Валерий Рашкин: Целые микрорайоны стоят незаселенными, но очередникам квартиры не выделяются
В понедельник, 26 марта, по инициативе фракции КПРФ в Малом зале Государственной Думы состоялся круглый стол на тему «Очередь на жилье: проблемы реализации конституционного права граждан на жилище». С докладом на круглом столе выступил член Президиума ЦК КПРФ, первый секретарь МГК КПРФ В.Ф. Рашкин. Публикуем текст его выступления.
Уважаемые участники круглого стола, уважаемые гости!
Тема нашего сегодняшнего мероприятия – «Очередь на
жилье: проблемы реализации конституционного права граждан на жилище». Мы не зря
подчеркнули в названии темы тот факт, что жилищные права граждан гарантированы
Конституцией. Основной закон страны указывает, что никто не может быть
произвольно лишен жилища, а органы государственной власти и местного
самоуправления должны поощрять жилищное строительство и создавать условия для
осуществления права на жилище. Наконец, именно Конституция гарантирует, что малоимущим
и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется
бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других
жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Однако на практике, как мы все хорошо знаем, с
соблюдением жилищных прав, прописанных в Конституции и других законах страны,
имеются серьезные проблемы. И сегодня мы с вами собрались, чтобы обсудить
ситуацию, которая на сегодняшний день сложилась с очередью на жилье.
После распада Советского Союза государство быстрыми
темпами начало отказываться от своих социальных обязательств. Если в советское время
квартира от государства и улучшение жилищных условий была не мифом, а
нормальным развитием жизненного сценария для миллионов семей, то в
постсоветские годы ситуация постоянно ухудшалась, и получить жилье становилось
все сложнее.
В раздаточных материалах на первых страницах есть
графики, составленные по данным, которые публикует Росстат. На них видно, как
резко с 1990 года упало количество семей, стоящих на учете в качестве
нуждающихся в жилых помещениях. В последние годы на учете стабильно стоят примерно
5% российских семей. Не менее резким было и падение числа семей, которым
удавалось получить квартиры и улучшить свои жилищные условия – эти данные можно
увидеть на втором графике.
Наконец, особый интерес представляет третий график,
где показано, как в разные годы менялась доля семей, которые смогли получить
жилье и улучшить жилищные условия, от общего числа семей, стоящих на учете в
качестве нуждающихся в жилье. То есть как менялся процент тех семей, которые
смогли, наконец, дождаться своей очереди в тот или иной год. На графике видно,
как в 1990-е годы эта доля резко упала, к 2010 году был подъем этого
показателя, но в последние годы опять наблюдается очередной спад. В 2016 году
только около 5% семей, стоящих на учете, смогли улучшить свои жилищные условия,
тогда как в 1990 году эта доля была почти в 3 раза выше.
На графике приведены данные в целом по стране.
Естественно, в разных регионах этот показатель сильно отличается. Так, есть
регионы, где в 2016 году эта доля превышала 10% и даже 15% – например, Магаданская
область, Еврейская автономная область, Мурманская область. Но во многих
субъектах эта доля была ниже среднего значения, а в ряде регионов в 2016 году
жилищные условия смогли улучшить только 1-2% семей от общего числа семей,
стоящих на учете. Нужно обратить внимание, что в этот список вошла и Москва. В
столице только 1,73% семей, стоящих на учете в качестве нуждающихся в жилье,
получили жилье в 2016 году.
В раздаточных материалах также приведена большая
таблица, где показаны результаты расчетов: как изменилась доля получивших жилье
за 5 лет – в 2016 году по сравнению с 2012 годом. И, как можно увидеть в
таблице, в подавляющем большинстве субъектов эта доля снизилась (во всех регионах
в таблице, где процент указан со знаком «минус» – это означает падение этого
показателя).
Обратите внимание: Москва и по этому показателю
оказалась среди аутсайдеров. В 2016 году доля получивших жилье от общего числа московских
семей, стоящих на учете, оказалась на 4,42% ниже, чем в 2012 году. Так что в
столице с 2012 года у нас, к сожалению, не прогресс, а ухудшение ситуации.
