Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa Новая версия

На правительственном часе в Госдуме депутаты-коммунисты задали вопросы министру просвещения России

7 ноября в Госдуме на правительственном часе отчитывалась министр просвещения России О.Ю. Васильева. Ей задали вопросы и выступили депутаты-коммунисты.

Пресс-служба фракции КПРФ в Госдуме. Алексей Брагин.
2018-11-08 14:15

О.Н. Смолин:

- Уважаемая Ольга Юрьевна, разделяя то, что сказал уважаемый Вячеслав Алексеевич, я понимаю, что министр образования, увы, не министр финансов, может быть, к сожалению, и спрашиваю не про деньги. Одна из главных системных проблем российского образования - это его бюрократизация. Понятно, что чрезмерная бюрократизация - плохо, вообще, а в образовании - плохо вдвойне, поскольку она убивает живую душу отношений учителя и ученика в широком смысле. Между прочим, это имеет прямое отношение к статусу педагога и во многом вызывает то самое плохое использование денег, даже тех, которые выделяются на образование.

Мы знаем, что российский учитель - мировой рекордсмен по времени, которое он тратит на бюрократические процедуры. По данным думского комитета по образованию прошлого созыва каждое учебное заведение заполняет 300 отчетов по 12 тысячам показателей ежегодно.

Ольга Юрьевна, мы понимаем, что на 80 процентов это не от управления образования, а от разного рода надзоров. И все же, что делается министерством, чтобы уменьшить бюрократизацию и вернуть нам живое образование? Спасибо.

О.Ю. Васильева:

- Спасибо большое, Олег Николаевич. Так же, как и вы, мы обеспокоены той неувядающей бюрократизацией, которая исторически связана с нашей российской действительностью.

Но что хочется сказать? Вы правы, когда говорите о большом количестве отчетов для органов надзора. Значит, на сегодняшний день нам удалось с коллегами договориться, что большую часть материала они берут на сайтах школы. Но самое важное произойдет и должно произойти - это в рамках осуществления национального проекта, потому что будет выстроена, и она готовится, система такова отчетности, что информация будет забита один раз, и достаточно будет одного клика.

Вот неслучайно Вячеслав Алексеевич когда выступал, он показывал свой гаджет, говорил о том, что этот гаджет включает в себя все возможности гаджетов конца XX века. Так вот в цифровой... в цифровизации, в цифровой экономике предусмотрена работа и по этому вопросу, но до этого пока ещё какое-то время, что я хочу сказать в реальности. На сегодняшний день, на сегодняшний день практически учителя освобождены, есть свой план рабочий, есть отчетность по электронному журналу и дневнику.

Вот я услышала при встрече и с уважаемыми депутатами, и в регионах, что сейчас отчетность перенесена на управленческий аппарат, в первую очередь на директора. Но мы очень надеемся, что в рамках, прежде всего, цифровизации и, я говорила об этом, уничтожения бюрократизации именно административно-хозяйственного управления благодаря цифре мы сможем это преодолеть. Спасибо.

С.Е. Савицкая:

- Уважаемая Ольга Юрьевна, недавно на очередном международном форуме ... России глава Сбербанка Греф заявил, что нам не нужны специализированные физико-математические школы, что это пережиток советского прошлого, и он их категорический противник. Конечно, общественность расценила это как заявление абсолютно некомпетентного в образовании и науке человека, но, однако, Греф является активным членом либерально-экономической команды, всё ещё доминирующей, к сожалению, в правительстве. Можем ли мы быть уверены, что ваше министерство не начнёт ликвидировать сохранившиеся ещё физмат школы, что будет губительно для будущего науки и техники в России, ведь и так у нас в средней школе существенно упал уровень подготовки по математике и, особенно, физике, что отмечают во многих технических вузах, а выпускники физмат школ всегда выгодно отличаются в лучшую сторону на общем фоне.

Какова ваша позиция по данному вопросу?

О.Ю. Васильева:

- Большое спасибо, Светлана Евгеньевна.

Никакая математическая школа, ни одна, закрыта не будет. Я скажу другое, у нас в последние десять лет выпускники и студенты ИТМО, это питерского университета, занимают традиционно первые места на международных олимпиадах по информатике. Ни о каком закрытии математической школы речи никогда не будет, потому что этого не будет никогда.

