Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa Новая версия

Л.И. Калашников: "Мы предлагаем объединять усилия парламентских демократических государств для защиты нацменьшинств от принудительной ассимиляции"

Выступление председателя Комитета по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Л.И. Калашникова по вопросу о проекте постановления Государственной Думы "О заявлении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "О недопустимости ликвидации школьного образования на языках национальных меньшинств Латвии"

Пресс-служба фракции КПРФ в Госдуме.
2018-04-05 10:03
Калашников Леонид Иванович
Калашников
Леонид
Иванович
Персональная страница

Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги!

Сейм Латвийской Республики 22 марта 2018 года принял закон о внесении изменений в закон «Об общем образовании» и закон «Об образовании». В соответствии с этими законами среднее образование в старших классах полностью, а в средних классах в значительной степени (до 80 процентов) к 2021­-2022 учебному году будет предоставляться только на латышском языке. Тем самым грубо нарушаются провозглашённые в конституции Латвийской Республики и подтверждённые международными обязательствами права на сохранение и свободное развитие родных языков национальных меньшинств, что жизненно актуально для трети населения Латвии, прежде всего, русского и русскоязычного.

Напомню, что наш комитет, работая на упреждение, заслушал наших соотечественников из Латвии на своём заседании в связи с внесением этих законов, дал им публичную оценку, мы направили их тогда и в исполнительную власть. Однако, игнорируя мнение значительного числа русскоязычных, эти законы приняты.

Поэтому мы предлагаем Государственной Думе принять заявление "О недопустимости ликвидации школьного образования на языках национальных меньшинств Латвии". Заявлением мы, с одной стороны, осуждаем дискриминационные действия латвийских властей, перечисляя, собственно, европейские правовые нормы, которые должны соблюдаться. Во-первых, мы предлагаем объединять усилия парламентских демократических государств для защиты нацменьшинств от принудительной ассимиляции. Хотя, согласитесь, трудно считать меньшинством более трети населения Латвии. Во-вторых, выражаем солидарность с протестами русскоязычной общественности, которые сейчас проходят в Латвии, против дискриминационной реформы.

При всей важности международно-политической оценки принятых законов мы, к сожалению, понимаем, что рассчитывать сегодня на их отмену или осуждение со стороны западных государств, на словах выступающих за демократию, не приходится. Тому подтверждение 27 лет существования незаконного института «неграждан» Латвии, между прочим, члена Европейского Союза.

Но впервые, кстати говоря, в истории Думы, давая политическую оценку, мы в нашем заявлении предлагаем подкрепить её принятием в отношении Латвийской Республики специальных экономических мер, которые мы недавно обсуждали. При этом мы исходили из следующего: то ли принимать нам новый законопроект в отношении соотечественников в Латвии, точнее, предлагать его принять пленарному заседанию, то ли не предлагать.

Мы обнаружили, что уже имеется Федеральный закон от 30 декабря 2006 года № 281 "О специальных экономических мерах". В соответствии с частью 1 статьи 4 этого закона в ответ на те или иные международные противоправные действия иностранного государства Президентом Российской Федерации на основе наших предложений или предложений других институтов могут быть приняты специальные экономические меры.

В частности, в отношении Латвии это вполне можно осуществить. Например, мы можем рекомендовать запретить или серьёзно ограничить транзит российских грузов и продукции из нашего сырья через латвийские порты. Напомню, что недавно была большая дискуссия по этому поводу в отношении продукции белорусского производства на основе нашей нефти и нефтепродуктов. И не кто иной, как Президент Российской Федерации предлагал отправлять их не через Ригу и Вентспилс, а через Усть-Лугу. В то же время наши субъекты экономической деятельности, наши фирмы, до сих пор осуществляют транзит через те же самые порты.

И я думаю, что будет очень логично, если в соответствии с тем решением, которое принято в отношении наших соотечественников, мы сегодня порекомендуем эти меры. Там есть и другие меры, например, бойкот некоторых товаров и так далее, но это мы могли бы обсудить уже дополнительно. Или же президент сам решит в соответствии с тем самым законом, который ему предоставляет необходимые возможности. Мы всего лишь просим применить эти меры, используя сегодняшнюю правовую базу.

Должен дополнительно сказать, что удивительно, но этот закон был принят без какого-либо предварительного обсуждения с общественностью, и тем более с общественностью российской, точнее, с нашими соотечественниками.

Должен сказать, что ранее было принято не только наше заявление по Украине: и румыны, и венгры, и Венецианская комиссия также делали свои заявления. Так, Венецианская комиссия приняла тогда некоторые решения и рекомендовала отменить в некоторой части положения украинского закона, на что на Украине никто не реагирует. Плевать они хотели, в том числе, на решения своей конституционной комиссии.

И последнее, о чем я бы хотел сказать, прежде чем призвать вас голосовать за это заявление и принятие постановления. Вчера у нас прошли здесь большие парламентские слушания:"О миграционной политике Российской Федерации на пространстве Содружества Независимых Государств". Мы там много говорили о наших соотечественниках, о законах по упрощенному получению гражданства Российской Федерации. Мы много говорили о разных мерах по переселению соотечественников, о принятии закона о политических беженцах, о том, как работать с нашими соотечественниками, скажем, в Приднестровье. На этих слушаниях выступал председатель Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики А.С.Щерба. Кстати, вчера у меня была также встреча с президентом Приднестровья В.Н.Красносельским.

Должен вам сказать, у нас очень много законопроектов, которые требуют принятия, в том числе, и по смешанным бракам, и по политическим беженцам, и по так называемому «праву почвы», и так далее. Есть разные мнения насчет этих законов. Многие из них, кстати, внесены фракцией, преобладающей в Государственной Думе. Но, к сожалению, они не поставлены в график принятия, даже в связи с принятием законов, связанных с реализацией Послания Президента.

Я приведу пример, как наши граждане к этому относятся, и как крымский консенсус, в том числе, повлиял на их волеизъявление во время выборов. В Приднестровье 74 тысячи наших граждан, это почти 25 процентов от всех голосующих за рубежом. Много говорили о голосующих в Нью-Йорке, в Лондоне. В Приднестровье 97 процентов проголосовало, т.е. почти 74 тысячи человек, за Президента Путина. В Чечне так не проголосовали.

И до сих пор 100 тысяч граждан ждут принятия закона об упрощенном получении гражданства Российской Федерации. Неужели мы не будем реагировать даже на эти цифры, которые должны нас побудить, в конце концов, что-то сделать в отношении наших сограждан и соотечественников?

Наш комитет предлагает поддержать принятие данного заявления и соответствующего постановления. Спасибо.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.