Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

П.С. Дорохин: «Стратегическое планирование и коллективные формы собственности следует незамедлительно внедрять в экономику России»

3 апреля от имени фракции КПРФ на пленарном заседании Государственной Думы выступил депутат П.С. Дорохин. Публикуем текст его выступления.

Пресс-служба П.С. Дорохина
2018-04-03 16:12
Дорохин Павел Сергеевич
Секретарь ЦК КПРФ
Дорохин
Павел
Сергеевич
Секретарь ЦК КПРФ
Персональная страница

В мае, после инаугурации президента, будет сформировано новое правительство России. Глава государства уже заявил, что изменения в составе кабинета неизбежны. И нужно сделать так, чтобы они произошли на пользу нашей страны.

У КПРФ есть чуть больше месяца на то, чтобы настоять на появлении в структуре исполнительной власти органа, ответственного за стратегическое планирование. Я говорю о Росплане, Госкомитете по стратегическому планированию при Президенте РФ – аналоге Государственного планового комитета Совета Министров СССР, или Госплана.

Почему он так нужен. До сих пор работа над развитием отечественной экономики ведётся бессистемно и поэтому крайне неэффективно. Отсюда результаты: рост ВВП находится на уровне статистической погрешности, падение промпроизводства, к сожалению, является для нас нормой, наблюдается фактическая неспособность к импортозамещению.

Между тем, первые лица государства, очевидно, осознают необходимость создания Росплана. Напомню, что 19 мая прошлого года Владимир Путин на встрече с премьером обсудил некий комплексный план – «общие подходы к тому, как может развиваться наша экономика и социальная сфера в период с 2017 по 2025 год». Как тогда справедливо заметил президент, «страна должна иметь ясные, понятные планы развития экономики и социальной сферы».

Считаю, в этом году пора уже переходить от констатации проблемы к конкретным действиям. Поскольку упомянутый «комплексный план» подразумевает создание для его реализации особого органа исполнительной власти, который мы предлагаем, Росплана. Без внедрения стратегического планирования в управление страной наша экономика будет все время сыпаться.

Вообще, стратегическое планирование не является чем-то экзотическим. Многие страны, однажды переняв его у Советского Союза, добились настоящего экономического прорыва. Здесь можно вспомнить и пресловутое «японское чудо», и опыт президента США Франклина Рузвельта, который воспользовался советскими наработками и вытащил свою страну из Великой Депрессии.

Неудивительно, что понявшие выгоды стратегического планирования государства не собираются отказываться от научно обоснованного выстраивания своей работы на средне- и долгосрочную перспективу.

Соответственно, в структуре правительств большинства индустриально развитых государств мира – а это США, Япония, Франция и так далее – есть органы, отвечающие за стратегическое и оперативное планирование в экономике. Есть они и в управленческих структурах 147 транснациональных корпораций, поделивших мировые рынки. Они планируют, а мы прогнозируем.

Физик Альберт Эйнштейн семьдесят лет назад произнёс примечательную фразу: «Несомненно, когда-нибудь наступит день, когда все нации будут благодарны России за то, что она, несмотря на величайшие трудности, продемонстрировала практическую осуществимость планового хозяйства».

Теперь настал момент, когда нам самим приходится перенимать у других наций то, что они когда-то переняли у нас.

Приведу ещё одну цитату, на сей раз принадлежащую русскому философу Александру Зиновьеву. Вот она: «Критиковали СССР за плановую экономику — теперь даже антикоммунисты признают, что плановости в западной экономике больше, чем было в СССР. Плановую систему критиковали, но сами-то её усвоили. А ведь это открыто было в России».

Необходимую инфраструктуру для этого мы уже начали создавать. Несколько лет назад при активной поддержке фракции КПРФ Госдума приняла федеральный закон о стратегическом планировании. В документе содержатся принципы целевого, индикативного, стратегического планирования при развитии всех отраслей государства от экономики и социальной сферы до безопасности и обороны. Однако орган власти, который воплощал бы их в жизнь, так и не появился.

Сейчас очевидно, что данный закон требует определённой доработки, настройки под нужды сегодняшнего дня.

В частности, целесообразным является включение в него положений, которые бы обеспечили создание и законодательное принятие важнейшего документа среднесрочного планирования – пятилетнего индикативного плана развития. Именно с помощью таких планов многие промышленно развитые страны – к примеру, Франция и Япония – успешно решали и решают общенациональные задачи.

К слову, о бизнесе. Он не меньше государства заинтересован в появлении детально разработанной среднесрочной программы развития страны. Подобная программа даёт хозяйствующим субъектам ясное представление об экономической политике государства на пятилетку, даёт понимание её предсказуемости.

Теперь что касается организационной инфраструктуры.

По большому счёту, она тоже существует. Есть предложение создать Росплан на базе Минэкономразвития. Понятно, что новый орган власти и его руководитель, а это должен быть как минимум 1-й заместитель Председателя Правительства РФ, получит расширенные полномочия, чтобы иметь возможность верстать стратегические программы, однако фундамент для него уже создан.