Что касается физики. Вы правы, на сегодняшний день 23,2 процента наших выпускников сдают, к сожалению, физику, что абсолютно мало, недопустимо мало для технических вузов. У нас есть единственный, один... Вот как удивительно, что касается качества провинциального образования, насколько оно велико. Я хочу сказать большое спасибо Глазьевскому педагогическому университету, лучших педагогов по физике готовит именно этот университет, потому что в очередь стоят за выпускниками физического факультета этого института. Но с этой проблемой надо что-то делать.

И сейчас у нас есть возможность, благодаря вам, депутаты, огромное спасибо, у нас студенты по согласованию с аттестационной комиссией школы, предметники, не получившие профессионального педагогического образования, могут прийти работать в школу, если они хотят. Это хорошее подспорье. Я думаю, что мы сможем в этом направлении двигаться.

Спасибо, Светлана Евгеньевна.

Д.Г. Новиков:

- Уважаемая Ольга Юрьевна!

Вы говорили о качестве образования. Литература, как и история в школе знакомит учащихся с лучшими достижениями культуры. Она формирует личность ученика, это особенно важно сейчас в условиях, когда в послесоветское время значение воспитания в школе значительно снизилось.

Подходить к изучению литературы нужно бережно, но на практике, что мы видим. Сокращается изучение Крылова, Лермонтова, Гоголя, почти полностью изгнаны из программы Радищев и Чернышевский, серьезно была пересмотрена программа по литературе XX века, выхолостили Горького, выхолостили Маяковского, лишив их социального содержания, исчезли из программы "Как закалялась сталь" Островского, "Молодая Гвардия" Фадеева, есть желающие избавиться и от Шолохова. Их место занимают сегодня небесталанные, но и не первостепенные величины, такие как Шмелев, Платонов и другие, в классики литература настойчиво продвигает Солженицына.

Ваша оценка ситуации, Ольга Юрьевна, как министерство смотрит на эту ситуацию?

И вы, конечно, очень хорошо знакомы с проблемами сельской школы, как планируете эти проблемы решать? Вы частично затронули, сколько средств из тех, которые выделены на школьное образование, на школы, пойдет на сельские школы, на решение тех накопившихся в этой сфере проблем?

О.Ю. Васильева:

- Спасибо большое, Дмитрий Георгиевич.

Я бы, конечно, может быть, не согласилась с вами в отношении Платонова, Шмелева, но все-таки вернемся к литературе.

Значит, что касается вашего справедливого совершенно возмущения изменением содержания и преподавания.

Что касается часов, то они фактически такие же, как в 1981 году по литературе, это максимальное количество часов, которое было в образовательной системе России, Советского Союза, России и Российской Федерации.

Что касается содержания, если вы посмотрите те самые стандарты, над которыми работали, которые предложены к обсуждению и находится сейчас содержание на сайте Министерства просвещения уже, вы увидите тот список, который мы назвали "золотой стандарт" по русской, советской литературе. Я думаю, что те фамилии великих авторов, которые вы говорили, вы там найдете.

Что касается преподавания в сельской школе. Вот я благодарю Вячеслава Викторовича за правильную жёсткую конкретику. Сразу хочу сказать, у нас по регионам статистика полная есть. Что касается преподавателей пенсионного возраста - 24 процента от общего количества, до 35 лет - та же самая цифра - 24 процента.

Что касается сельских школ. Мы планируем сделать то, что делает ряд регионов в области пилотного проекта, он так и называется проект "Сельская школа".

Когда сельские школы никоим образом не должны закрываться, инфраструктура должна обновляться, и я сказала о том, что мы планируем в рамках национального проекта открыть 24 тысячи 600 новых сельских мест.

Мы хотим, чтобы возможность через центральные школы, допустим, округа образовательного (вот это сетевое взаимодействие со школами сельскими, малокомплектными, что ежечасно, ежесекундно, ежеминутно), и этот обмен либо онлайн, либо обмен педагогами, либо подвоз детей на какие- то особые уроки в центральный хаб, это использование платформы "Российская электронная школа".

Коллеги, здесь было выступление про 2025 год. Нет, у нас Интернет скоростной в конце 2021 года в каждую школу. Что касается цифры 50 и 100. У нас большинство московских школ на 50-ти работают, это, чтобы было понятно, потому что мы говорим, но мало, что понимаем, вкладываем в это понятие. У нас все московские школы работают на пятидесятке. И когда мы говорим то, что сельские школы 50, это очень хорошо, что это будет 50, и мы сможем использовать те самые достижения, которые есть и в малокомплектных, и в дальних доступных регионах, и будем делать всё, что для этого нужно.

