ЛиТР в океане. Сергей Шаргунов о фестивале на острове Русском
На «прямую линию» президента я выходил с края нашей земли, с острова Русский. Там случился большой фестиваль под простым и милым названием ЛиТР – Литература Тихоокеанской России.
Сергей
Александрович
Вай-фай немного тормозил, но
слава Богу, все всё расслышали.
Спрашивал я президента про слова
и мысли. Про участившееся безудержное и безумное преследование по 282 статье за
постинги, репосты, лайки, создание кухонных групп больше трех. Как правило,
страдают молодые люди, не всегда точно и умно выражающие свои чувства, но и
понимание того, что есть экстрим, и у исполнителей, и государственных экспертов
обычно очень расплывачато. А ведь не только посадка, но и
сама «уголовка» с условным сроком способна испортить человеку жизнь.
Короче говоря, всё чаще прессуют за
онлайн и офлайн неблагонадёжность и смутьянство.
«А ведь по логике преследователей, – сказал я, – сажать нужно
посмертно Пушкина, Толстого, Достоевского, Маяковского, а их произведения
изымать».
Ответ президента даёт
шанс на то, что законодательство будет пересмотрено. И, даст Бог, получится
защитить многих уже пострадавших, и главное тех, кто мог бы стать мишенями. В
ближайшее время буду делать максимально возможное, чтобы появились конкретные
решения, которые позволят уйти от абсурда и маразма.
Спрашивают: ну и как это
было, когда задавал свой вопрос?
Сидел я в гостиничном номере
в университетском городке, позади – застеленная кровать, открытый макбук на
подоконнике. А за окном – пейзаж с видом на Тихий океан. В окне была серая
погода, ребята играли в футбол на зеленой лужайке, летали птички, которые
ничего не знают про человечьи забавы и муки, и серебрилась большая вода.
Под окном промелькнула фигура
в черной ветровке с гитарой через плечо. Это был писатель Михаил Елизаров, тоже
приехавший на фестиваль. Я смотрел то в свой компьютер в ожидании связи с
президентом и страной, то на птичек и океан…
Один из вопросов «прямой
линии» про российское гражданство для русских людей – это вопрос и про Михаила,
лауреата премии «Русский Букер», человека родом с Украины.
Миллионы соотечественников ждут права и
возможности получить паспорта граждан России.
Но не только вопрос про
паспорт, а и вопрос про статью 282 – тоже про него, про Елизарова. Не хочу
навлечь на друга неприятности, но легко представить, как кто-нибудь
начальственный возбудится из-за его книг или песен, головокружительных и дико
неполиткорректных.
Впрочем, обвинение в
страсти, ярости и небезразличии – это знак качества для настоящего писателя.
В этот раз на Дальний
Восток приехали безусловно настоящие. И здесь на краю русской речи впервые за долгущее
время произошла масштабная литературная встреча.
Представляете, несколько
десятилетий не было тут ничего подобного.
Но протянулись мосты,
остров Русский из героя адских новостей и баек превратился в центр
университетской жизни. И наконец, высадился писательский десант. Множество
круглых столов и разговоров с читателями в кампусе универа.
Фантаст Сергей
Лукьяненко, упомянутый Елизаров, прозаики Захар Прилепин, Андрей Рубанов,
Андрей Аствацатуров, Вадим Левенталь, поэт и критик Игорь Караулов и многие
другие…
Большинство здесь оказались
впервые.
Принимающий – Василий Авченко, отличный писатель и журналист,
автор книг «Правый руль» и «Кристалл
в прозрачной оправе», исследователь
биографий красного Александра Фадеева и белого Арсения Несмелова.
Мы пообщались с
региональной властью, и договорились: здесь нужна своя сильная литературная
премия, которая поддержит лучших авторов. И надо бы выделять гранты, чтобы
отборные писатели со всей страны могли приезжать сюда, жить, гулять улицами
Владивостока, Хабаровска,
Благовещенска, Южно-Сахалинска, дышать тайгой и океаном,
говорить с этими людьми, открытыми и прямодушными. А потом появлялись бы
очерки, рассказы, стихи и сценарии фильмов. Так происходит на Западе, почему
невозможно у нас? Ведь небезызвестный дальневосточный гектар может быть и
литературным.
Беда нашего Дальневосточья
– это не только обезлюживание из-за недостатка инфраструктуры, но и туманность.
А нужно просвещение.
Что остальная страна
знает об этих великолепных землях и водах, прекрасных жителях и тем более,
литераторах?
Не все
знают: на Камчатку собирался отправиться Пушкин, чувствуя и предсказывая
маршруты развития русской цивилизации. Бумаги, связанные с Дальним Востоком,
лежали на его столе накануне роковой дуэли. В последние дни жизни Александр
Сергеевич приступил к документальному рассказу о покорении и освоении этих
пространств.
Хочется
возродить жанр очерка, а осознание территории и начиналось с записок
путешественников – ученых и военных. Потом пришли Гончаров и Чехов. Пришел
Арсеньев, поведавший про Дерсу Узала – экзотического охотника, чья жизнь была
сплошным приключением. Отсюда волшебные вальсы – «На сопках Маньчжурии» и
«Амурские волны». Кстати, песни «Три танкиста» и «Катюша» о противостоянии с
японцами в 30-е.
Наша
страна, куда бы ты не приземлился, в Калининград, Севастополь или во
Владивосток, удивительна тем, что всюду, при всём своеобразии, в чём-то главном
одни и те же люди. Надо помочь им услышать и разглядеть друг друга.
11
часовых поясов, а ощущение одного длинного застолья. И Фадеев с его
«Разгромом», и Несмелов с его знаменитыми стихами, ставшими песней: «Каждый
хочет любить, и солдат, и моряк…» – всё наша литература.
Которая
продолжается.
Фестиваль
во Владивостоке и на острове Русский случился даже без помощи сверху, скинулись
несколько издательств, зажглись идеей местные книгочеи, впрягся московский
культуртрегер Слава Коновалов.
Возможно,
таков пароль созидания и наступления – самоорганизация. Да, надо спрашивать с
государства. Но и самим иметь готовые ответы. Без личного желания и интереса
ничего не будет – ни книг, ни фестивалей. Когда-то с маниакальным усердием на
Дальний Восток устремлялись те, кто обживал его и превращал в литературу. Те,
кто с характером. Какое-то странное и волнующее чувство повторения истории.
Бесконечная нить тянется издалека, из другой, пушкинской эпохи среди этих бухт и
сопок.
И
сегодня, глядя как братаются блистательные одиночки, Елизаров и Авченко,
понимаешь, что всегда в одиночках дело. Это они сшивают гигантские расстояния
культурными кодами.
Ну что ж, до новых встреч на океане!