Саратовская область. Инвестиционный дождь или концессионная ловушка?
Внимание и экспертов, и обывателей — потребителей коммунальных услуг не могли не привлечь участившиеся факты передачи в ряде российских городов систем жизнеобеспечения из муниципального статуса в частную концессию (как правило, долгосрочную, рассчитанную на не одно десятилетие).
Одним из
красноречивых примеров этого
процесса явилось приобретение
в конце прошлого
года ООО «Концессия водоснабжения
— Саратов» активов
муниципального унитарного предприятия
«Саратовводоканал». При этом и сами
концессионеры, и облправительство постарались преподнести сделку едва ли
не образцом удачного инвестиционного проекта на региональном уровне. Чем же
вызвано такое решение, какие экономические и социальные последствия оно в
себе несет, исчерпывается ли инвестиционный
потенциал при обновлении
фондов ЖКХ только концессионными
мерами?
«Бурлаки» на
Волге: чьи обещания вытащить из ямы ЖКХ Саратова и Самары
круче?
24 ноября
2017 года сторона, подписавшая договор о концессии от Саратовской области, представила одновременно
и субъект федерации (губернатор
региона Валерий Радаев), и местное
самоуправление (мэр областного центра
— Саратова Михаил Исаев).
Судьбоносность момента
наглядно была проиллюстрирована тем, что нечасто случается
в юридической практике: две ветви власти скоординированно выступили одной
стороной соглашения. От концессионеров подпись поставил директор ООО
«Концессии водоснабжения —
Саратов» (КВС) Геннадий Атаманов. Инвестором в
документах обозначено ЗАО
«Лидер», деятельность которого, что примечательно, начиналась с
управления резервами негосударственных пенсионных фондов.
Формально была
соблюдена конкурсность передачи: рассматривались заявки
двух компаний —
упомянутого ООО «Концессия водоснабжения
— Саратов» и ООО «Новая городская
инфраструктура Прикамья».
Заметим,
последняя структурирована в Группу
компаний «Российские коммунальные системы», контролируемую Виктором Вексельбергом.
Российский бизнес
проявляет неподдельный
интерес к сфере
ЖКХ, и это
не новость. Ещё 6 лет назад, в 2012 году, подобный
эксперимент был запущен в соседнем волжском регионе —
Самарской области. Главный
его интересант, концерн «Ренова»
Вексельберга, через свою «дочку» ООО «Самарские
коммунальные системы» получил в концессию
на 35 лет
«Самараводоканал».
Инвестор
продекларировал вложить в обновление водопровода городов Самары и Тольятти
соответственно 5 и 3 млрд. рублей.
И
вот предварительный итог: Самарская областная дума на своем заседании 2 мая 2017 года
попыталась выяснить, как же реализуется первый этап концессии. Отчет о реализации
инвестпрограммы за 2016 год по Тольятти выявил, что она отработала всего лишь
15% от 150 млн. рублей, суммы, которую концессионеры намеревались
вложить на оговоренные цели за весь год.
Самарским
депутатам на заседании ничего не оставалось, как сетовать на повисшие в воздухе
заверения состоятельных «варягов» о готовности осуществлять многомиллиардные
инвестиции в Самаре.
Но
в том была недоработка и самого
регионального депутатского корпуса,
когда обещания вложений не были
подкреплены документами, которые давали бы
возможность расторгнуть договор, если он будет выполняться неудовлетворительно.
А
пока же только прыгают тарифы на воду, и вкладчиками собственного водоснабжения
трагикомично выступают сами жители «Самары-городка» и её окрестностей...
Исход саратовского
конкурса в пользу
«Лидера» вскрыл в том числе запланированную инвесторами
дисконтированную выручку от контракта
за полный период концессии. Её объем был озвучен на
заседании Саратовской горадминистрации
3 ноября 2017 года — 19573,40
млн. рублей.
Между тем,
конкуренты, и это зафиксировано в подсчетах конкурсной комиссии,
эту выручку обозначили на
2% больше — в
20020,91 млн. рублей. Это
обстоятельство, мягко говоря,
несоответствия рыночным правилам и
явного преобладания административного рычага дало
повод экономистам в очередной раз
сделать вывод: насколько
власти на местах,
будь они от субъекта федерации или тем
более муниципальные, продолжают пребывать в состоянии
беспомощности перед крупными федеральными
монополиями.
В соглашении
фигурирует концедент (тот, кто
передаёт в пользование оборудование
и активы), то есть
МУПП «Саратовводоканал». На
него, в частности,
возложена обязанность установки тарифов,
«полностью обеспечивающих
финансовые потребности при исполнении соглашения». Это очень не
случайная фраза, дающая повод забеспокоиться
в первую очередь потребителям (они же — основные плательщики).
