было встретить дивных старушек с удивительной красотой русской речи, манерами, изяществом, прямотой, умением бесстрашно называть вещи своими именами. Их называли «из бывших». Сегодня им подобных называют «совки». Между тем это тоже советские «тургеневские девушки», которые хорошо говорят по-русски, по-прежнему, не стесняются скромно одеваться, не боятся приходить на демонстрации 7 ноября, 23 февраля и 1 Мая. И в том, что они сегодня читают русские книги своим внукам, тоже заслуга Тургенева.

— На днях мне попалась заметка в «Литературной газете», в которой сообщалось о том, что в Государственном музее А.С. Пушкина прошла презентация видеокниги «Ася», — заметила Лариса Георгиевна. — А всё это действо завершилось дефиле модной одежды (ну как нам без дефиле?). Так давайте же не просто хранить память о великом писателе, но и биться за него. И тогда не дефилирующие девицы, а настоящие «тургеневские девушки» станут героинями нашего времени.

Через века

— Двухвековой юбилей великого русского писателя стал мощным импульсом в консолидации всех творческих и интеллектуальных сил России и зарубежья, — отметила в своём слове В.В. Ефимова, директор Орловского объединённого литературного музея имени И.С. Тургенева. — И в XXI веке не меркнет всемирное значение творческого наследия и личности этого мыслителя, художника слова и одного из самых образованных людей своего времени, познавшего глубоко культуру как России, так и Европы.

— Осознание этого особенно согревает сердце нам, орловцам, — продолжила она, — жителям поэтического края, где берёт истоки русский литературный язык, где родились и жили Тютчев, Лесков, Фет, Леонид Андреев, лауреат Нобелевской премии Бунин… В этом созвездии литературных имён, безусловно, первое место принадлежит Тургеневу, к личности и традициям которого обращались литературоведы его времени и последующих поколений.

В центре тургеневского пространства, конечно же, Орёл и Спасское-Лутовиново с его окрестностями. В Орле Тургенев родился, здесь же был крещён. В родной город писатель не раз приезжал. Орловские мотивы пронизывают всю личную и творческую жизнь писателя от первого до последнего дня.

— Наш город, — рассказала директор музея, — отражён в четырёх романах Тургенева и нескольких повестях. Семейная, частная, общественная жизнь, дворяне, купцы, мещане, губернские чиновники, юродивые и святые, нигилисты и «лишние люди» — весь этот русский провинциальный мир, сосредоточенный как в капле воды в губернском городе О., представлен на страницах произведений писателя. Это и был тот дар, о котором он писал: «Каждому человеку свойственно сделать что-нибудь особенное для своего родного города».

Увековечение памяти о писателе-классике, о его малой родине началось в конце XIX века. В 1893 году, к десятилетию со дня смерти Тургенева, в Орле была учреждена первая библиотека-читальня его имени. В год 100-летия со дня рождения писателя, в 1918-м, был открыт в Орле первый литературный музей Советской России — Музей-библиотека имени Тургенева.

— Это действительно было очень сложное время, — заметила В.В. Ефимова, — но решением Наркомпроса Музей Тургенева в Орле всё-таки был открыт, и в городе сразу же создалось Тургеневское общество. В ту славную советскую эпоху всё наше культурное наследие правильно представлялось и определялось, правильно сохранялось и правильно финансировалось. И сейчас наш музей — крупнейший литературный музей в стране.

Этот юбилей Ивана Сергеевича ещё не раз продемонстрировал современность мыслей и идей великого русского писателя, что делает его интересным для читателей XXI века.

Власть навязывает чужое

Руководитель Всероссийского созидательного движения «Русский Лад» В.С. Никитин напомнил собравшимся, что семь лет назад в этом зале по инициативе «Русского Лада» были проведены парламентские слушания «Славим живое русское слово», после чего были объединены усилия с КПРФ для того, чтобы в России появился новый праздник — День русского языка. И уже через полгода вышел указ президента об учреждении такого государственного праздника.

