Ю.П. Синельщиков: Судебная система становится менее доступной и более затратной
17 июля депутат фракции КПРФ Ю.П. Синельщиков выступил на пленарном заседании Государственной Думы по вопросу создания обособленных кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции (третье чтение). Публикуем текст его выступления.
Юрий
Петрович
-
Концепция реформы судов была одобрена нашей фракцией в первом чтении, так как материалы
и докладчики провозглашали, что законопроект направлен на повышение
независимости судебной системы. Однако большинство наших замечаний, высказанных
в первом и втором чтении, не было учтено, и реформа, по нашим оценкам,
оказалась несостоятельной.
1. Судебная
система становится менее доступной
из-за территориальной удаленности апелляционных и кассационных судов. Так, в
подсудность второго апелляционного суда, который будет находиться в г.
Санкт-Петербурге, входит 14 судов субъектов. Как показывает анализ, из девяти
регионов, добраться до Санкт-Петербурга по железной дороге можно лишь в срок не
менее суток. Еще хуже с пятым апелляционным судом, который один на всю Сибирь и
Дальний Восток с местом пребывания в Новосибирске. Для жителей многих регионов
добраться до Москвы легче, чем до места нахождения апелляционных и кассационных
судов.
2. Проблема
независимости скорее не решается, а
усугубляется. Так, апелляционные суды главным образом будут рассматривать
жалобы на судебные акты, вынесенные областными судами в качестве судов первой
инстанции. То есть этим пяти судам будет передана та функция, которая сейчас входит
в компетенцию Верховного Суда. Таким образом, нас пытаются убедить в том, что
пять судов на местах будут более независимы, чем Верховный Суд. Поверить в это
– значит поверить в несостоятельность всей нашей судебной системы.
3. Совершенно
очевидно, что судебная система становится более затратной. О том, насколько возрастает эта затратность, мы уже
говорили в первом чтении. Но ни авторы судебной реформы, ни Правительство
ничего не говорят депутатам о затратах, связанных с необходимостью создания
подразделений прокуратуры в апелляционных и кассационных округах. Затраты эти
весьма немалые. Ведь прокурор участвует в рассмотрении в апелляции и кассации в
каждом уголовном деле. Кроме того, в случаях, установленных законом, он
участвует в гражданских и административных делах.
4. Реформа
не повышает эффективность
правосудия. Так, законопроект предполагает значительное усиление института
кассации – пересмотра судебных актов, вступивших в законную силу. То есть речь
идет об обжаловании, в первую очередь обвинительных приговоров, по которым уже идет
процесс исполнения. И значительная часть осужденных, которые их обжалуют, не
надеясь ни на что, пишут жалобы на всякий случай. В невиновность этих лиц судьи
кассационных инстанций не верят. Поэтому в кассационной инстанции через
судейский фильтр, который определяет, какие дела допустить до рассмотрения их в
судебном заседании, проходит лишь 7% жалоб.
Тем не менее, в предлагаемом законопроекте кассация усиливается, хотя правильнее
было бы усилить суды первой инстанции, где изначально и совершаются ошибки и
злоупотребления.
Фракция не будет поддерживать законопроект в третьем чтении.