Взята формулировка из документа, заблаговременно принятого
к началу кампании по передаче
городских систем жизнеобеспечения в концессию
— Постановления Правительства
РФ от 30.04.2014
г. №400 «О формировании
индексов изменения размера
платы граждан за коммунальные
услуги в Российской
Федерации».
Проще
говоря, этот документ напрямую защищает коммерческие интересы концессионеров
перед всевозможными
антимонопольными и тарифорегулирующими поползновениями. Концессионер
сам вправе определять коэффициент
увеличения тарифа, если того требует «реализация утверждённых инвестиционных программ, направленных
на повышение надёжности и качества
оказываемых населению коммунальных услуг». Правда, с одной оговоркой —
добро на превышение предельного индекса тарифа должен дать губернатор. Ну, с
этим, как показывает практика, проблемы вряд ли возникнут…
Есть в
соглашении и своего рода отвлекающий креатив, касающийся
расширения инструментария финансирования (чтобы не создавалось впечатления,
что весь груз проблемы нахождения денег ложится на обычных граждан): «…для финансирования проекта
ООО «Концессии водоснабжения
— Саратов» осуществляет размещение облигационного
займа с индексируемым номиналом с
привлечением средств
негосударственных пенсионных фондов».
Но, помня,
насколько охотно
«облигациями внутреннего займа» оперировал Остап Бендер, у тех, кто в
результате и станет оплачивать весь этот банкет с концессией (то бишь, у
многочисленных потребителей воды), данное новшество воодушевления
уж точно не вызовет.
Не попасть бы в
кабалу к «альтруистам»
Проблему
прокомментировала Ольга Алимова, депутат Госдумы (кстати, по своему первому, техническому,
образованию имеющая специальность «Теплоснабжение»):
— На поучительном примере Саратова
муниципальное унитарное предприятие «Саратов-водоканал» на протяжении не одного года с начала его
функционирования (образован МУПП был в 1998 году) было объектом пристального внимания
специалистов. И они предупреждали:
мощности водоканала ветшают!
Но
серьезных мер по техническому
вооружению системы многолетним директором предприятия Ларисой
Абрамовой не принималось. В результате город, почти миллионник,
был поставлен перед фактом:
износ стратегически важного
объекта, обеспечивающего питьевой водой его жителей, дошёл
уже до 80%. В
то же
время изучение документов
налогообложения МУПП обнаруживало
не раз, что он имел весьма
приличную прибыль. Но она должным
образом не вкладывалась в систему
ремонта и профилактики аварий.
В
этой ситуации сам собой возник вопрос экстренного привлечения инвестиций для жизнеобеспечения важнейшего
объекта. Но давайте
разберемся, как это было сделано. Ведь это
— наглядный урок
и для других российских городов.
Спустя
почти 20 лет с момента начала работы МУПП,
имея на руках далеко
не утешительные итоги
управления им, руководство
города и области
не находит ничего более разумного, как
начать кадровые перетряски
менеджмента муниципальной структуры.
Не помогло. Тогда, в ноябре 2017 года, тоже саратовское руководство «осенила»
идея передачи всего имущества водоснабжения… в долгосрочную, на 45(!) лет, концессию
частной фирме.
Причем
официально это было так преподнесено, что иного варианта в сложившихся условиях
вообще нет и быть не может, что медлить
дальше с муниципальным
статусом водоканала никак нельзя.
Я сама слышала,
как и все, кто
следят за новостями: вот придут
в волжский город настоящие инвесторы,
едва ли не «законченные
альтруисты», настолько любящие город Саратов, что
готовы решить на
свои деньги все проблемы с системой водоснабжения.
Но одна примечательная
деталь. Своих, постоянно
проживающих здесь, инвесторов почему-то не нашлось. Глава региона Радаев посчитал,
что если мы пригласим
сюда иногородних граждан, желающих
вкладывать средства в очень
проблемные объекты, то сдвиг в позитивном направлении будет
обеспечен сразу. И вот он, первый сдвиг: тарифы для населения уже с 1 июля 2018 года возрастают не как планировалось — в
пределах инфляционного коэффициента,
а в разы
больше: на холодное водоснабжение — с 3,7% до 10,82%, на
водоотведение — с
3,7% до 4,6%, за коммунальные
услуги — с 3,7% до 5,85%.
Не
нужно быть мудрецом, чтобы
понимать: многие из
нас до окончания этой концессии
просто не доживут.
