Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

Саратовская область. Инвестиционный дождь или концессионная ловушка?

Внимание и экспертов, и обывателей — потребителей коммунальных услуг не могли не привлечь участившиеся факты передачи в ряде российских городов систем жизнеобеспечения из муниципального статуса в частную концессию (как правило, долгосрочную, рассчитанную на не одно десятилетие).

Алексей Голяков
2018-11-15 17:12
Алимова Ольга Николаевна
Алимова
Ольга
Николаевна
Персональная страница

Одним из красноречивых примеров этого процесса явилось приобретение в конце прошлого года ООО «Концессия водоснабжения — Саратов» активов муниципального унитарного предприятия «Саратовводоканал». При этом и сами концессионеры, и облправительство постарались преподнести сделку едва ли не образцом удачного инвестиционного проекта на региональном уровне. Чем же вызвано такое решение, какие экономические и социальные последствия оно в себе несет, исчерпывается ли инвестиционный потенциал при обновлении фондов ЖКХ только концессионными мерами?

«Бурлаки» на Волге: чьи обещания вытащить из ямы ЖКХ Саратова и Самары круче?

24 ноября 2017 года сторона, подписавшая договор о концессии от Саратовской области, представила одновременно и субъект федерации (губернатор региона Валерий Радаев), и местное самоуправление (мэр областного центра — Саратова Михаил Исаев).

Судьбоносность момента наглядно была проиллюстрирована тем, что нечасто случается в юридической практике: две ветви власти скоординированно выступили одной стороной соглашения. От концессионеров подпись поставил директор ООО «Концессии водоснабжения — Саратов» (КВС) Геннадий Атаманов. Инвестором в документах обозначено ЗАО «Лидер», деятельность которого, что примечательно, начиналась с управления резервами негосударственных пенсионных фондов.

Формально была соблюдена конкурсность передачи: рассматривались заявки двух компаний — упомянутого ООО «Концессия водоснабжения — Саратов» и ООО «Новая городская инфраструктура Прикамья».

Заметим, последняя структурирована в Группу компаний «Российские коммунальные системы», контролируемую Виктором Вексельбергом.

Российский бизнес проявляет неподдельный интерес к сфере ЖКХ, и это не новость. Ещё 6 лет назад, в 2012 году, подобный эксперимент был запущен в соседнем волжском регионе — Самарской области. Главный его интересант, концерн «Ренова» Вексельберга, через свою «дочку» ООО «Самарские коммунальные системы» получил в концессию на 35 лет «Самараводоканал».

Инвестор продекларировал вложить в обновление водопровода городов Самары и Тольятти соответственно 5 и 3 млрд. рублей.

И вот предварительный итог: Самарская областная дума на своем заседании 2 мая 2017 года попыталась выяснить, как же реализуется первый этап концессии. Отчет о реализации инвестпрограммы за 2016 год по Тольятти выявил, что она отработала всего лишь 15% от 150 млн. рублей, суммы, которую концессионеры намеревались вложить на оговоренные цели за весь год.

Самарским депутатам на заседании ничего не оставалось, как сетовать на повисшие в воздухе заверения состоятельных «варягов» о готовности осуществлять многомиллиардные инвестиции в Самаре.

Но в том была недоработка и самого регионального депутатского корпуса, когда обещания вложений не были подкреплены документами, которые давали бы возможность расторгнуть договор, если он будет выполняться неудовлетворительно.

А пока же только прыгают тарифы на воду, и вкладчиками собственного водоснабжения трагикомично выступают сами жители «Самары-городка» и её окрестностей...

Исход саратовского конкурса в пользу «Лидера» вскрыл в том числе запланированную инвесторами дисконтированную выручку от контракта за полный период концессии. Её объем был озвучен на заседании Саратовской горадминистрации 3 ноября 2017 года — 19573,40 млн. рублей.

Между тем, конкуренты, и это зафиксировано в подсчетах конкурсной комиссии, эту выручку обозначили на 2% больше — в 20020,91 млн. рублей. Это обстоятельство, мягко говоря, несоответствия рыночным правилам и явного преобладания административного рычага дало повод экономистам в очередной раз сделать вывод: насколько власти на местах, будь они от субъекта федерации или тем более муниципальные, продолжают пребывать в состоянии беспомощности перед крупными федеральными монополиями.

