Михаил Авдеев: «Добросовестный водитель должен платить меньше»
7 ноября состоялось совместное заседание Комитета Государственной Думы по транспорту и строительству и Комитета Государственной Думы по финансовому рынку, на котором обсуждались актуальные вопросы обязательного страхования автогражданской ответственности. Депутаты вместе с представителями Центрального Банка России, Минфина, экспертов и представителей страховщиков обсудили возможность либерализации тарифов ОСАГО.
Михаил
Юрьевич
Первый
заместитель Председателя Комитета по
транспорту и строительству Михаил Авдеев (фракция КПРФ) отметил, что
депутаты уже не в первый раз обсуждают
одну из важнейших проблем, касающуюся каждого
владельца автомобиля – регулирование
обязательного страхования автогражданской ответственности.
Сегодня
на территории Российской Федерации почти 52 миллиона легковых автомобилей,
более 6 миллионов грузовых автомобилей, почти 1 миллион автобусов, и ясно, что вопросы автострахования должны решаться в
интересах граждан России. На настоящий момент выдано примерно 40 миллионов
полисов ОСАГО, и многие граждане благодаря этим полисам имеют возможность
получить возмещение вреда здоровью или возмещение, направленное на ремонт
автомобиля.
Вместе
с тем, как отметили на заседании, есть
очень много претензий к этому направлению страхования. Это и усложнённый доступ
к полису, и просто невозможность его
получения, и жалобы на навязывание иных страховых услуг в ходе переговорного
процесса по предоставлению полиса ОСАГО. Сейчас 50% полисов продаются в
электронном виде. И проблемой является то, что не на всех территориях
Российской Федерации нормально работает Интернет, если бы он был везде, то был
бы ещё больший охват территорий по электронным
продажам.
«Еще
в 2017 году, - подчеркнул Михаил Авдеев, - Центральный Банк России, регулятор в
этой сфере, обратился с посланием, в котором указывал на критическую ситуацию,
сложившуюся на рынке автострахования. В
частности, указывалось на отказы страховых компаний обслуживать в регионах клиентов в связи с огромным количеством мошеннических действий,
которые происходили на этом рынке, на навязывание ненужных услуг. 82% жалоб на
страховщиков, поступающих регулятору, касается полисов ОСАГО».
Сейчас,
по его мнению, ситуация немного меняется, но все равно сохраняется диспаритет в отношении страхования лиц, которые совершают много административных
правонарушений и аварий на дорогом автомобиле, и лиц, которые добросовестно управляют бюджетным транспортным средством. «Зампред Центрального банка РФ
Владимир Чистюхин привёл такой пример - в Краснодарском крае некое лицо на «Туареге», постоянно совершающее аварии, должно бы было
платить по ОСАГО около 26 000 рублей, платит 14 000, а безаварийный автолюбитель на «Ладе» с
сорокалетним стажем, должен бы платить 3 000 рублей, а, исходя из сегодняшних
нормативов, платит 5500 рублей. Это в
корне неправильно, стоимость полиса ОСАГО
должна рассчитываться для каждого водителя индивидуально, нужны более гибкие тарифы, чтобы
добросовестные водители не переплачивали за «аварийных»: ездишь хорошо – плати
мало, ездишь плохо – плати много», - считает депутат.
Центральный
Банк предложил программу стабилизации
ОСАГО, которая должна обеспечить справедливые тарифы и доступность полиса. По
информации В. Чистюхина, большинство жалоб на ОСАГО, поступающих в ЦБ, касаются
коэффициента бонус-малус, который является ключевым для ценообразования (он характеризует
аккуратность водителя и число аварийных ситуаций). Как считает ЦБ, коэффициент бонус-малус должен стимулировать
безаварийную езду и будет присваиваться раз в год не автомобилю, а конкретному
водителю. Коэффициент возраст-стаж
также должен измениться - частота страховых случаев у молодых автолюбителей с
19 до 20 лет около 8%, они чаще попадают
в аварии, к 25 годам аварийность составляет порядка 4%, реже всего в аварии в
России попадают граждане в возрасте от 60 до 65 лет, а вот после 70 лет вновь
наблюдается повышение аварийных ситуаций до 4%,
Для
индивидуализации тарифа ЦБ предлагает расширение тарифного коридора базовых
ставок по ОСАГО на 20% «вниз» и «вверх»
- минимальная стоимость базового тарифа может равняться 2 тысячам 746
рублям, максимальная – 4 тысячам 942 рублям. Также предполагается отмена ряда
коэффициентов – коэффициента мощности и коэффициента территорий.
Президент
Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс
отметил, что страховое сообщество
поддерживает введение справедливого тарифа и его индивидуализацию, так как РСА
с самого начала было включено в процесс совершенствования ОСАГО, участвовало в
постоянных консультациях с Центральным банком и Минфином.
«Экономическая
справедливость тарифов заключается в том, что тариф должен отражать реальный
риск, люди должны платить, исходя из своего риска, а не оплачивать риски
неадекватного автохама, который наплевательски относится к соблюдению Правил
дорожного движения и к своему поведению на дороге, - уверен М.Ю. Авдеев. - Вот почему практически все участники совместного заседания положительно
оценили предложения Центрального банка в части дифференциации тарифа и его
персонализации».
В ближайшее время, по словам депутата, Минфин и Центральный Банк должны внести в Государственную Думу проекты своих законодательныхинициатив. «Всё, что касается совершенствования законодательствав интересах наших сограждан, мы будем рассматривать в приоритетном порядке», - заверил он.