Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

Депутаты-коммунисты задали вопросы министру юстиции на правительственном часе в Госдуме

22 ноября в Госдуме проводился правительственный час с участием министра юстиции РФ А.В. Коновалова. Министру задали вопросы депутаты фракции КПРФ в Госдуме.

Пресс-служба фракции КПРФ в Госдуме. Алексей Брагин.
2017-11-22 17:43

Н.В. Коломейцев:

- Уважаемый Александр Владимирович, известно обострение американское по отношению к нашему телевидению и известна ваша работа по выявлению, так называемых, иностранных агентов.

Скажите, пожалуйста, почему вот до сих пор не проанализирована работа Российской экономической школы. Как вы знаете, Гуриев попросил, бывший ректор, политического убежища во Франции, нынешний ректор Симеон Дянков является ярым антироссийским элементом, который приложил все усилия на посту вице-премьера Болгарии для прекращения контрактов. Финансирование Российской экономической школы, в основном, носит западный характер, причём фондом, связанным со структурами национальной безопасности США - это известный фонд Сороса, фонд Макартуров, фонд Форда. Да и деятельность этой школы, она ведётся по сбору, анализу и передаче, в том числе и чувствительной информации спецслужбам США... (Микрофон отключён.)

А.В. Коновалов:

- Спасибо за вопрос.

Плановые проверки, вы, как я понимаю, Высшей школы экономики, имеете в виду, наверное, да? Нет, не её? Российская экономическая школа. Проверка не проводилась плановая. В дальнейшем для проведения внеплановых проверок нужны определённые основания, к числу которых относятся, в том числе, и запросы, и поручения и председателя правительства, и запросы депутатов Госдумы. Напишите, и мы включим в план.

А.В. Куринный:

- Уважаемый Александр Владимирович, поддержка государственная некоммерческих организаций постепенно увеличивается с каждым годом, и регулярно в бюджете мы находим ряд некоммерческих организаций, которые получают бюджетное финансирование.

Вот то, что касается сегодня урегулирования вопросов отбора, несколько некоммерческих организаций с несколькими названиями, которые выполняют, по сути, одну и ту же функцию - поддержку ветеранов, например, но выбирается только одна из этих организаций и поддерживается из бюджета, а другие нет. Это вызывает много споров, есть ли прозрачный или формируется ли прозрачный механизм (первое) вот этого отбора для финансирования конкурентного из бюджета, и второй вариант про отчетность, про открытую публичную отчетность таких компаний.

К большому сожалению, проверяете её только вы либо там закрытые структуры вместо того, чтобы публично публиковать, в данном случае сколько получено денег, особенно благотворительных организаций, сколько потрачено и на что потрачено. Просто очень много злоупотреблений в этой сфере в последнее время вскрылось. И, на мой взгляд, публичный порядок расходов опубликованный будет дополнительной гарантией к тому, что расходы будут именно целевыми.

А.В. Коновалов:

- Спасибо за вопрос.

Я хотел бы ещё раз подчеркнуть, что ряд моментов процедурного характера, которые связаны с включением таких организаций в реестр, который ведет Министерство юстиции, призваны быть урегулированы в том проекте постановления правительства, о котором я упомянул, которое уже прошло некие нулевые чтения и сейчас проходит процедуру межведомственного согласования.

Ещё раз повторюсь, мы не считаем, что это будет уже идеальный вариант окончательный, который решит все проблемы, но, по крайней мере, мы решим, постараемся решить ряд проблем, которые выявились уже сейчас. Это первое, что хотелось бы отметить.

И второе. Совершенно согласен со всем, что сказано и вами, и представителем Счётной палаты, и звучало в целом ряде вопросов депутатов, которые министерство получило при подготовке к "правительственному часу". Обязательно эта процедура должна быть прозрачна, обязательно должны быть правила едиными и справедливыми для всех, обязательно должен быть определенный контроль за расходами тех средств, которые получают социально ориентированные организации и в том числе из государственного бюджета.