Теперь – об алгоритме работы нового Госплана. Как видится, она должна происходить в несколько ключевых этапов.

Первое – Росплан консолидирует у себя разработанные в регионах материалы по приоритетам в развитии экономики субъектов федерации.

Второе – на основе полученных материалов создаёт предварительный проект плана развития экономики страны.

Третье – согласовывает данный документ с министерствами и ведомствами. К слову, на данном этапе реализуется важнейшая функция Росплана, о которой чуть позже.

Четвёртое – разрабатывает окончательный вариант плана, согласовывая его основные индикаторы с регионами и крупными хозяйствующими субъектами. На этом этапе Росплан утверждает документ в правительстве.

Пятое и последнее – пятилетний индикативный план, а также долгосрочная социально-экономическая стратегия на 20 лет принимаются Государственной Думой и приобретают законодательную силу.

Здесь замечу, что в долгосрочную стратегию развития России должна быть интегрирована и Стратегия национальной безопасности. И это не просто так. Снова сошлюсь на опыт развитых государств: их правительства на начальном этапе разработки долгосрочной стратегии создают два прогноза: первый – прогноз обеспечения национальной безопасности, второй – экономический прогноз.

К сожалению, нынешнее уходящее правительство России действовало несколько иначе. Публику постоянно знакомят с высказываниями министров, ожидающих развития ситуации в том или ином ключе. Однако нет уверенности, что данные ожидания основываются на научном подходе. При учреждении Росплана чиновники будут избавлены от угрозы того, что их прогнозы не сбудутся – вся работа кабинета министров будет подчинена единой логике и решению общих задач.

Перехожу к вопросу о важнейшей функции Росплана. Разработка и организация выполнения государственных стратегий – это лишь видимая часть его деятельности. Но главная сущностная функция этого органа власти в другом.

Всем известно, что экономику движут интересы. Интересы регионов, отраслей промышленности, отдельных слоёв и социальных групп населения и так далее. Эти интересы формируют лоббистские цели ветвей власти, государственных органов, отдельно взятых чиновников.

Такова объективная реальность. Министров социального блока или главу Минобороны не должна волновать проблема дефицита бюджета. Их работа – получить для своих ведомств достаточное финансирование. И наоборот, министр финансов по определению занят лоббированием бездефицитности государственной казны.

Та же картина и в отношениях центра и регионов. Первый стремится забрать деньги себе, вторые настаивают на том, чтобы средства осваивались на местах.

Вопрос: кто при ограниченных ресурсах – а их всегда не хватает – найдёт оптимальное соотношение в удовлетворении всех интересов? Кто не будет действовать в ущерб всей системе, лишь бы удовлетворить собственные амбиции?

Правительство не способно на это, при всём к нему уважении, поскольку оно целиком состоит из ведомств, занятых отстаиванием своих позиций. В подобных условиях справедливо и эффективно распределить ресурсы способен только независимый арбитр, который видит картину в целом.

И таким арбитром должен стать Росплан, реализующий свою главную функцию – оптимизация и балансирование экономических интересов.

Не стоит бояться того, что новый, вернее – хорошо забытый старый орган власти станет эдаким оплотом авторитаризма. Всё обстоит с точностью до наоборот: Госплан СССР отличался крайней демократичностью своей работы. Ведь это было ведомство, состоящее из нескольких десятков человек, высококлассных специалистов, готовых уважительно относиться к мнению друг друга. В их число входили: руководители аппарата всесоюзного Госплана, аппаратов Госпланов союзных республик, многие министры и большое число крупнейших учёных страны, причем не только экономистов, но и представителей всех отраслей науки. Это был орган, который концентрировал в себе разум общества.

Должен упомянуть и о главном методологическом инструменте Росплана – балансовом методе, изобретении советского Госплана. Вся работа последнего базировалась как раз на балансировании потребностей и ресурсов. Необходимо возродить данный подход в планировании деятельности государственных институтов.

Остаётся выразить надежду, что в этом президентском цикле Россия всё же будет жить с Роспланом и реальным стратегическим планированием.

Говоря об экономике, не могу не затронуть другую злободневную тему – тему народных предприятий и их популяризации. Наша партия работает над ней, пожалуй, не менее интенсивно, чем над возвращением в практику управления страной стратегического планирования.

В общей сложности больше десятилетия КПРФ пропагандирует опыт народных предприятий на площадке Государственной Думы и вне парламента. В июле 2015 года лидер КПРФ Г.А. Зюганов рассказал о них президенту страны и в дополнение передал Владимиру Путину материалы по ныне работающим в России коллективным хозяйствам.

Наш интерес к народным предприятиям не случаен. КПРФ последовательно предлагает к применению в России экономическую модель, основанную на сочетании государственного регулирования экономики, плановости – о которой было сказано выше – и поддержки малого и среднего бизнеса. Теория и мировая практика говорят о том, что наиболее успешное и эффективное хозяйствование возможно там, где обеспечивается максимальное интегрирование собственности, труда и управления. То есть там, где работают народные предприятия.

