Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa Новая версия

Депутаты-коммунисты выступили в Госдуме по отчету Счетной палаты

20 июня на пленарном заседании Госдумы отчитывался за 2017-й год Председатель Счетной палаты РФ А.Л. Кудрин. Ему задали вопросы и выступили депутаты фракции КПРФ.

Пресс-служба фракции КПРФ в Госдуме. Алексей Брагин.
2018-06-20 16:18

В.А. Ганзя, КПРФ:

- Уважаемый Алексей Леонидович, финансовое положение в регионах продолжает ухудшаться, урезаются расходные обязательства, на собственное развитие практически не остаётся средств, переданные полномочия не финансируются в полном объёме, налоги, вот, например, акцизы, перераспределяются в пользу федерального центра. Долг регионов на сегодняшний день - 2 триллиона 168 миллиардов рублей. В то же время Бюджетное правило выкачивает из экономики страны огромные средства.

Вот Счётная палата постоянно проводит проверку исполнения полномочий регионов, в том числе вы много сегодня говорили об исполнении указов президента, и выявляет много проблем. 

Поэтому вопрос вот такой, касающийся межбюджетных отношений. Скажите, пожалуйста, что, по-вашему, в межбюджетных отношениях нужно изменить? Какие недостатки нужно устранить, чтобы эти межбюджетные отношения стали более эффективными и справедливыми? И тогда и майские указы, и другие полномочия могли бы быть исполнены... (Микрофон отключен.)

А.Л. Кудрин:

- Уважаемые депутаты, достаточно высокая централизация доходов в федеральный бюджет связана с тем, что налоговая база у нас в субъектах Российской Федерации очень неравномерна, основное... Больше 50 процентов всех налогов собираются в 10 субъектах Российской Федерации. Поэтому, если мы сохраняем подход, как единый норматив по отчислению налогов, то, конечно, должна быть высокая централизация и, соответственно, высокие трансферты в субъекты. Сейчас правительство обсуждает варианты совершенствования межбюджетных отношений с учётом, так называемого, модельного бюджета. Я сейчас не могу говорить за Счётную палату в целом, это коллегиальный орган, у нас коллеги, но мы также готовы рассмотреть предложения по... представить предложения по совершенствованию этого подхода.

Насколько я знаю, новый состав правительства тоже озабочен этой ситуацией и готовит свои предложения по совершенствованию межбюджетных отношений, которые бы в большей степени учитывали интересы субъектов Российской Федерации, более справедливо бы распределял.

Я назову одну из, допустим, явных и известных для меня проблем. Допустим, всегда считалось, что основным фондом для выравнивания является фонд дотаций, но сегодня он недостаточно быстро растёт, не индексируется в необходимом объёме, поэтому это занижает вот работу такого наиболее эффективного инструмента. Вот я считаю, что мы должны дополнительно рассмотреть возможность его увеличения, в том числе за счёт других субсидий, которые существуют в федеральном бюджете.

Спасибо.

П.С. Дорохин, КПРФ:

- Уважаемый Алексей Леонидович, вы приступили к исполнению обязанностей Председателя Счётной палаты, наверное, уже поняли изнутри суть системы ее работы.

Как правило, Счётная палата занимается контролем выделенных бюджетных средств, их использованием, но она никогда не работала на опережение.

Когда проверка завершается и выявлены нарушения, правоохранительные органы по представлению палаты проводят следственные действия, но часть денег нельзя уже вернуть.

В этой связи могли бы вы в концепцию работы палаты заложить контроль на опережение, понимая, где могут быть узкие места, проводя постоянный мониторинг и блокируя сомнительные сделки. И какова в этой связи, на ваш взгляд, роль стратегического планирования и создания Росплана? Спасибо. 

А.Л. Кудрин:

- Спасибо за вопрос.

Я, скорее, положительно отвечу на ваш вопрос. Такой подход, он, в том числе включается в так называемый мриск-ориентированный подход".

Да, мы на основе аналитического подхода выявляем те зоны, которые или на основе уже сложившейся практики, те зоны, где мы ждём самых больших рисков, а зачастую это не там, где обычно это бывает, но там, где наша аналитическая база позволяет ожидать такие риски в силу складывающихся обстоятельств и действительно тогда концентрировать особое внимание на этих зонах.

