Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa Новая версия

Валерий Рашкин: Целые микрорайоны стоят незаселенными, но очередникам квартиры не выделяются

В понедельник, 26 марта, по инициативе фракции КПРФ в Малом зале Государственной Думы состоялся круглый стол на тему «Очередь на жилье: проблемы реализации конституционного права граждан на жилище». С докладом на круглом столе выступил член Президиума ЦК КПРФ, первый секретарь МГК КПРФ В.Ф. Рашкин. Публикуем текст его выступления.

Пресс-служба МГК КПРФ
2018-03-26 14:20
Рашкин Валерий Фёдорович
Член Президиума ЦК КПРФ, первый секретарь Московского городского комитета
Рашкин
Валерий
Фёдорович
Член Президиума ЦК КПРФ, первый секретарь Московского городского комитета
Персональная страница

Уважаемые участники круглого стола, уважаемые гости!

Тема нашего сегодняшнего мероприятия – «Очередь на жилье: проблемы реализации конституционного права граждан на жилище». Мы не зря подчеркнули в названии темы тот факт, что жилищные права граждан гарантированы Конституцией. Основной закон страны указывает, что никто не может быть произвольно лишен жилища, а органы государственной власти и местного самоуправления должны поощрять жилищное строительство и создавать условия для осуществления права на жилище. Наконец, именно Конституция гарантирует, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Однако на практике, как мы все хорошо знаем, с соблюдением жилищных прав, прописанных в Конституции и других законах страны, имеются серьезные проблемы. И сегодня мы с вами собрались, чтобы обсудить ситуацию, которая на сегодняшний день сложилась с очередью на жилье.

После распада Советского Союза государство быстрыми темпами начало отказываться от своих социальных обязательств. Если в советское время квартира от государства и улучшение жилищных условий была не мифом, а нормальным развитием жизненного сценария для миллионов семей, то в постсоветские годы ситуация постоянно ухудшалась, и получить жилье становилось все сложнее.

В раздаточных материалах на первых страницах есть графики, составленные по данным, которые публикует Росстат. На них видно, как резко с 1990 года упало количество семей, стоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В последние годы на учете стабильно стоят примерно 5% российских семей. Не менее резким было и падение числа семей, которым удавалось получить квартиры и улучшить свои жилищные условия – эти данные можно увидеть на втором графике.

Наконец, особый интерес представляет третий график, где показано, как в разные годы менялась доля семей, которые смогли получить жилье и улучшить жилищные условия, от общего числа семей, стоящих на учете в качестве нуждающихся в жилье. То есть как менялся процент тех семей, которые смогли, наконец, дождаться своей очереди в тот или иной год. На графике видно, как в 1990-е годы эта доля резко упала, к 2010 году был подъем этого показателя, но в последние годы опять наблюдается очередной спад. В 2016 году только около 5% семей, стоящих на учете, смогли улучшить свои жилищные условия, тогда как в 1990 году эта доля была почти в 3 раза выше.

На графике приведены данные в целом по стране. Естественно, в разных регионах этот показатель сильно отличается. Так, есть регионы, где в 2016 году эта доля превышала 10% и даже 15% – например, Магаданская область, Еврейская автономная область, Мурманская область. Но во многих субъектах эта доля была ниже среднего значения, а в ряде регионов в 2016 году жилищные условия смогли улучшить только 1-2% семей от общего числа семей, стоящих на учете. Нужно обратить внимание, что в этот список вошла и Москва. В столице только 1,73% семей, стоящих на учете в качестве нуждающихся в жилье, получили жилье в 2016 году.

В раздаточных материалах также приведена большая таблица, где показаны результаты расчетов: как изменилась доля получивших жилье за 5 лет – в 2016 году по сравнению с 2012 годом. И, как можно увидеть в таблице, в подавляющем большинстве субъектов эта доля снизилась (во всех регионах в таблице, где процент указан со знаком «минус» – это означает падение этого показателя).

Обратите внимание: Москва и по этому показателю оказалась среди аутсайдеров. В 2016 году доля получивших жилье от общего числа московских семей, стоящих на учете, оказалась на 4,42% ниже, чем в 2012 году. Так что в столице с 2012 года у нас, к сожалению, не прогресс, а ухудшение ситуации.

