Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

В.Ф. Рашкин: "Победим коррупцию – сможем наладить эффективную жилищную политику"

21 февраля на пленарном заседании Госдумы от имени фракции КПРФ выступил первый заместитель председателя Комитета ГД по делам национальностей В.Ф. Рашкин.

Пресс-служба фракции КПРФ в Госдуме.
2018-02-21 14:43
Рашкин Валерий Фёдорович
Рашкин
Валерий
Фёдорович
Персональная страница

Уважаемый председатель, уважаемые депутаты Государственной Думы!

Сегодня я хотел бы выступить с темой, которая в настоящее время актуальна для огромного количества граждан страны, – я говорю о жилищной проблеме.

Конституцией РФ не просто гарантировано, что каждый имеет право на жилище. В основном законе страны прямым текстом прописан ряд важнейших моментов. Во-первых, никто не может быть произвольно лишен жилища. Во-вторых, органы государственной власти и местного самоуправления должны поощрять жилищное строительство и создавать условия для осуществления права на жилище. В-третьих, в Конституции прописано, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

К сожалению, на сегодняшний день имеются проблемы с соблюдением жилищных прав, прописанных в Конституции и других законах страны. Я бы хотел остановиться на ряде проблемных областей в жилищной сфере, в которых на сегодняшний день накопились системные противоречия и массово нарушаются права граждан.

Прежде всего, хотелось бы сказать несколько слов о долевом строительстве с участием граждан.

После массовых протестов обманутых дольщиков в самых разных регионах страны в прошлом году о проблеме наконец вслух заговорили на самом высоком уровне. Почему это произошло только после многочисленных протестных акций – это отдельный вопрос, главное, что на проблему наконец обратили внимание.

По поручению президента разработан и утвержден план по отмене участия россиян в долевом финансировании жилищного строительства. Это важный шаг, который давно пора было сделать. Однако что делать с теми, кто уже пострадал от действий недобросовестных застройщиков? Нужно понимать масштабы, это не единичные случаи. Проблема охватывает более 900 жилищных комплексов во многих регионах страны. По приблизительным подсчётам Минстроя, пострадали около 2,5 миллионов людей. Только в Москве 20 тысяч семей оказались под ударом. Все эти люди – а это семьи с детьми – годами ждут того, что купленные ими квартиры наконец будут достроены.

В октябре 2017 года был создан фонд защиты дольщиков. Еще до этого Минстрой России начал работу по подготовке региональных дорожных карт по решению проблем обманутых дольщиков. Но к сожалению, несмотря на эти шаги, сегодня все не так гладко. Далеко не всегда недострои признаются проблемными объектами, даже если просрочены сроки сдачи по первичной документации. Во многих случаях отсутствуют дорожные карты, то есть плана-графика по решению проблемы нет. Поступают жалобы и на сами дорожные карты: дольщики зачастую с ними не согласны, они находят в них ошибки и недоработки. Наконец, есть замечания и к исполнению разработанных дорожных карт. Мало создать план действий, нужно его придерживаться.

Поэтому сейчас нужно усиливать всестороннюю работу по решению проблемы дольщиков. Нужно контролировать исполнение поручений президента по усилению ответственности за выполнение дорожных карт по достраиванию проблемных объектов. В случае необходимости – применять механизмы государственно-частного партнерства, оказывать государственную поддержку инвесторов, и, наконец, в особенно запущенных случаях выделять прямое бюджетное финансирование мероприятий по достройке жилых комплексов.

Наконец, нужно бороться с первопричинами проблемы – недобросовестным поведением участников рынка и коррупцией. В случае с обманутыми дольщиками виноваты не только компании-застройщики, которые либо неэффективно выстраивают свою работу, либо целенаправленно реализуют мошенническую схему, но и органы власти и правоохранительные органы. Они либо бездействуют и тем самым попустительствуют негативному развитию ситуации, либо – в отдельных случаях – содействуют мошенникам. Поступают жалобы от самих дольщиков, которые сообщают о наличии коррупционной составляющей в их ситуации.

В связи с этим должна быть проведена всесторонняя проверка деятельности представителей исполнительной власти, контролирующих долевое строительство. Нужно отстранить от занимаемых должностей и привлечь к ответственности тех, кто содействовал возникновению проблем с недостроями, кто виноват в увеличении числа обманутых дольщиков. Отдельно нужно привлекать к ответственности тех, кто фальсифицирует данные о количестве обманутых дольщиков, а также тех, кто участвовал в реализации схем искусственного банкротства застройщиков.