А то, что
наши дети и внуки
будут платить сумасшедшие деньги, каким будет качество
обслуживания и состояние сетей, кто это будет контролировать — их не волнует.
В чем
ещё я вижу
вред долгосрочной аренды
на 45 лет? За этот
период на рынке
поменяется неимоверное количество игроков, множество предприятий-партнеров
обанкротится и исчезнет,
многократно изменится курс рубля,
а отсюда и цены на закупку оборудования
и т.д.
Наконец, законодательство в РФ
меняется настолько часто, что
бизнес-программы того же концессионного
предприятия также придется подверстывать под эти
корректировки. В итоге
все финансовые издержки в связи с
этим лягут вовсе не на бюджеты города или области, а непосредственно на людей — физических
лиц.
В
поспешном характере заключения
сделок подобного рода я
вижу сиюминутную выгоду, прежде
всего, для самих частных инвесторов. Они приехали в
регион, снимут через короткое
время свою маржу, а дальше —
отсутствие всяких гарантий, что
через 5—7 лет собранные средства не окажутся в офшорах.
Местная же
власть в лице конкретных руководителей, ставящих свои
подписи под такими документами, аналогичным образом, видимо, озабочена
собственной выгодой. Вырисовывающаяся круговая порука позволяет говорить о коррупционной емкости
подобного рода концессионных соглашений.
Депутаты областной и
городской дум, судя
по раскладу голосования «за» и
«против» подобных решений, по факту являются лоббистами компаний, которые
объявляют себя инвесторами, приобретая в долгосрочное владение и
пользование системы жизнеобеспечения города
и региона.
И
нельзя не видеть, что в городе уже пошла «концессионная волна». Вслед
за подписанием губернатором
Радаевым договора с ООО
«Концессия водоснабжения — Саратов» региональный филиал
ПАО «Т Плюс» (кстати,
аффилированная со структурами
того же Вексельберга. — Авт.) сообщил о подготовке пакета
документов о возможной
передаче в управление находящихся (пока!) на балансе
муниципалитета тепловых сетей.
Протяженность тепловых
магистралей более 500 км, и у них
также высокая степень износа. Ссылки заявителей
до боли знакомые. Главную же опасность я вижу в одном:
последствия такого рода инвестиций
несут в себе
неуправляемость процессом, непредсказуемость в плане финансовой отчетности, и
в итоге —
очень высокие социальные риски.
Оптимальным вариантом могли бы
стать промежуточные контракты,
когда тех же концессионеров можно было
бы проинспектировать и спросить
за результаты их работы
не через полвека,
а через 3—4 года
(максимум через 5 лет).
Причем эти сроки должны
быть жестко привязаны к
потраченным суммам, к конкретным объектам и участкам водопровода, к километражу сетей.
…Депутат
Саратовской городской думы Геннадий Турунтаев (один из двух депутатов от КПРФ,
проголосовавших против этого
решения) свидетельствует:
— Первоначально
инвесторы из ООО «Концессия
водоснабжения — Саратов» заявляли о 6 млрд. рублей.
Эти деньги компания
была намерена вложить в
техническое перевооружение
водопровода на первом
этапе своей деятельности. При
этом их уверения в местных СМИ, что «взрывного роста
тарифов не будет», по сути,
явились саморазоблачением. Ведь адресовалось это объяснение
жителям города — непосредственным плательщикам
за услуги компании.
Иначе говоря,
«отбивать» свои затраты концессионеры планируют с
тех, кто и будет являться
потребителями их монопольных услуг. А что считать «взрывным»
ростом или «невзрывным» — вопрос философский… Достаточно уже сверхпланового июльского повышения тарифов на воду в
Саратове.
Что дальше?..
А дальше — пока
странная корреляция.
Начало
функционирования водопроводной
концессии совпало с резкими перебоями подачи воды. За первую и
вторую недели июля с.г., и это в 30-градусную жару, отключения холодной и
горячей воды фиксировались везде
— и в центре, и в спальных
районах города! Пресс-служба ООО «Концессия водоснабжения — Саратов» при этом учтиво ссылалась на «проведение
планового ремонта», но никак не
на аварии.
Если
это просто совпадение, то, согласитесь, есть в нем всё равно какой-то нехороший
знак начавшихся концессионных преобразований (о тарифах — отдельная речь). Раньше,
«при Абрамовой», как
все помнят, так
же и не только летом велись пресловутые раскопки
на трассах. Но почему-то не было столь массового
отключения жилых домов от водоснабжения...
Такчтопокавопросыостаютсябезответа.И,преждевсего,состоронытех, ктоинициировализменение управленияСаратовскимводоканалом.