Все эти статистические данные и цифры на практике ощущаются самими очередниками. Сроки ожидания жилья постоянно растут. Очередники Москвы сообщают, что сегодня они превысили 27-30 лет, хотя раньше приходилось стоять на очереди максимум 20 лет. Из других регионов сообщают совершенно недопустимые цифры – сроки ожидания жилья могут доходить до 40-50 лет и даже больше.

И несколько поколений одной семьи все это время вынуждены ютиться в тяжелых условиях, на маленькой жилплощади, надеясь, что когда-нибудь очередь наконец дойдет до них, и если не дети, то хоть внуки смогут вселиться в нормальные условия. Я думаю, мы сегодня еще услышим примеры подобных историй.

Это, конечно, совершенно недопустимая ситуация. Какого улучшения демографии, о котором нам постоянно рассказывают и к которому призывают, государство ждет от населения, если само ставит граждан в такие условия?

И когда мы начинаем разбираться в причинах, почему очередь так медленно движется, вот тут-то мы сталкиваемся с самым возмутительным. Казалось бы, уж в Москве-то такие темпы строительства, в том числе на бюджетные средства, что за 10-15 лет можно было бы всех очередников давно расселить, а у нас регион далеко не в лидерах, и проблема очень острая. В чем дело? А дело в том, что жилье, которое строится как социальное, реализуется как коммерческое на рынке. До очередников доходят только остатки, и вот мы и имеем ежегодно очень низкую долю тех, кто смог получить квартиры, и постоянно растущие сроки ожидания своей очереди для остальных.

Очередники сообщают, что сегодня в Москве есть целые микрорайоны, которые стоят незаселенными, и город несет нагрузку по содержанию этого жилья, но очередникам квартиры там не выделяются.

Отдельно хочу сказать несколько слов о проблеме многодетных семей. В Москве только менее 4% многодетных семей города стоят в очереди на жилье – это около 5 тысяч таких семей. Причем около 40% многодетных семей-очередников стали на очередь еще до марта 2003 года, то есть более 15 лет назад. И город не может никак обеспечить эту категорию граждан жильем. Раньше были специальные программы, потом отдельная очередь для многодетных семей, которую упразднили в конце 2014 года. Повторюсь: о какой демографической политике можно говорить, о каком стимулировании рождаемости, если государство демонстрирует такое отношение к многодетным семьям?

В заключение мне бы хотелось кратко обозначить основные требования, с которыми предлагается выступить в качестве путей решения проблемы очередников.

Во-первых, законодательно прописать максимальный срок ожидания социального жилья – не более 15 лет. В противном случае ничем не ограниченные сроки так и будут продолжать растягиваться до совершенно неприемлемых значений.

Во-вторых, утвердить критерии для первоочередного улучшения жилищных условий – прописать социальные группы (семьи с инвалидами, жители коммунальных квартир и т.д.). Отдельным пунктом – обеспечить отдельную приоритетную очередь на жилье многодетным семьям.

В-третьих, законодательно гарантировать жилье в районе проживания всем очередникам. Иначе получается, как это бывает сегодня: когда москвичам при освобождении жилищной площади в хорошем районе города дают новое жилье в труднодоступном районе за МКАД. Из-за этого по факту улучшения жилищных условий не происходит.

Наконец, нужно проработать иные проблемные вопросы в этой сфере: например, добиться полного осваивания выделяемого бюджета для покупки жилья очередниками, привести коэффициенты для расчета стоимости жилья по программе социальной ипотеки в соответствие с плановым годом обеспечения и т.д. Я надеюсь, мы сегодня еще проговорим все эти конкретные вопросы и придем к более подробному плану действий по каждому.

Уважаемые коллеги, я кратко обрисовал проблему, которую мы сегодня обсуждаем. Теперь предлагаю перейти к выступлениям остальных участников круглого стола. Приглашаю всех к дискуссии и рассчитываю на плодотворные результаты от сегодняшнего мероприятия.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.