— Сегодня наше движение опять проявило инициативу, — продолжил Владимир Степанович, — и предложило использовать 200-летний юбилей Ивана Сергеевича Тургенева, чтобы опять объединить усилия всех русских по духу людей, для того чтобы вновь выступить в защиту русского языка. И прямо можно сказать, что для спасения России в период усиливающейся агрессии Запада нам необходимо по-тургеневски воспринимать Россию как неразрывное триединство русской земли, русского народа и русского языка. Потому что судьбы русского языка и русского народа неразрывны. Ведь язык рождается и умирает вместе с народом, но и народ гибнет, если язык теряет его дух и не выражает его мировоззрение. И Тургенев, как никто другой из его современников, понимал живую связь мировоззрения, языка с родной землёй. Посмотрите, как наша природа широка и привольна. Эти её свойства нашли отражение и в характере народа, и в русском языке. Например, как подметил академик Д.С. Лихачёв, слово «воля» есть только у нас. Для русских воля больше, чем свобода. Воля — это свобода, соединённая с безоглядными просторами русской земли.

Выступавший обратился к одному из важнейших заветов Тургенева: «Хочешь познать глубинный смысл характера и судьбы народа, его неразрывную связь с родной землёй, — подними своё мышление на мировоззренческий уровень. Изучай и береги русский язык, познавай его глубинный смысл, смысл его корневых слов». Живой, одухотворённый великорусский язык — это душа России. Русский язык — это духовная основа сплочения всех народов России. Поэтому правильно, когда мы говорим: без русского языка не будет России.

И Тургенев в своём творчестве утверждал и завещал потомкам, что для укрепления России и вывода её на передовые позиции в мире нужно осознать и поддерживать величие русского языка, величие народа. Он призывал всех потомков бороться против внешней и внутренней русофобии и воспитывать русскомыслящее молодое поколение, нацеленное не на наживу, а на разумный достаток.

— Но сегодня, к сожалению, очевидно, — подчеркнул оратор, — что заветы Тургенева в должной мере не восприняты российской властью. При её попустительстве уже почти 30 лет происходит целенаправленный процесс разрыва в сознании людей триединства русской земли, русского народа и русского языка. И цель нашего «круглого стола» — показать соотечественникам, как сейчас на наших глазах изощрённо ведётся захват русской земли и расчистка её от русского народа путём уничтожения русского языка.

Самое опасное, по мнению В.С. Никитина, что в условиях усиления агрессивности Запада по всем направлениям современной гибридной войны именно последствия языковой войны недооценивает российская власть.

Выступавший с сожалением отметил, что президентом не поставлена задача защиты русского языка от главной угрозы — от нашествия иноязычных слов и задача возрождения русского словообразования.

— В современной России даже принятые властью полумеры по защите русского языка саботируются западно-мыслящим чиновничеством, — негодовал В.С. Никитин. — День русского языка как государственный праздник не отмечается в должной мере, советы по русскому языку при президенте и правительстве работают неэффективно, сочинение, которое удалось возвратить в школу, оторвано от изучаемых классических произведений, финансирование Россотрудничества не увеличено, русский язык продолжает терять позиции в России и за рубежом. Сегодня русский язык самый англизированный из десяти наиболее распространённых языков в мире.

Оратор привёл неутешительные цифры. По прогнозам Комитета Госдумы по образованию, число знающих русский язык к 2025 году сократится до 150 миллионов человек, то есть до уровня 1913 года, а в России таких людей останется только 110 миллионов. Русский язык по статусу опередят такие языки, как французский, арабский, португальский и бенгали. Видя, как умирает русский язык, и не веря в успешное будущее России, уже перешли с кириллицы на латиницу Молдавия, Азербайджан, Узбекистан, Туркменистан, заявил об этом Казахстан, и даже в Татарстане была попытка перехода на латиницу.

— Такая политика, — подчеркнул оратор, — ведёт к поражению в цивилизационно-мировоззренческой войне. Поэтому Всероссийское созидательное движение «Русский Лад», проявляя заботу о сохранении целостности России, считает необходимым предложить президенту России, во-первых, перенацелить государственную языковую, национальную и образовательную политику на эффективную защиту и развитие русского языка, на восстановление равноправия русского народа среди народов России, на воспитание русскомыслящего, а не западномыслящего молодого поколения. Во-вторых, включить в Стратегию национальной безопасности Российской Федерации раздел «Противодействие языковой агрессии» и определить важнейшей задачей государства защиту русского языка как духовной основы российской государственности. И, в-третьих, потребовать исполнения указа президента о Дне русского языка и проводить его как полноценный государственный праздник, раскрывающий смысл величия русского языка — главной святыни русского народа и основы сплочения всех коренных народов России.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.