В соглашении фигурирует концедент (тот, кто передаёт в пользование оборудование и активы), то есть МУПП «Саратовводоканал». На него, в частности, возложена обязанность установки тарифов, «полностью обеспечивающих финансовые потребности при исполнении соглашения». Это очень не случайная фраза, дающая повод забеспокоиться в первую очередь потребителям (они же — основные плательщики). Взята формулировка из документа, заблаговременно принятого к началу кампании по передаче городских систем жизнеобеспечения в концессию — Постановления Правительства РФ от 30.04.2014 г. №400 «О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации».

Проще говоря, этот документ напрямую защищает коммерческие интересы концессионеров перед всевозможными антимонопольными и тарифорегулирующими поползновениями. Концессионер сам вправе определять коэффициент увеличения тарифа, если того требует «реализация утверждённых инвестиционных программ, направленных на повышение надёжности и качества оказываемых населению коммунальных услуг». Правда, с одной оговоркой — добро на превышение предельного индекса тарифа должен дать губернатор. Ну, с этим, как показывает практика, проблемы вряд ли возникнут…

Есть в соглашении и своего рода отвлекающий креатив, касающийся расширения инструментария финансирования (чтобы не создавалось впечатления, что весь груз проблемы нахождения денег ложится на обычных граждан): «…для финансирования проекта ООО «Концессии водоснабжения — Саратов» осуществляет размещение облигационного займа с индексируемым номиналом с привлечением средств негосударственных пенсионных фондов».

Но, помня, насколько охотно «облигациями внутреннего займа» оперировал Остап Бендер, у тех, кто в результате и станет оплачивать весь этот банкет с концессией (то бишь, у многочисленных потребителей воды), данное новшество воодушевления уж точно не вызовет.

Не попасть бы в кабалу к «альтруистам»

Проблему прокомментировала Ольга Алимова, депутат Госдумы (кстати, по своему первому, техническому, образованию имеющая специальность «Теплоснабжение»):

— На поучительном примере Саратова муниципальное унитарное предприятие «Саратов-водоканал» на протяжении не одного года с начала его функционирования (образован МУПП был в 1998 году) было объектом пристального внимания специалистов. И они предупреждали: мощности водоканала ветшают!

Но серьезных мер по техническому вооружению системы многолетним директором предприятия Ларисой Абрамовой не принималось. В результате город, почти миллионник, был поставлен перед фактом: износ стратегически важного объекта, обеспечивающего питьевой водой его жителей, дошёл уже до 80%. В то же время изучение документов налогообложения МУПП обнаруживало не раз, что он имел весьма приличную прибыль. Но она должным образом не вкладывалась в систему ремонта и профилактики аварий.

В этой ситуации сам собой возник вопрос экстренного привлечения инвестиций для жизнеобеспечения важнейшего объекта. Но давайте разберемся, как это было сделано. Ведь это — наглядный урок и для других российских городов.

Спустя почти 20 лет с момента начала работы МУПП, имея на руках далеко не утешительные итоги управления им, руководство города и области не находит ничего более разумного, как начать кадровые перетряски менеджмента муниципальной структуры. Не помогло. Тогда, в ноябре 2017 года, тоже саратовское руководство «осенила» идея передачи всего имущества водоснабжения… в долгосрочную, на 45(!) лет, концессию частной фирме.

Причем официально это было так преподнесено, что иного варианта в сложившихся условиях вообще нет и быть не может, что медлить дальше с муниципальным статусом водоканала никак нельзя. Я сама слышала, как и все, кто следят за новостями: вот придут в волжский город настоящие инвесторы, едва ли не «законченные альтруисты», настолько любящие город Саратов, что готовы решить на свои деньги все проблемы с системой водоснабжения.

Но одна примечательная деталь. Своих, постоянно проживающих здесь, инвесторов почему-то не нашлось. Глава региона Радаев посчитал, что если мы пригласим сюда иногородних граждан, желающих вкладывать средства в очень проблемные объекты, то сдвиг в позитивном направлении будет обеспечен сразу. И вот он, первый сдвиг: тарифы для населения уже с 1 июля 2018 года возрастают не как планировалось — в пределах инфляционного коэффициента, а в разы больше: на холодное водоснабжение — с 3,7% до 10,82%, на водоотведение — с 3,7% до 4,6%, за коммунальные услуги — с 3,7% до 5,85%.