Проблема только в том, что Министерство юстиции в силу своей компетенции обеспечивает только некий нормативный каркас для всей этой работы и вот в части и обеспечения прозрачности процедуры отбора организаций, и, в частности, критериев отбора, в части отчетности, в части контроля за расходованием средств - всё это должны делать заинтересованные органы, в первую очередь, по профилям деятельности этих НКО, ну а неким модератором этой работы в целом сейчас является Министерство экономического развития.

Ещё раз повторюсь, мы будем здесь благодарны, может быть, за создание неких совместных механизмов выявления наиболее важных проблем и определения в конечном счете того, кто за них должен отвечать, и кто должен подготовить определенные предложения, в том числе, может быть, по корректировке законодательства.

М.В. Щапов:

- Уважаемый Александр Владимирович!

Вопрос по реестру общественно полезных услуг.

В первую очередь хочу отметить, что вызвало большой интерес у общественных организаций. В частности, в моей родной Иркутской области сразу несколько организаций подали документы для вхождения в этот реестр.

Между тем общественники обозначают следующую проблему. Для признания исполнителем общественно-полезных услуг и внесении в соответствующий реестр, организация должна представить в Министерство юстиции заключение о соответствии качества оказываемых услуг. Оно выдается органами исполнительной власти в соответствии с установленными критериями качества. Часть критериев носит конкретный характер, но часть довольно-таки размытый.

Так, например, не очень понятен критерий открытости и доступности информации о некоммерческой организации.

В результате органы исполнительной власти зачастую отказывают в предоставлении заключений. Известно ли вам об этой проблеме? И какие меры предпринимаются вашим министерством по её разрешению? Спасибо.

А.В. Коновалов:

- Спасибо большое.

Я ещё раз подчеркну, что вот в этой содержательной части, как бы хэд-лайнерами, ответственными за подготовку и необходимых подзаконных актов, и корректировок законов, является Министерство экономического развития.

Я думаю, что с учётом в том числе прозвучавших сегодня вопросов, многих вопросов, которые были направлены в Минюст депутатами, имеет смысл всё-таки создать некую площадку, на которой Минюст, как держатель реестра, Минэкономразвития, как некое головное ведомство в организации, собственно, содержательной работы в этой части, может быть, какая-то рабочая группа депутатов Государственной Думы вместе подумает о том, как оптимизировать и законодательство, и порядок, и ведение реестра, и оценки качества, оценки заявок и так далее, о чём мы сегодня говорили уже не раз с тем, чтобы не было вот такого "футбола" из стороны в сторону с тем, чтобы это решение было действительно обсуждено качественно, в едином каком-то пакете, и, в конечном счёте, чтобы пошло на пользу представителям гражданского общества, тем более что, как и для вас, для меня Иркутская область тоже отчасти родная.

С.А. Гаврилов:

- Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемый Александр Владимирович!

Наше сегодняшнее обсуждение показывает более чем важную значимость и актуальность с учётом состоявшегося Молодёжного форума, на котором молодёжные лидеры поставили серьёзные вопросы, связанные с повышением своей социальной активности и их оценкой, в том числе государством. Это вопросы, связанные с экологией, с образованием, с лечением.

Я просто напомню, что этот вопрос, который мы обсуждаем, на повестке дня заседания Государственной Думы более семи лет. В 2010 году были приняты соответствующие изменения, которые формулировали положение и статус социально-ориентированных некоммерческих организаций, и только через шесть лет мы определили формы участия этих социально-значимых общественных организаций в виде некоммерческих объединений и формы государственной поддержки в виде исполнителей общественно-полезных услуг.