Что касается литературы, не беспокойтесь, посмотрите, пожалуйста, стандарт. Спасибо.

В.А. Ганзя:

- Уважаемая Ольга Юрьевна, уважаемые коллеги!

Ну, наверное, большинство тех вопросов, которые сегодня здесь звучали в этом зале, они относятся по большей степени к Минфину, но отвечать пришлось Ольге Юрьевне. Я её поздравляю, она ответила на все вопросы. Хотя сегодня присутствуют здесь, как всегда, представители правительства и Президента Российской Федерации,

И я думаю, что эти вопросы, в первую очередь касающиеся финансирования, они должны быть рассмотрены именно на таком уровне.

Сегодня день особенный, я немножко повторюсь, что сегодня 7 ноября. Мы все прекрасно с вами знаем, что была создана советской властью уникальная система образования в нашей стране. И, собственно говоря, за небольшой промежуток времени из полуграмотной страны наша страна превратилась в страну абсолютной грамотности. Более того, это была самая читающая страна в мире. Это существенное достижение.

Международные исследования 1986 года, кстати, подтвердили, мы вчера об этом говорили, подтвердили уникальность нашей системы образования.

И начать нужно, конечно, с финансирования, потому что от этого зависит все, и, в том числе, качество образования. Да, многое зависит от педагога. Но если у педагога есть стимулы и духовные, и материальные, тогда с него можно спрашивать в полной мере. А когда этого нет, то, извините, какой спрос и какое качество образования.

Если мы сегодня имеем финансирование менее одного процента от внутреннего валового продукта, то, конечно, мы не можем сегодня говорить о тех результатах, тех великих национальных проектах, которые сегодня здесь перед нами были озвучены. И не только сегодня.

Поэтому школа наша, она сегодня в очень сложном положении находится. 20 лет уже лихорадит систему образования в нашей стране. Причем я хотела бы сказать, что если раньше учитель в советской школе был поднят на небывалую высоту, престиж учителя, то сегодня этого престижа как такого нет.

Откройте, пожалуйста, странички в Интернете, там такого начитаешься, что диву даешься, как, вообще, это может в принципе такое быть написано.

Поэтому сегодня престиж школы, престиж учителя, он во многом зависит от нашего с вами отношения и от отношения власти. Мы должны воспитывать детей, воспитывать родителей и на своих примерах в том числе.

К чему привела вот эта вот система реформирования? Ну, прежде всего, мы с вами видим, падают ракеты, взрываются, спутники падают, тонут платформы. От чего все это зависит? От качества образования. Мы по миру идем, мои дорогие коллеги, за новыми суперсовременными технологиями. Это наша-то страна, которая создала такой уникум, как "Буран", которая, собственно говоря, открыла космос, а мы теперь ходим с протянутой рукой за технологиями. Вот, где главная задача, которую сегодня должна решать школа - и средняя школа, и высшая школа.

Ну и если мы будем продолжать упорствовать вот в итоговой аттестации, ЕГЭ, то, естественно, вряд ли мы достигнем хорошего качества образования. Я вам расскажу про одного новосибирского выпускника, который судится до сих пор с Министерством образования Новосибирской области за результаты ЕГЭ. Он сдавал ЕГЭ по обществознанию и не согласен с оценкой. Какую ошибку ему выставили? То, что он использовал аргументы не из учебника. А знаете, как Рособрнадзор ответил? "Процесс обучения в образовательных школах строится в первую очередь на материалах учебников, включенных в федеральный перечень". Вот скажите, разве можно вырастить гения вот с таким подходом, и тем более с нашими учебниками? Вот это не первый случай, собственно, думаю, будет таких вот судов.

Теперь хочу сказать, что полный абсурд сдавать сегодня ЕГЭ по устным предметам, особенно таким, как литература и обществознание. Вот, где корень зла. И скажите, разве можно, мои дорогие коллеги, уложить талант гения в прокрустово ложе стандарта? Ну не получится это при всем нашем желании. Из школы ушло творчество, свободный полет мысли, а пришел стандарт. Вот от этого надо уходить, и поэтому наше предложение, всё-таки от ЕГЭ надо отказываться и отменять его поэтапно.