Однако все эти меры должны быть частью продуманной кампании по борьбе с коррупцией. Именно она является основной причиной большинства проблем в жилищной сфере на сегодняшний день.

В частности, я хотел бы остановиться на нарушении прав граждан при реализации ФЦП «Жилище» и соответствующих региональных государственных программ.

Жители бывших общежитий и хрущевок, которым в рамках программы «Жилище» должны были предоставить новые благоустроенные жилые помещения, оказались жертвами реализации мошеннической схемы с участием все той же коррупционной составляющей.

В процессе переселения из старого жилья в новое людей обманывают так, что они в принципе остаются без крыши над головой. «На бумаге» такие семьи получают новое жилье, однако эти новые квартиры по факту «реализуются» на сторону, совершенно посторонним лицам, по договорам купли-продажи, после чего семья узнает, что она якобы отказалась от нового жилья. Бывшие общежития, тем временем, втихомолку переводят в нежилой фонд и продают, после чего новые собственники могут предъявлять жильцам квитанции на оплату ЖКХ по заведомо заоблачным тарифам, вовсе отрезать жильцам жилищно-коммунальные услуги и, наконец, подавать в суд заявления об их выселении. На сегодняшний день уже выработана массовая судебная практика выселения граждан на улицу без предоставления иного жилого помещения.

Как это вообще становится возможным? Дело в том, что от людей намеренно скрывают информацию о распорядительных актах о предоставлении жилой площади в рамках программы «Жилище», об адресном перечне домов, включенных в эту программу для переселения, и домов-новостроек, построенных для вселения жильцов. От жильцов скрывают документы о постановке на жилищный учет, о передаче домов в муниципальную собственность, им не выдаются на руки договора социального найма.

В результате, из-за сокрытия и фальсификации информации и незаконного перевода жилых зданий в нежилой фонд, тысячи семей – с детьми, стариками – оказываются на улице. По самым скромным подсчетам с этой проблемой столкнулось не менее 150 тысяч граждан, проживающих в разных регионах страны. Только в Москве таких примеров множество. У меня есть список адресов конкретных домов, жильцы которых оказались в такой ситуации. С этим срочно нужно что-то делать, так как в настоящее время происходит вопиющее нарушение прав граждан, зафиксированных в Конституции.

Другой пример систематического нарушения жилищных прав граждан – это ситуация с очередниками на жилье. Сроки ожидания сегодня превысили 27-30 лет, и это в Москве. В других регионах ситуация еще хуже – там сроки могут доходить до 50 лет. Люди поколениями ждут социального жилья, и вынуждены ютиться в условиях, которые уже не соответствуют никаким санитарным правилам и нормам.

Причем динамика отрицательная: люди все дольше вынуждены стоять в очереди. Усложняются условия получения жилья и для отдельных категорий очередников: так, в Москве несколько лет назад упразднили отдельную очередь на жилье для многодетных семей.

Но главное, дело не в том, что жилье на бюджетные средства не строится – дело в том, что его предпочитают продавать как коммерческое. Таким образом, корень проблемы – это опять же реализация мошеннической схемы с коррупционной составляющей.

Уважаемые коллеги! Призываю вас со всей серьезностью подойти к изложенным выше проблемным вопросам, связанным с нарушением жилищных прав граждан. При решении жилищного вопроса нужно прежде всего бороться с недобросовестным поведением органов власти и правоохранительных органов в этой сфере. Победим коррупцию – сможем наконец наладить эффективную жилищную политику.

Примечание:

Примеры адресов домов, жильцы которых были обмануты при переселении по программе «Жилище» (данные движения «За жильё»):

г. Москва: Симферопольский б-р, д. 19; ул. Ставропольская, д. 17; ул. Люблинская, д. 109/1; ул. Вучетича, д. 18, к. 1; ул. 16-ая Парковая, д. 3; ул. Днепропетровская, д. 27, к. 1; ул. А.Понтрягина, д. 19, кв. 107; ул. Гаражная, д. 3А; Ярославское шоссе, д. 136;

Московская область: г. Люберцы, ул. 8-ого марта, д. 4-а; Раменский район, п. Спартак, д. 15;

ЯНАО: г. Новый Уренгой, ул. Газовиков 2Б, и др.;

Свердловская область: г. Екатеринбург, ул. Машинная, д. 3;

г. Санкт-Петербург: ул. Подвойского, д. 48, к. 1, и др.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.