Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

А.В. Корниенко: Проблема обеспечения жильем детей-сирот – наша общая проблема

Выступление депутата фракции КПРФ А.В. Корниенко на пленарном заседании Государственной Думы 23 марта 2018 года.

Пресс-служба депутата Государственной Думы А.В. Корниенко
2018-03-23 13:15
Корниенко Алексей Викторович
Секретарь ЦК КПРФ
Корниенко
Алексей
Викторович
Секретарь ЦК КПРФ
Персональная страница

- Многотысячные и многолетние очереди на жилье, в которых стоят люди, имеющие право в соответствии с действующими законами на его получение от государства, в нашей стране уже стали обычным делом и никого не удивляют. Например, в них годами стоят военнослужащие и граждане, выезжающие из районов Крайнего Севера.

Однако особенно показательно, когда в таких очередях долгие годы находятся те, кого поддержать, кроме государства, некому – дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

В последние годы наблюдается тенденция роста очередей и уменьшения числа обеспеченных жильем при фактически не растущем объеме финансирования. Темпы жилищного обеспечения не только не позволяют сократить очередь, но даже не перекрывают ее рост. По имеющейся на настоящий момент статистике за 2016 год, на начало года в очереди на жилье по России состояло 229 тыс. человек, на конец года – уже 247 тыс. Жильем за год обеспечено всего 25 тыс.

На мой взгляд, сложившаяся ситуация наглядно демонстрирует целый комплекс проблем в работе государственной системы. Здесь воплотилось всё: и непродуманность вопросов финансового обеспечения с возложением основного объема затратных полномочий на регионы, и отсутствие четкого, единого для всей страны порядка учета детей-сирот, и единых правил формирования и распределения жилищного фонда, в силу чего практика регионов весьма разнится, и, ну куда же от этого деться – коррупция и халатность.

Остановлюсь на этом подробнее.

В последние несколько лет в мой адрес поступает массовый поток жалоб от детей-сирот из Приморского края, которым после окончания учебных и воспитательных учреждений или армии, кроме, простите, исправительных колоний и вокзалов, стало негде жить. Полагаю, другие депутаты также получают аналогичные письма.

В ряде субъектов Федерации на сегодняшний день очереди превышают 5 тыс. человек. Среди проблемных регионов Краснодарский край, Саратовская область, Свердловская область, Алтайский край, Красноярский край, Иркутская область, Кемеровская область, Забайкальский край, Приморский край и другие.

В Приморском крае, например, тенденция к увеличению числа граждан из числа детей-сирот, состоящих в списке на получение жилья, сохраняется уже в течение нескольких лет: в 2014 году – 2,5 тыс. человек, в 2016 году – 4 тыс., в 2018 году – уже 6,5 тыс. Во многих регионах картина похожая.

Часто для получения жилого помещения гражданам приходится массово обращаться в суд, так как при наличии судебного решения жилье можно получить даже раньше тех, кто дольше стоит в очереди.

Источники проблемы можно поделить на несколько частей. Во-первых, это скудность финансового обеспечения данных обязательств.

С 2015 по 2017 годы федеральный бюджет выделял на жилье сиротам по 6,9 млрд. руб. ежегодно, даже не индексируя данную цифру. В текущем году заложено всего на 200 млн. больше.

Вместе с тем, по оценке Счетной палаты Российской Федерации, субъектам требуется более 140 млрд. рублей для решения проблемы. Учитывая, что совокупные расходы в целом по Российской Федерации на обеспечение детей-сирот жильем ежегодно падают и составили, к примеру, в 2014 году 32 млрд. рублей, в 2015м – 27,4 млрд., в 2016м – 26,8 млрд., сложно ожидать, что субъекты РФ в ближайшее время изыщут необходимые средства.

Депутаты фракции КПРФ неоднократно вносили поправки к проектам законов о федеральном бюджете на очередной год, направленные на увеличение финансирования жилищного обеспечения детей-сирот хотя бы в два раза по сравнению с имеющимся уровнем, но они, как Вы догадываетесь, ни разу приняты не были.

Зато миллионы рублей из бюджетов субъектов ежегодно уходят на выплаты крупных штрафов Федеральной службе судебных приставов за неисполненные решения судов, которые они просто не в состоянии исполнить с таким финансированием. Полагаю, только на суммы этих штрафов не один десяток сирот по стране можно было бы обеспечить жильем. Вот такой бесполезный круговорот бюджетных денег в нашей стране.

Помимо финансового аспекта, имеются сложности нормативного и организационного характера, которые не раз отмечались Счетной палатой Российской Федерации.

Во-первых, это отсутствие федерального органа исполнительной власти, полномочного осуществлять нормативно-правовое регулирование, установление единых подходов в принятии детей-сирот на учет, приобретении и распределении жилья.