Это повысит эффективность нашей работы. Это, скорее всего, соответствует тому, что вы сейчас говорите.

Ю.П. Синелыциков, КПРФ:

- Уважаемый Алексей Леонидович! Что вы намерены сделать для повышения результативности контрольных мероприятий Счётной палаты?

В прошлом году палатой выявлены нарушения на общую суму 1,9 триллиона рублей, однако, в бюджетную систему возвращено 19 миллиардов, то есть одна сотая от выявленной суммы.

По материалам палаты и в результате прокурорского реагирования с лиц, причинивших государству ущерб, удалось взыскать лишь 20 миллионов рублей.

Органами расследования возбуждено 35 уголовных дел, при этом в суд направлена лишь часть из них.

Во времена Сергея Степашина только десятая часть дел доходила до приговора. Сейчас эту невыгодную статистику Счётная палата не публикует, но соотношение, очевидно, то же самое. Поэтому можно предположить, что в 2017 году состоялись переговоры лишь в отношении трёх-четырёх лиц. Такие показатели свидетельствуют о том, что деятельность Счётной палаты надо перестраивать. Спасибо.

А.Л. Кудрин:

- Спасибо большое. Но вы в своём выступлении немного исказили информацию, но она присутствует в нашем отчёте, поэтому я уточню всё-таки некоторые акценты.

Первое. Когда вы говорите: триллион 900 миллиардов рублей, это сумма всех нарушений, включая бухгалтерской отчётности и процедур планирования соответствующих расходов, выделение ресурсов или кредитов без соответствующих условий, и не во всех случаях нужно возвращать эти средства. Нужно исправить просто бухгалтерский учёт, уточнить процедуры, получить соответствующие экспертизы. В этом смысле здесь нет всегда, во всех случаях уголовного нарушения и необходимости все триллион 900 миллиардов вернуть.

Соответственно, то, что возвращено, у нас содержится в другом пункте нашего отчёта, возвращено 19 миллиардов рублей в части результатов нарушений.

Также вы сказали, не публикуется соотношение представленных в правоохранительные органы материалов и возбуждённых уголовных дел и соответствующих осужденных. Такая информация тоже содержится в нашем отчёте. Скажу, что 35 материалов направлено в правоохранительные органы, 35 возбуждено уголовных дел. Ну, а уже суд, как правило, решает, кто там в данном случае виноват. И мы готовы более полную информацию вам давать, 

чтобы у вас не было никаких сомнений, что мы полностью открыты по этому поводу.

Спасибо.

В.С. Шурчанов, КПРФ:

- Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги и коллеги из Счётной палаты!

Фракция КПРФ всегда дружно работала со Счётной палатой Российской Федерации. Мы внимательно ознакомились с докладом Счётной палаты по итогам 2017 года, подписанным ещё Голиковой, а также внимательно сегодня выслушали выступление уже Председателя Счётной палаты Кудрина. И заявляем о том, что в основном поддерживаем положения, которые изложены в письменном докладе, в выступлении председателя, а также в проекте решения, которое было представлено нашим Комитетом по контролю и Регламенту.

Мы поддерживаем те изыскания Счётной палаты, которые сегодня в ходе обсуждения были обозначены. Это действительно правильная оценка о том, что у нас прогнозы неточные. Мы согласны с тем, что нет стратегического планирования (Счётная палата об этом сегодня чётко очень сказала), что нет у нас высокопроизводительных рабочих мест, и, честно говоря, даже критерия сегодня точного нет, что это такое, потому что, если судить только по уровню заработной платы, которую получают на этих рабочих местах, не во всех случаях можно считать, что это высокопроизводительные, ну и безусловно по техническому перевооружению и по обеспечению вот того рывка, о котором говорил в своем последнем указе Президент Российской Федерации.

Вместе с тем хотелось бы отметить, что у Счётной палаты накапливаются многие нерешенные проблемы, это так называемые накапливаемые невыполненные обязательства. 

Прежде всего, я вновь хотел бы вернуться, и я об этом говорил, выступал при рассмотрении, уточнении изменений бюджета на текущий год, у нас дети-сироты остались практически без государственного контроля, а самое главное без решения.