Напомню, что из 150 тысяч социально-ориентированных НКО у нас в реестре пока всего лишь 45. На самом деле это способ нам задуматься о дальнейшем нашем развитии и повышении эффективности нашей совместной деятельности. Я считаю, что в целом за этот год нам удалось преодолеть немало усилий, был принят соответствующий закон и по признанию, по ведению реестра, о чём сегодня неоднократно говорилось, общественно-полезных услуг, и вопрос по оценке качества.

Я считаю, что очень правильно, что мы пошли навстречу регионам и передали им эти полномочия. Я считаю, что очень важно, что президент в канун "правительственного часа" как раз недавно подписал соответствующий законопроект. Напомню, что нашим совместным решением было принято решение о поддержке федеральных социально-ориентированных некоммерческих организаций, это и Союз ветеранов, и "Боевое братство", и Ассоциация героев. При этом очень многие организации, к сожалению, особенно на региональном уровне, пока не получают достойной поддержки. Это, прежде всего, дети войны, это дети, страдающие в результате неполного внимания, недостаточного внимания к их воспитанию, прежде всего патриотическому воспитанию.

Дорогие друзья, но задачи, которые мы ставим сегодня, обсуждая доклад Министра юстиции, во многом связаны с перспективами развития. И мы считаем, что перспективы, связанные с необходимостью повышения полномочий, соответствующих полномочий и соответствующей поддержки Министерства юстиции в общей координации и консолидации, интеграции усилий как региональных... властей регионального уровня, так и многочисленных некоммерческих организаций. Прежде всего, конечно, мы считаем, что нужно выходить в той или иной степени на единый реестр, единый реестр социально ориентированных организаций, в той или иной степени получающих государственную поддержку, оценивать эффективность и их качество, и повышение надзорных и контрольных органов Министерства юстиции связано и с поставленным вопросом о целевом расходовании субсидий, которые предоставляются нашим многочисленным общественникам.

Нам кажется, что вопрос о деятельности так называемых бумажных НКО должен быть решен в том числе на нормативном уровне, поскольку по ряду оценок лишь четверть этих организаций реально ведут социально ориентированную деятельность.

Уважаемые коллеги, и конечно, не только депутаты Государственной Думы и органы местного самоуправления... но и на федеральном уровне у Министерства юстиции должна быть исчерпывающая информация, а не только у отраслевых министерств и ведомств о характере, итогах работы этих некоммерческих организаций.

Мы считаем важным направлением дальнейшего развития законодательства в области НКО это повышение внимания к деятельности НКО, выполняющих функции иностранных агентов. Действительно количество так называемых иностранных агентов сократилось до 87, но изменился ли объем работы, прежде всего деструктивной работы, прямо скажем, подрывной работы этих организаций в условиях роста, накала информационной войны, о чём нам совершенно объективно и исчерпывающе рассказал Александр Васильевич Бортников на недавнем заседании... закрытом заседании Государственной Думы.

Я думаю, что вопрос стоит о том, чтобы изменить критерии, изменить формы отчетности, изменить полномочия, координирующие полномочия Минюста в том числе по оценке реальных каналов и возможностей финансирования, зарубежного финансирования некоммерческих организаций, исполняющих функции иностранных агентов.

Хотелось бы отметить, что мы в принципе в целом на правильном пути, потому что судебная практика, в том числе судебные решения, принятые в условиях острой состязательности, доказали абсолютную нашу правоту.

Минюст выиграл суды практически по всем вопросам, по всем искам, которые выдвигали некоммерческие организации, являющиеся иностранными агентами. Мы пошли по правильному пути, расширив компетенцию Минюста на средства массовой информации, являющиеся иностранными агентами. Но нам кажется, что меры приняты достаточно мягкие в данном случае и не полностью адекватные, учитывая ту жесткость законодательства, принятого в Соединённых Штатах Америки в отношении иностранных средств массовой информации, вплоть до уголовного преследования, полного раскрытия информации по источникам финансирования и по источникам информации.