В субъектах РФ вопросами реализации полномочий по обеспечению детей-сирот жильем занимаются различные органы, а иногда сразу несколько ведомств, курирующих вопросы образования и науки, строительства, жилищно-коммунального хозяйства, земельно-имущественных отношений. В ряде регионов полномочия по освоению выделенных средств переданы на муниципальный уровень. У каждого региона свои представления об учете детей-сирот и порядке их жилищного обеспечения.

Межведомственное взаимодействие не всегда налажено хорошо. Имеются случаи включения одних и тех же лиц в списки на получение жилья в разных муниципальных образованиях или субъектах федерации. Расходятся данные статистики федерального, субъектового и муниципального уровней.

Например, по информации Министерства образования и науки, в 2016 году в Приморском крае обеспечен жильем 451 человек, а по сведениям органов власти Приморского края – 522 человека. Какая из цифр достоверная, сказать трудно.

Очевидно, в данных условиях точно определить объемы денежных средств для удовлетворения потребности в жилье и оценить результативность деятельности субъектов Российской Федерации, крайне сложно.

Кстати, по итогам выявленных Счетной палатой недостатков механизма обеспечения жильем детей-сирот в феврале 2017 года Президент РФ В.В. Путин давал конкретные поручения по их устранению. Результатов их выполнения пока мы не видим.

Немало портят ситуацию с обеспечением жильем сирот правонарушения, коррупция и халатность, выраженные в выявляемых правоохранительными органами фактах хищений бюджетных средств, приобретения жилых помещений по завышенным ценам, предоставлении не пригодных для проживания квартир, невключении детей-сирот в списки на получение жилья. Очевидно, что существующий контроль за расходованием бюджетных средств в данной сфере является недостаточным. Кстати, на этот счет также есть поручение Президента органам прокуратуры.

Таким образом, проблема обеспечения жильем детей-сирот носит комплексный характер и должна решаться комплексно.

Прежде всего, необходимо увеличение финансирования из федерального бюджета. К сожалению, без этого переломить тенденцию роста очередей на жилье будет невозможно.

Уже сейчас регионы, в особенности находящиеся в сложных климатических условиях, испытывают серьезную нагрузку на бюджеты ввиду необходимости реализации мер по повышению МРОТ до прожиточного минимума, с учетом обязательных начислений на данную величину районных коэффициентов и процентных надбавок, а также несут большое количество других затратных обязательств. В данных условиях ждать от них существенного увеличения финансирования жилищного обеспечения детей-сирот не приходится.

Некоторые из субъектов изыскали возможность предоставления частичной компенсации детям-сиротам на съем жилья до момента жилищного обеспечения. Однако таких регионов не более десятка. Считаю, что данная полезная инициатива должна получить федеральную поддержку и более широкое распространение.

Следует обратить внимание и на порядок расходования бюджетных средств. В настоящее время приоритетной формой освоения является покупка квартир на вторичном рынке. Это проще, но, в то же время, дороже, чем строительство нового жилья. Также при совершении сделок на вторичном рынке выше риск совершения коррупционных правонарушений, что подтверждается практикой правоохранительных органов.

Вместе с тем, ясно, что построить необходимые объемы нового жилья для полного погашения очередей в короткие сроки невозможно, и в субъектах существует проблема неосвоения той части бюджетных средств, которая выделяется именно на строительство. Очевидно, здесь следует искать новые подходы, создавать привлекательные условия для застройщиков. Например, в Приморском крае планируется вводить упрощенный порядок предоставления земельных участков для застройщиков, участвующих в строительстве жилья для социальных целей.

Правительство РФ в настоящее время разработало и внесло законопроект, который в случае его успешного принятия и реализации снимет ряд озвученных проблем, однако далеко не все, и в Комитетах при его обсуждении это уже отмечается.

В частности, законопроект не только не учитывает просьбы регионов о сокращении срока договора специализированного найма жилого помещения при соблюдении определенных условий, но и вводит возможность его неоднократного продления при наличии у нанимателя трудной жизненной ситуации. Полагаю, что без указания обстоятельств, в связи с которыми возможно такое продление, эту меру принимать нельзя. Также необходимо учитывать, что трудная жизненная ситуация может быть изначально обусловлена действиями органов власти, дающих жилье сиротам в маленьких и отдаленных населенных пунктах, где нет ни работы, ни социальной инфраструктуры.

В завершение хочу сказать, что проблема обеспечения сирот жильем – это не проблема субъектов РФ или каких-то отдельных органов власти. Это наша общая проблема. Мы все вместе должны проявлять жесткость и добиваться увеличения финансирования данного обязательства, обсуждать новые подходы и вносить в законы те изменения, которые действительно помогут решить проблему очередей. Призываю всех депутатов при обсуждении новых законодательных инициатив и бюджетов в Государственной Думе и в своих регионах обращать пристальное внимание на эту проблему, добиваться увеличения финансирования, делиться положительным опытом своих регионов и переносить позитивные идеи на федеральный уровень. Спасибо за внимание!

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.