Здесь не обойтись без апеллирования к мировому опыту. Родоначальником в области демократизации собственности считаются США, где ещё в 60-х годах прошлого века был разработана и принята специальная программа – «План создания акционерной собственности работников». В документе представлена методика финансирования, позволяющая трудовому коллективу «приобрести предприятие», на котором он занят. На данный момент программа охватывает свыше 13 тысяч компаний, в том числе транснациональных. Более 15% всего трудоспособного населения Штатов занято на предприятиях, контролируемых работниками.

Следующий пример для подражания – Япония. Сегодня в этой стране до 80% рабочей силы занято в компаниях, менеджеры которых активно привлекают трудящихся к участию в управлении.

Далее – Европа. В Польше около 2500 предприятий действуют в соответствии с законодательными актами об акционерной собственности работников. В Швеции количество предприятий, целиком находящихся в собственности работников, составляет 26% от общего числа компаний. В Испании созданная более 50 лет назад корпорация «Мондрагон» объединяет около ста предприятий, основными владельцами которых являются члены трудовых коллективов. В корпорации работает более 70 тысяч сотрудников, в том числе и за рубежом. В Финляндии работает такое известное народное предприятие, как «Валио», на которое приходится 80% молочного производства страны, а товарооборот составляет 2 миллиарда евро.

В целом, более чем 70 стран мира законодательно закрепили права работников на участие в капитале, прибыли и управлении предприятиями. Появились и соответствующие межгосударственные структуры, в частности, под эгидой ЕС создана Европейская Федерация работников-собственников. Она объединяет национальные союзы народных предприятий более 50 стран и оказывает всестороннюю поддержку своим участникам.

И ещё немного цифр. Кооперативный сектор в глобальном масштабе объединяет около одного миллиарда человек. Оборот 300 крупнейших коллективных хозяйств превышает 2,5 триллиона долларов. Россия, к сожалению, практически не представлена в этом секторе.

А ведь для становления и развития народных предприятий в нашей стране уже имеется определённая инфраструктура. Около десяти лет назад по инициативе нашей партии был принят федеральный закон №115 «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)». Как и в случае с правовой базой для стратегического планирования, он тоже нуждается в определённой доработке.

Например, в законе важно прописать конкретные нормы защиты и поддержки кооперативов, в том числе и от недружественных поглощений. Также необходимо облегчить преобразование предприятия в народное – действующие нормы такого не предусматривают.

Назрели изменения и некоторых других законов, регулирующих деятельность коллективных хозяйств. В частности, Налоговый кодекс, где нет нормы о налогообложении выкупа акций работниками предприятия.

В России важнейшей опорной структурой коллективного предпринимательства призван стать Национальный Союз народных и коллективных предприятий, появившийся в апреле 2017 года. Этот Союз, президентом которого я являюсь, стал первым общероссийским межотраслевым объединением компаний, работающих на принципах кооперативного хозяйствования.

Это объединение является надпартийным и готово к сотрудничеству с любыми политическими и общественными силами, заинтересованными в развитии народных предприятий, в частности, и экономики России в целом.

На данный момент НСНКП объединяет два десятка коллективных хозяйств, представляющих самые разные регионы нашей страны и уже сейчас являющихся заметными фигурами в экономике государства. К примеру, одним из учредителей Союза является Набережночелнинский картонно-бумажный комбинат имени Титова – второй после «КамАЗа» налогоплательщик в Набережных Челнах. Сельскохозяйственный производственный кооператив «Звениговский» регулярно завоёвывает со своей продукцией золотые медали на международных выставках. Подмосковный «Совхоз имени Ленина» также не нуждается в представлении.

Развитие отечественного кооперативного сектора безусловно внесёт существенный вклад в повышение эффективности нашей экономики, попутно решая ряд острейших социально-экономических проблем. Например, обеспечения высокопроизводительного труда, преодоления противоречий между трудом и капиталом, повышения качества выпускаемой продукции, развития социальной сферы и так далее. Это особенно актуально в условиях экономического кризиса, который, похоже, стал для России хроническим.

150 лет назад Карл Маркс писал: «Рабочий свободен лишь тогда, когда он является владельцем своих средств производства; это возможно в индивидуальной или коллективной форме; индивидуальную форму владения экономическое развитие преодолевает, и с каждым днём будет преодолевать всё более; остаётся, стало быть, лишь форма коллективного владения».

Сейчас, следуя этому завету, успешно развиваются страны, когда-то сильно отстававшие от мощного Советского Союза. Теперь Россия вынуждена плестись в хвосте экономического и социального прогресса. Чтобы восстановить наши позиции в мире, следует незамедлительно внедрять в практику давно доказавшие свою незаменимость инструменты. Стратегическое планирование и коллективные формы собственности.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.