Не нужно быть мудрецом, чтобы понимать: многие из нас до окончания этой концессии просто не доживут. А то, что наши дети и внуки будут платить сумасшедшие деньги, каким будет качество обслуживания и состояние сетей, кто это будет контролировать — их не волнует.

В чем ещё я вижу вред долгосрочной аренды на 45 лет? За этот период на рынке поменяется неимоверное количество игроков, множество предприятий-партнеров обанкротится и исчезнет, многократно изменится курс рубля, а отсюда и цены на закупку оборудования и т.д.

Наконец, законодательство в РФ меняется настолько часто, что бизнес-программы того же концессионного предприятия также придется подверстывать под эти корректировки. В итоге все финансовые издержки в связи с этим лягут вовсе не на бюджеты города или области, а непосредственно на людей — физических лиц.

В поспешном характере заключения сделок подобного рода я вижу сиюминутную выгоду, прежде всего, для самих частных инвесторов. Они приехали в регион, снимут через короткое время свою маржу, а дальше — отсутствие всяких гарантий, что через 5—7 лет собранные средства не окажутся в офшорах.

Местная же власть в лице конкретных руководителей, ставящих свои подписи под такими документами, аналогичным образом, видимо, озабочена собственной выгодой. Вырисовывающаяся круговая порука позволяет говорить о коррупционной емкости подобного рода концессионных соглашений. Депутаты областной и городской дум, судя по раскладу голосования «за» и «против» подобных решений, по факту являются лоббистами компаний, которые объявляют себя инвесторами, приобретая в долгосрочное владение и пользование системы жизнеобеспечения города и региона.

И нельзя не видеть, что в городе уже пошла «концессионная волна». Вслед за подписанием губернатором Радаевым договора с ООО «Концессия водоснабжения — Саратов» региональный филиал ПАО «Т Плюс» (кстати, аффилированная со структурами того же Вексельберга. — Авт.) сообщил о подготовке пакета документов о возможной передаче в управление находящихся (пока!) на балансе муниципалитета тепловых сетей.

Протяженность тепловых магистралей более 500 км, и у них также высокая степень износа. Ссылки заявителей до боли знакомые. Главную же опасность я вижу в одном: последствия такого рода инвестиций несут в себе неуправляемость процессом, непредсказуемость в плане финансовой отчетности, и в итоге — очень высокие социальные риски.

Оптимальным вариантом могли бы стать промежуточные контракты, когда тех же концессионеров можно было бы проинспектировать и спросить за результаты их работы не через полвека, а через 3—4 года (максимум через 5 лет). Причем эти сроки должны быть жестко привязаны к потраченным суммам, к конкретным объектам и участкам водопровода, к километражу сетей.

…Депутат Саратовской городской думы Геннадий Турунтаев (один из двух депутатов от КПРФ, проголосовавших против этого решения) свидетельствует:

— Первоначально инвесторы из ООО «Концессия водоснабжения — Саратов» заявляли о 6 млрд. рублей. Эти деньги компания была намерена вложить в техническое перевооружение водопровода на первом этапе своей деятельности. При этом их уверения в местных СМИ, что «взрывного роста тарифов не будет», по сути, явились саморазоблачением. Ведь адресовалось это объяснение жителям города — непосредственным плательщикам за услуги компании.

Иначе говоря, «отбивать» свои затраты концессионеры планируют с тех, кто и будет являться потребителями их монопольных услуг. А что считать «взрывным» ростом или «невзрывным» — вопрос философский… Достаточно уже сверхпланового июльского повышения тарифов на воду в Саратове.

Что дальше?.. А дальше — пока странная корреляция.

Начало функционирования водопроводной концессии совпало с резкими перебоями подачи воды. За первую и вторую недели июля с.г., и это в 30-градусную жару, отключения холодной и горячей воды фиксировались везде — и в центре, и в спальных районах города! Пресс-служба ООО «Концессия водоснабжения — Саратов» при этом учтиво ссылалась на «проведение планового ремонта», но никак не на аварии.

Если это просто совпадение, то, согласитесь, есть в нем всё равно какой-то нехороший знак начавшихся концессионных преобразований (о тарифах — отдельная речь). Раньше, «при Абрамовой», как все помнят, так же и не только летом велись пресловутые раскопки на трассах. Но почему-то не было столь массового отключения жилых домов от водоснабжения...

Такчтопокавопросыостаютсябезответа.И,преждевсего,состоронытех, ктоинициировализменение управленияСаратовскимводоканалом.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.