Первая проблема после ЧМ-2018: депутаты вновь заговорили о ценах на бензин
16 июля в Госдуме прошёл круглый стол, призванный решить проблемы повышения цен на бензин и другие горюче-смазочные материалы (ГСМ).
Открыл и вёл мероприятие депутат от КПРФ Валерий
Рашкин, описавший ситуацию, сложившуюся в первом полугодии 2018 года на
топливном рынке. Во-первых, обозначилась тенденция, что цены на топливо растут
вне зависимости от мировых цен на нефть. При резком падении одних с другими
такого не происходит. Значит, внутри страны цена на нефть остаётся высокой в
любом случае. Во-вторых, после выборов президента России рост цен оказался
рекордным. При всём при этом покупательная способность граждан упала, что
привело к обострению социальной напряженности в обществе. По словам депутата,
после окончания праздника, Чемпионата мира по футболу 2018, который прошёл в
России, проблема вновь выходит на первый план.
Эксперты указали причины непрерывного роста цен на
бензин. Среди них и неравенство для участников рынка, и недостаток производства
отдельных видов топлива, несмотря на то, что правительство стремится сократить
этот дефицит. Также приводит к хаосу на рынке отсутствие фиксированной
максимальной цены на горюче-смазочные материалы и налоговая политика
исполнительного органа власти, которая уже не первый год вела к кризису в
отрасли.
На вопрос Валерия Рашкина о возможности
прогнозирования майского скачка цен на бензин представитель Министерства
энергетики Павел Сорокин ответил, что только 50% аналитиков угадывают ценовую
динамику, и в мае на мировом рынке произошло сразу несколько событий, которых
они не ожидали. Хотя ранее эксперты-аналитики отмечали, что разница между
оптовыми и розничными ценами на ГСМ была существенной ещё в феврале, до
выборов, и её только сдерживали. Естественно, ведомство несколько раз напомнило
об экстренных мерах правительства, а именно о снижении акцизов на бензин и
дизельное топливо.
Однако недовольны политикой как в сельском хозяйстве
(цена на дизельное топливо выросла на 20%, потребление же на ферме в сезон
составляет до 30 тонн в месяц), так и в транспортном бизнесе. Депутат КПРФ от
Курской области Николай Иванов заметил, что в народе ходит пословица про
отношение государства к сельскому хозяйству и к людям, в целом: «Что делать,
чтобы корова меньше ела и больше давала молока? Ответ: Меньше кормить и больше
доить». Транспортники сделали замечание правительству, что их интересы не
учитываются, инфляция в этой сфере будет гораздо выше, чем прогнозирует
Министерство (6%): «Надо решать такие проблемы не с Минтрансом, а с самим
бизнесом. Уже наши российские самолёты стремятся заправиться за границей,
потому что авиационный керосин там дешевле, а сделан он из нашей же нефти».
Депутат Мосгордумы Николай Зубрилин также подчеркнул,
что использование недр страны должно формироваться, исходя из интересов всех
групп граждан, а не только «нефтяных королей». Во главу угла депутат-коммунист
ставит народ. Помимо прочего, он поднял проблему поставки солярки в ГУП
«Мосгортранс».
Депутат Госдумы Денис Парфёнов рассказал, что «у КПРФ есть своя программа развития нефтяной промышленности, по которой государство должно обязательно регулировать цены на ГСМ». С этим в правительстве не согласны, хотя меры, которые пришлось принять в конце мая — начале июня как раз и есть ни что иное, как вмешательство государства в ценовую политику.