Пенсионный возраст повышают, а доплачивать не хотят. В Думе отказались поддержать пенсионеров
Экономический кризис негативно сказался на материальном положении российских граждан. Особенно болезненным он оказался для социально незащищенных слоев населения, в первую очередь – пенсионеров.
По
данным Росстата, на 1 января 2017 года в России насчитывалось 43 млн 177 тыс.
пенсионеров. Средний размер пенсий, по тем же данным, на 1 октября 2017 года
составил 12961,4 руб. При этом он различается по субъектам РФ. Так, на 1 октября
2017 года размер средний размер пенсий в Санкт-Петербурге составил 14576,1 руб.,
в Татарстане – 12505,5 руб., в Кабардино-Балкарии – 10189 руб. Неработающий пенсионер в среднем имеет
доход, равный примерно 1/3 средней зарплаты. И это при том, что средняя
заработная плата (38332,6 руб. по России в октябре 2017 года, Росстат) – это
сумма, которая едва позволяет тем, кто ее получает, удовлетворять свои
жизненные потребности (причем по отдельным регионам она составляет и того
меньше – 20-23
тыс. руб.).
В свете грядущего повышения пенсионного возраста наши
власти любят кивать на Запад, однако неплохо было бы сравнивать не только
пенсионный возраст, но и уровень доходов. В развитых странах отношение средней
пенсии к средней зарплате доходит до 70% (например, в Австрии и Испании – более
70%, во Франции, Швеции, Норвегии – более 50%).
С 1 января 2018 года произведена индексация пенсий по старости для
неработающих пенсионеров на 3,7%, для работающих пенсионеров индексация вообще
не предусмотрена (только пересчет в пенсионных баллах с 1 августа 2018 года). Официально
рост цен в 2017 году составил 2,5%, а прогнозируемый уровень инфляции на 2018
год составляет 4%. Однако
реальный рост цен на товары и услуги гораздо выше: например, в ряде регионов страны
эксперты выявили годовой рост цен на основные продовольственные товары в
размере 9,5%. Причем в наиболее печальной ситуации оказываются именно
пенсионеры, чьи доходы не позволяют им удовлетворить потребности за рамками
самых минимальных нужд.
Федеральным
законом от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи»
предусмотрены федеральные и региональные социальные доплаты к пенсиям. Они
устанавливаются в случае, если общая сумма материального обеспечения пенсионера
(включая пенсионные и иные выплаты) оказывается ниже прожиточного минимума
пенсионера. Этот минимум ежегодно устанавливается федеральным законом о
федеральном бюджете на текущий год. Так, в 2018 году он составляет 8 726 руб. в
месяц. Очевидно, что в условиях кризиса, подобные доплаты мало что улучшают в
материальном положении пенсионеров.
Коммунисты
предложили дополнительную федеральную социальную доплату к пенсиям, которая
должна рассчитываться, исходя из среднемесячной зарплаты работников в
соответствующем регионе. Такой критерий расчета более эффективен и более
справедлив, чем искусственно установленный «прожиточный минимум пенсионера», на
который в реальности практически невозможно прожить. Авторы законопроекта - депутаты
Государственной Думы Валерий Рашкин, Денис Парфенов, Александр Кравец, Валентин
Шурчанов, Тамара Плетнева, Алексей Корниенко, Николай Иванов, Вера Ганзя,
Сергей Казанков, Алексей Куринный, Николай Арефьев.В соответствии с законопроектом дополнительная
федеральная социальная доплата к пенсии должна
выплачиваться пенсионеру, если его месячный доход не достигает 50% среднемесячной
зарплаты по соответствующему региону. В случае принятия законопроекта, средний
размер пенсии в России составил бы 19166,3 руб. в месяц.
Однако комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов инициативу не поддержал – единороссовское большинство проголосовало против.