Следующий момент это федеральные образовательные стандарты. Мы уже говорили здесь об учебниках, они должны обучать, эти учебники и должны учебники воспитывать. Более того, вот эта линейка, которая идёт с начальной школы и до самого завершения образования, она не должна прерываться. У нас, к сожалению, продолжаются эти перерывы, и надо это, естественно, устранять.

Теперь хотелось бы сказать об условиях. Помните 2014-2015 годы, там был национальный проект "Образование". Я рада, что сейчас мы снова возвращаемся к проектам, но как это будет? Дело в том, что тот проект работал реально и каждая школа, в том числе даже и сельская, получили какое-то оборудование. Вот недавно был сюжет, мои дорогие коллеги, когда пятиклашек в какой-то школе, значит, обучают стряпать и шить. А почему? А потому что нет мастерских, потому что нет оборудования, потому что это очень дорогое удовольствие.

Поэтому, Ольга Юрьевна, вот такой проект, который был раньше, он учитывал приоритеты каждой школы. Как сейчас будет, это очень трудно сказать, потому что у каждой школы есть свои конкретные потребности, особенно это касается сельских школ.

Мы сегодня цифры назвали и услышали, повторять не буду, по условиям, в которых учатся школы. Строительство новых школ. Давайте посмотрим, 25 миллиардов, я не беру в расчёт те деньги, которые на детские сады сегодня направлены, но на 25 миллиардов 85 регионов не построят и не закроют те проблемы, которые сегодня есть по обеспечению школьными местами.

Дело в том. Что это третья смена, мы сегодня же даже про вторую смену не говорим. А помните, как всё красиво начиналось: 300 миллиардов в год мы должны были получать на эти цели, а потом всё это сжалось и скукожилось практически до 25 миллиардов. Поэтому я считаю, что этих денег мало и раза в три, четыре, уважаемая Ольга Юрьевна, надо добиваться нам вместе с вами. Я понимаю, что не всё от вас зависит, но мы вместе должны добиваться того, чтобы всё-таки вот эта проблема была решена. Более того, необходимо создать отдельную целевую программу для капитального ремонта школ.

Хотелось бы отметить зарплату педагогов. Я вот посмотрела просто сегодня: Москва - 90 тысяч с января по сентябрь средняя, а Иваново - 22 тысячи, а Дагестан - 20 тысяч за одну и ту же работу. Понимаете, мои дорогие коллеги, майские указы, в общем-то, отрапортовали, что майские указы выполнены. Что в итоге получили?

А получили то, что все это было сделано за счет в большей степени оптимизации штатного расписания, вот и вычистили всех психологов, педагогов, логопедов и тех людей, которые необходимы в школе как воздух.

О безопасности здесь уже говорили. Наша задача, чтобы обеспечивала безопасность не бабушка пенсионерка, у которой оклад 4 тысячи рублей, да еще и плюс дополнительные нагрузки до МРОТ, а профессионалы, пусть Росгвардия это делает, вот об этом надо сегодня говорить.

Мы ведем борьбу с бюрократией. Но что получили? Ничего не получили, потому что раньше подавали в бумажном варианте все эти отчеты и информацию, в электронном варианте, а теперь надо еще добавить фотоотчет. Вот и всё, то есть это как бы не очень красит нас, что мы все-таки с бюрократией не справляемся.

Обязательно... Мы рады, что возвращается в школу функция воспитания - это здорово. Но давайте поднимем роль классного руководителя, давайте будем платить, ведь есть же опыт такой, у нас был на федеральном уровне. Давайте будем оплачивать эту работу и она окупится сторицей.

Особенно хотелось бы отметить сельские школы. В селе кадров нет, в селе оборудования нет, состояние зданий, сооружений катастрофическое зачастую, вот куда нужно направлять наши средства, потому что есть школа в селе - есть и само село. Поэтому естественно нужно больше внимания именно сюда.

Уважаемая Ольга Юрьевна, проблем много, все мы их знаем. Все, что здесь сказали и, собственно говоря, обозначили, это понятно, это все надо решать. Но я хочу вам сказать, что учителя нашей страны, а я общаюсь со многими моими коллегами, связывают именно с вами вот эти большие надежды в решении всех озвученных проблем. И наша фракция, учителя готовы оказать вам в этом случае всемерную поддержку в их решении.

В завершении я хотела бы пожелать вам успехов.

Аплодисменты.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.