258 тысяч вот детей-сирот, которые сегодня в регионах не обеспечены, они нуждаются, 30-40 лет им там исполняется, и, тем не менее, проблема остается.

Проблема последние 10 лет практически никак с места не сдвинулась, и Счётная палата, нам представляется, должна найти какие-то предложения, решения по тому вопросу.

Ну и проблема, тоже выступал, по объектам незавершенного строительства федеральной адресной инвестиционной программы.

Вот в последнем отчете Счётной палаты было указано порядка 12 тысяч таких объектов, общей суммой замороженных средств порядка 2,3 триллиона рублей.

Эти цифры сопоставимы со всеми теми последними предложениями Правительства Российской Федерации о повышении НДС на 2 процентных пункта, там, по пересмотру пенсионной реформы и прочее.

Мы, по сути дела, эти вопросы не решая, оказываем более, по сути дела, давление на наших, жителей нашей страны, на наших граждан, потому что они, по сути дела, не имея высоких доходов, теперь должны будут платить за всё это дело, и сегодня цифры, вот коллега Шеин выступал, очень убедительные приводил.

Вместе с тем мы хотели бы еще раз, может быть, пользуясь сегодняшним отчетным моментом, заметить, что указ президента о рывке, он противоречит и не согласуется с бюджетным правилом, о котором правительство всё время говорит "будем держаться, будем держаться".

Кстати, председатель Счётной палаты Алексей Леонидович, когда на фракции у нас выступал, говорил о том, что большую часть бюджетов надо направлять, а сегодня здесь с отчётом выступал, почему-то уже как бы дал задний ход. Нам кажется, что мы должны принципиально каждый день говорить о том, что бюджетное правило должно быть смягчено, а, может быть, в какой-то мере и отменено. Потому что нельзя психологически выполнять и обеспечивать поддержку последнего указа президента о рывке, нашем экономическом росте и экономическом развитии, если психологии нет. Почему государство должно все лишние деньги отнимать и копить, а почему предприниматели, почему предприятия и юридические лица должны вкладывать для того, чтобы повышать инвестиционную активность?

И вчера отчёт Центробанка нам чётко тоже показал, что низкая инфляция не обеспечивает мотиваций к экономическому росту. Нет у нас сегодня мотивов, по сути дела, инвестиционной активности. И низкая инфляция раз это не обеспечивает, тогда нам нужно придумать и предлагать новые механизмы. А Счётная палата, владея инструментарием, владея кадрами, безусловно, в этих вопросах должна нас продвинуть дальше.

Одновременно хотел бы отметить и такие вопросы. Зоны льготного налогообложения. Мы в прошлом году об этом говорили, порядка 10 с лишним триллионов рублей. Смотрите, с 2005 года особые экономические зоны, потом "Сколково", потом ТОРы с 2014 года. Свободные экономические у нас территории Севастополь, Крым, Владивосток. Наконец дошли до того, что административные какие-то районы надо создавать.

Но никакой эффективности, никаких расчётов, по сути дела, Государственной Думе со стороны Счётной палаты сегодня, и не только сегодня, а вообще собственно не было представлено. Говорили о "Платоне", итогов мы не знаем. Может, есть какие-то закрытые итоги, но открытых итогов мы сегодня не знаем, а соответственно, не можем судить об этой эффективности. Кому эти деньги достаются?

По дивидендам. Почему-то у пенсионеров можно отбирать, почему-то НДС можно, в каждом чеке мы с вами, когда идём в магазин, имеем эти цифры, а 250 миллиардов сегодня неполученных дивидендов, по сути дела, с корпораций государственных, они остаются большими цифрами, которые могут перестроить вот те все расходы, которые мы сегодня планируем наложить на население.

Ну и наконец, самое последнее - так называемые контролируемые иностранные компании. Но каким образом получается, без налоговых последствий можно ликвидировать КИК, при продаже вычесть ее рыночную стоимость, по сути дела, из доходов? Таким образом почему-то мы КИКам делаем, в общем-то, такой большой подарок от лица государства, при этом все эти расходы опять, чтобы их сокращать и в какой-то мере сбалансировать, направляем, по сути дела, и даем пенсионерам.

Поэтому мы поддерживаем постановление, но эти предложения надо бы рассмотреть.

Спасибо.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.