Все эти статистические данные и цифры на практике
ощущаются самими очередниками. Сроки ожидания жилья постоянно растут.
Очередники Москвы сообщают, что сегодня они превысили 27-30 лет, хотя раньше
приходилось стоять на очереди максимум 20 лет. Из других регионов сообщают
совершенно недопустимые цифры – сроки ожидания жилья могут доходить до 40-50
лет и даже больше.
И несколько поколений одной семьи все это время
вынуждены ютиться в тяжелых условиях, на маленькой жилплощади, надеясь, что
когда-нибудь очередь наконец дойдет до них, и если не дети, то хоть внуки
смогут вселиться в нормальные условия. Я думаю, мы сегодня еще услышим примеры
подобных историй.
Это, конечно, совершенно недопустимая ситуация. Какого
улучшения демографии, о котором нам постоянно рассказывают и к которому
призывают, государство ждет от населения, если само ставит граждан в такие
условия?
И когда мы начинаем разбираться в причинах, почему
очередь так медленно движется, вот тут-то мы сталкиваемся с самым
возмутительным. Казалось бы, уж в Москве-то такие темпы строительства, в том
числе на бюджетные средства, что за 10-15 лет можно было бы всех очередников
давно расселить, а у нас регион далеко не в лидерах, и проблема очень острая. В
чем дело? А дело в том, что жилье, которое строится как социальное, реализуется
как коммерческое на рынке. До очередников доходят только остатки, и вот мы и
имеем ежегодно очень низкую долю тех, кто смог получить квартиры, и постоянно
растущие сроки ожидания своей очереди для остальных.
Очередники сообщают, что сегодня в Москве есть целые
микрорайоны, которые стоят незаселенными, и город несет нагрузку по содержанию
этого жилья, но очередникам квартиры там не выделяются.
Отдельно хочу сказать несколько слов о проблеме
многодетных семей. В Москве только менее 4% многодетных семей города стоят в
очереди на жилье – это около 5 тысяч таких семей. Причем около 40% многодетных
семей-очередников стали на очередь еще до марта 2003 года, то есть более 15 лет
назад. И город не может никак обеспечить эту категорию граждан жильем. Раньше
были специальные программы, потом отдельная очередь для многодетных семей,
которую упразднили в конце 2014 года. Повторюсь: о какой демографической
политике можно говорить, о каком стимулировании рождаемости, если государство
демонстрирует такое отношение к многодетным семьям?
В заключение мне бы хотелось кратко обозначить
основные требования, с которыми предлагается выступить в качестве путей решения
проблемы очередников.
Во-первых, законодательно прописать максимальный срок
ожидания социального жилья – не более 15 лет. В противном случае ничем не
ограниченные сроки так и будут продолжать растягиваться до совершенно
неприемлемых значений.
Во-вторых, утвердить критерии для первоочередного
улучшения жилищных условий – прописать социальные группы (семьи с инвалидами,
жители коммунальных квартир и т.д.). Отдельным пунктом – обеспечить отдельную
приоритетную очередь на жилье многодетным семьям.
В-третьих, законодательно гарантировать жилье в районе
проживания всем очередникам. Иначе получается, как это бывает сегодня: когда
москвичам при освобождении жилищной площади в хорошем районе города дают новое
жилье в труднодоступном районе за МКАД. Из-за этого по факту улучшения жилищных
условий не происходит.
Наконец, нужно проработать иные проблемные вопросы в
этой сфере: например, добиться полного осваивания выделяемого бюджета для
покупки жилья очередниками, привести коэффициенты для
расчета стоимости жилья по программе социальной ипотеки в соответствие с
плановым годом обеспечения и т.д. Я надеюсь, мы сегодня еще проговорим все эти
конкретные вопросы и придем к более подробному плану действий по каждому.
Уважаемые коллеги, я кратко обрисовал проблему, которую мы сегодня обсуждаем. Теперь предлагаю перейти к выступлениям остальных участников круглого стола. Приглашаю всех к дискуссии и рассчитываю на плодотворные результаты от сегодняшнего мероприятия.