Михаил Щапов: «О ситуации на Байкале вывод сделают ученые»
Число обнаруженных на побережье озера Байкал в Иркутской области и Бурятии мертвых нерп увеличилось до 132, сообщили агентству «Интерфакс» в Байкальском межрегиональном управлении Росприроднадзора во вторник. «На трех участках байкальского побережья – у поселка Новый Энхалук (Бурятия), возле поселка Мурино (Иркутская область) и вдоль Кругобайкальской железной дороги к настоящему времени поднято 132 туши погибшей нерпы. Причина массовой гибели животных устанавливается», – сообщила помощник руководителя управления Ирина Шушакова. Комментирует депутат Государственной Думы РФ Михаил Щапов:
Михаил
Викторович
«Насколько мне известно, Западно-Байкальская межрайонная прокуратура, которая проводит проверку по факту массовой гибели нерп в районе Энхалука, Мурино и КБЖД, привлекла в качестве экспертов не только специалистов Байкальского управления Роспотребнадзора, но и ученых Лимнологического института СО РАН.
Пока версия браконьерства выглядит наименее вероятной – нет очевидных механических повреждений на тушках. Возможно, мы наблюдаем начало эпизоотии чумы животных среди нерп, подобную той, что привела к гибели тысяч нерп в конце восьмидесятых годов прошлого века. В пользу этой версии говорит то, что численность нерпы, как отмечается в Государственном отчете о состоянии озера Байкал за 2016 год, превысила 128 тысяч голов. Это больше, чем было в 80-е годы. Лимнологи полагают, что на самом деле поголовье еще больше. И ученые давно предупреждали, что рано или поздно – по мере увеличения популяции нерпы – эпизоотия повторится. Просто потому, что при росте общей численности, растет и число ослабленных животных.
Однако есть и факторы, которые не подтверждают эту версию. Например, окрестности Энхалука и КБЖД, где находят погибших нерп, нехарактерное для этих животных место. На это указывают и специалисты Лимнологического института. Нерпа обитает на севере Байкала, а выбрасывает их на юге. Это, конечно, тревожит.
В любом случае, слово остается за учеными, нужно дождаться результатов исследования и официального заключения специалистов. Я со своей стороны тоже буду следить за развитием ситуации.
На мой взгляд, эта ситуация – еще один веский аргумент, подтверждающий необходимость серьезного научного изучения ситуации на Байкале».