Н.В. Коломейцев: Не банкротить, а реально оздоровлять! Необходим закон о национализации
Выступление первого заместителя руководителя фракции КПРФ в Государственной Думе Н.В. Коломейцева 13 декабря 2017 года на пленарном заседании по вопросу «О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части процедуры реструктуризации долгов в делах о банкротстве юридических лиц».
Николай
Васильевич
- Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги!
Минэкономразвития в принципе, как гора, которая родила мышь.
Почему? Давайте задумаемся над причинами, которые привели к нынешней ситуации.
Первоначально, если кто помнит, агентство называлось по реструктуризации,
оздоровлению и только потом банкротстве. Теперь оздоровление вообще пропало.
Реструктуризацию решили вернуть, но проблема не в этом.
Посмотрите, как происходит в развитых странах. Там
обязательна процедура национализации, причем все так называемые стратегические
отрасли, как правило, проходят через эту процедуру. Возьмем Великобританию, где
300 тысяч наших сограждан на ПМЖ, тут деньги зарабатывают, а там их прожигают.
В стране угольная отрасль – наглядный
пример: ее то национализируют для оздоровления, то приватизируют для
разграбления.
У меня есть статистика о банкротстве. Я внимательно читал и
знакомил даже председателя Комитета. Не знаю, какое отношение банкротство имеет
к комитету по природным ресурсам, но это думская специфика. С моей точки
зрения, должен быть комитет по собственности, который обязан заниматься этой
проблемой. Но раз так решили... Или, например, есть комитет по промышленности и
экономической политике, наверное, именно от этого комитета мог бы быть
представлен на рассмотрение этот закон,
но природные ресурсы? Мы что, тоже их банкротить собрались в массовом
порядке?
Чем должно было бы заняться министерство прежде, чем
представить нам данный закон? Проанализировать результаты деяний 46
американских специалистов, работавших в Госкомимуществе Чубайса. Мы сегодня
пожинаем плоды их работы. Законодательство, переведенное специально под угробление
нашей экономики, привело нас к этой ситуации. От обратного надо идти, надо
разобраться.
Первое. Что нам нужно? Только сейчас на оздоровление
«Бинбанка» Центробанк дал большую сумму денег. А если посмотрите что за
«Бинбанком», в его собственности? Мы рассматривали не один раз. Шахты
Восточного Донбасса, треть как раз принадлежала «Бинбанку», а это, как
понимаете, стратегическая отрасль. Но где они зарегистрированы? Они
зарегистрированы в офшорах.
Причина заключается в том, что псевдособственник вывел деньги,
сначала оборотку, предварительно увел товар. Кстати говоря, Восточный Донбасс –
это энергетические и металлургические угли, это ликвидная продукция, которая на
металлургических заводах нарасхват. На 4 миллиарда вывели угля и ни с кем не
рассчитались – ни с налогами, ни с рабочими, ни с поставщиками. Что получается? Смотрите,
шахтеры 3 года без зарплаты, бюджет, естественно, свое не получил. А «Бинбанк»
получил государственные деньги. Он же получил их и в 2008 году, когда наступил
кризис, мы ему давали, чтобы вдруг с ним ничего не случилось. Но
Минэкономразвития это не интересует.
Возьмите станкостроительную отрасль или обрабатывающую
промышленность. Там сегодня проблема – недоступность финансовых ресурсов. И кто
вам сказал, что если заводу, когда он еще был в работоспособном состоянии,
кредитов не давали, то после введения процедуры реструктуризации вдруг ему
кто-то их даст?
Но самое страшно: вы знаете, кто сегодня занимается
процедурой оздоровления и является конкурсным управляющим? И сколько у одного арбитражного
управляющего или конкурсного может в управлении быть предприятий? До десяти.
Причем, что делает арбитражный или конкурсный управляющий, придя на
предприятие? Вы думаете, он думает о кредиторах? Или он думает о коллективе и
сохранении предприятия. Первое, что он делает – назначает зарплату себе,
бухгалтеру и заместителю.
Второе, что он делает – смотрит, что тут ликвидного можно
продать подешевле подставной фирме и потом перепродать подороже? Вот такая
процедура банкротства сегодня процветает в Российской Федерации, от маленького
до большого.
Что делать, чтобы
этого не было? Первое – проинвентаризировать все то, что имеем. Второе.
Оценить, что нужно государству и что не нужно. То, что нужно, надо
национализировать, вернуть отраслевое управление и оздоровить, привлекая
профессиональные управленческие кадры. И необходимость, и отложенный спрос.
Сегодня проблема в том, что население нищает, отложенный спрос падает. От чего
будет работать предприятие и на кого, если некому покупать?
Вот эти проблемы, я думаю, надо считать основными. И опять же, с моей точки зрения, необходимо принимать комплексный закон о национализации. В стране закон о приватизации есть, а закона о национализации нет. У нас так понимают, что национализация – это забрать и поделить. Да нет, это забрать и оздоровить – такая задача должна стоять. И сегодня депутаты нашей фракции с помощью ученых Российского экономического университета имени Плеханова находятся уже на финише разработки такого закона. Поэтому рекомендуем вам на ранней стадии с ним ознакомиться. Мы обязательно будем проводить парламентские слушания. Убеждены, что другого механизма нет, все остальное от лукавого, - как бы опять перераспределять и поделить еще недограбленное. Поэтому рассматриваемый сегодня законопроект ничего не решит, ни одной проблемы.