Мы считаем, что в случае если наши отношения в данной сфере останутся заблокированными, нам стоит перейти к более жестким мерам по повышению ответственности так называемых иностранных агентов, средств массовой информации перед законом и перед нашей страной.

Важнейший вопрос, который нас очень беспокоит, уважаемый Александр Владимирович, - это нехватка, явная нехватка правовых механизмов у государства, в том числе и у Министерства юстиции, не просто по оценке, но и по пресечению деятельности так называемых деструктивных культов, различных зарубежных сект, поскольку совершенно очевидно, что часто религиозная деятельность является прикрытием для подрывной, для враждебной деятельности этих организаций на территории Российской Федерации. Они... во многом их деятельность направлена на психологические манипуляции, запугивание наших граждан. Потеря детей, потеря имущества - это, к сожалению, типичные примеры деятельности так называемых зарубежных псевдорелигиозных сект и культов. Мы считаем, что требуется расширить полномочия министерства в части затребования отчетности и контроля за деятельностью организаций. В случае нарушения этих требований эти организации должны быть, на наш взгляд, запрещены.

Кроме того, есть ещё важнейшее направление - это деятельность различного рода деструктивных сект, которые прикрываются работой, связанной с реабилитацией лиц с алкогольной и наркотической зависимостью, вышедших из мест лишения свободы. Зачастую лица, страдающие люди попадают в рабскую зависимость, их труд используется руководителями так называемых этих реабилитационных центров. Мы считаем, что Министерство юстиции вместе с Министерством здравоохранения, конечно, должны серьезно взяться за решение этой проблемы.

Уважаемые друзья, у нас ещё есть три серьезных вопроса, которые, на наш взгляд, требуют самого внимательного отношения Государственной Думы к деятельности Министерства юстиции. Эта деятельность затрагивает миллионы, права и свободы миллионов наших сограждан - это вопросы деятельности нотариусов, адвокатов и деятельности по возврату просроченной задолженности, о чём говорили, о деятельности коллекторских агентств.

Совершенно очевидно, что деятельность некоммерческих организаций, нотариальных палат, связанных с защитой прав интересов граждан, особенно в процессе ... сделок, которые, как видим, одной из сторон является гражданин, является важнейшая задача ... направления работы деятельности Министерства юстиции.

Мы неоднократно предлагали Министерству юстиции обратить внимание на работу, повышение эффективности работы Федеральной службы судебных приставов. Совершенно очевидно, что при повышении бюджетного финансирования, повышении статуса работников Федеральной службы судебных приставов, она могла бы стать ведущей, если не доминирующим органом по государственному взысканию просроченной задолженности с физических лиц.

Уважаемые друзья, мы считаем, что деятельность Министерства юстиции, особенно в недавние годы, уже в этом созыве требует не просто самого внимательного изучения и поощрения, но и поддержки, потому что развитие и укрепление гражданского общества, прежде всего, тех

организаций, которых раньше мы называли общественными, сейчас они во многом влились в некоммерческие организации - это является фундаментом развития нашего суверенного общества, нашего государства, нашей демократической системы.

И от того, насколько эффективно будет работать и Министерство юстиции, и парламента Российской Федерации, и исполнительная власть в целом, зависит, насколько мы обеспечим самостоятельное развитие нашего государства во всех вопросах, потому что риск того, что так называемые "социально ориентированные НКО с иностранным участием" выдавят из жизненно важных областей действительно ответственные патриотические организации - достаточно велика.

В этой связи мы считаем необходимым, серьёзно повысить роль и полномочия, и бюджетное финансирование не только Министерства юстиции, но и его территориальных органов.

По нашему мнению, именно там, в регионах, сосредоточены наиболее значимые, эффективные и профессиональные кадры. И мы считаем, что повышение их авторитета, их труда, их оплаты, их количества - это основной залог для обеспечения эффективности работы нашего гражданского общества, наших некоммерческих организаций и, в конце концов, безопасности и суверенного развития нашей страны.

Спасибо.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.